Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Строение и размножение папоротников - СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ - 7 класс
Цели урока:
обучающая: изучить особенности строения, размножения и развития папоротников на примере щитовника мужского;
развивающая: развивать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательная: формировать ценностное отношение к окружающей природе; на примерах показать уязвимость папоротников и необходимость осторожного обращения с растениями в лесу.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, описание, “биологический” диктант, рассказ с демонстрацией гербарных экземпляров.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Опорные термины, понятия: жизненный цикл, спорофит, гаметофит, спора, архегонии, антеридии, оплодотворение, зигота.
Вводимые понятия: папоротники, вайи, сорусы, заросток.
Материалы и оборудование: гербарный материал, лупы, раздаточный материал, различные виды комнатных папоротников, таблица “Папоротник щитовник мужской”, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
— характеризовать строение, размножение и развитие папоротников.
- Проверка домашнего задания
Ø Деятельность учителя
Проводит графический диктант, в котором необходимо отметить верные суждения знаком “+”, неверные — знаком “-”.
- Среди высших растений моховидные представляют собой обособленную и тупиковую ветвь развития. Они произошли около 350 млн лет назад от первых наземных растений псилофитов — потомков прибрежных водорослей.
- Мхи прикрепляются к почве с помощью корней, через которые они всасывают питательные вещества.
- При разработке торфа были найдены хорошо сохранившиеся останки рыцаря в доспехах. Это объясняется тем, что сфагновые мхи выделяют обладающие бактерицидными свойствами гуминовые кислоты, которые убивают бактерии, и гниение не происходит.
- Споры хвощевидных используют в медицине в качестве детской присыпки, в ветеринарии, а также в промышленности для получения желтой и зеленой красок.
- Важное условие полового размножения мхов, плаунов, хвощей — наличие воды.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемые правильные ответы: 1 — “+”; 2 — “-”; 3 — “+”; 4 — “-”; 5 — “+”.
Ø Деятельность учителя
Нескольким учащимся может предложить выполнить индивидуальные задания по карточкам:
Карточка № 1. Сделать подписи к рисунку “Строение сфагнума п кукушкина льна”:
Карточка № 2. В схеме “Размножение мха” вставить недостающие элементы:
Ø Деятельность учащихся
Выполняют индивидуальные задания, на которые каждому отведено по 5 минут.
Ø Деятельность учителя
Задает вопросы:
- Почему мхи называют “земноводными” в мире растений?
- Чем мхи прикрепляются к почве?
- Какое поколение доминирует в жизненном цикле мхов?
- Где находится половое и бесполое поколение у мхов?
- Из чего вырастает растение мха?
- Почему процесс образования торфа связан со сфагновым мхом?
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемые правильные ответы:
- Клетки мхов легко теряют или поглощают воду. Для полового размножения им необходима водная среда.
- Ризоидами.
- Гаметофит.
- На одном растении.
- Из споры.
- Он задерживает влагу и не гниет в толще отложений.
- II. Организационный момент, постановка проблемы
Ø Деятельность учителя
Сообщает учащимся, что на уроке они продолжат изучение высших споровых растений, среди которых выделяются представители отдела Папоротниковидные. Это древнейшая группа настоящих наземных растений, известная с девонского периода. Сейчас известно около 12 тыс. папоротников. Демонстрирует слайд № 1.
Ø Деятельность учащихся
Слушают объяснение учителя.
Ø Деятельность учителя
Обращает внимание учащихся на тему урока и предлагает вспомнить и рассказать то, что им известно о папоротниках.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях тему урока.
Вспоминают все, что знают о папоротниках.
Ø Деятельность учителя
Знакомит учащихся с преданием: “Только один раз в году — в ночь на Ивана Купалу — в густом лесу в полночь раскрывается удивительный цветок папоротника”. Читает отрывок из произведения II. В. Гоголя “Ночь накануне Ивана Купалы”: “Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся, словно пламя, осветив и других около себя. Только смелый и удачливый человек мог заполучить цветок папоротника — разрыв-травы, от которого распадались все замки и запоры и сами в руки давались клады”.
Ø Деятельность учащихся
Слушают предание.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Задает вопрос: “Можно ли верить преданию о цветке папоротника и его чудодейственной силе?”.
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на поставленный вопрос. Выдвигают собственные гипотезы.
Ø Деятельность учителя
Рассказывает: “Чтобы ответить на поставленный вопрос, нам необходимо познакомиться со строением и жизнедеятельностью папоротников. Возникновение легенды связано с тем, что у некоторых видов папоротников, например у ужовника обыкновенного, одна часть листа выполняет функцию фотосинтеза, а другая — спороношения. Спороносная часть листа похожа на нераскрывшийся бутон цветка”. Демонстрирует слайд № 2.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в тетрадях новые понятия.
Ø Деятельность учителя
Рассказывает, что тело папоротника делится на корень и побег, как у настоящих наземных растений, приспособленных к жизни на суше. Побег образован стеблем и листьями. Задает вопрос: “Как вы думаете, какую функцию выполняют корень и побег?”. Демонстрирует слайд № 3.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемый правильный ответ: Корень обеспечивает растение водой и минеральными солями, а побег синтезирует органические вещества.
Ø Деятельность учителя
Сообщает, что листья папоротников очень специфичны и называются “вайи”. Для них характерен длительный рост вершины, проявляющийся в образовании улитки. Задает вопрос учащимся: “Какую функцию, по вашему мнению, выполняют листья и стебель папоротников?”.
Ø Деятельность учащихся
Записывают определение понятия “вайи” в рабочих тетрадях.
Предполагаемый правильный ответ: Основная функция листьев — фотосинтез и спорообразование, а стебля — транспорт веществ и вынос листьев на поверхность.
Ø Деятельность учителя
Задает вопрос: “Как вы думаете, какие особенности строения листьев связаны с выполнением названных функций?”.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемый правильный ответ: С фотосинтезом связано наличие хлоропластов, обусловливающих зеленую окраску листьев, и широкой листовой пластинки, обеспечивающей более полное использование света под пологом леса. Спороношение обеспечено наличием спорангиев на нижней поверхности листьев.
Ø Деятельность учителя
Обращает внимание учащихся на то, что зародышевый корень у папоротников быстро отмирает и на смену ему появляются придаточные корни, возникающие на стебле.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях следующий факт: “Корень, как орган минерального питания, поглощает из почвы воду и минеральные соли, которые по проводящей системе корня, стебля и листа поступают во все органы папоротника. Сам корень использует готовые органические вещества, синтезируемые в листьях и поступающие ко всем органам растения по проводящим тканям — ксилеме и флоэме”.
Ø Деятельность учителя
Ставит перед учащимися вопрос: “Каким образом происходит размножение и развитие папоротников?”. Затем сообщает, что развитие папоротников происходит со сменой поколений спорофита и гаметофита. Демонстрирует слайд № 4.
Ø Деятельность учащихся
Отмечают в рабочих тетрадях особенности размножения папоротников.
Ø Деятельность учителя
Осуществляет актуализацию опорных знаний учащихся. Предлагает ответить на вопросы:
- Какое поколение называют гаметофитом?
- Какое поколение называют спорофитом?
- Чем представлено половое поколение мхов?
- Что собой представляет бесполое поколение мхов?
- Какое поколение преобладает в жизненном цикле мхов?
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемые правильные ответы:
- Гаметофит — половое гаплоидное поколение, на котором формируются половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды.
- Спорофит — бесполое диплоидное поколение, на котором формируются споры.
- Половое поколение мхов представлено зеленым травянистым растением.
- Бесполое поколение мхов представляет собой коробочку на ножке, живущую на спорофите.
- В жизненном цикле мхов преобладает гаметофит.
Ø Деятельность учителя
Следующим вопросом, который необходимо рассмотреть на уроке, является изучение жизненного цикла папоротников.
Отмечает, что чередуются бесполое и половое поколения — спорофит и гаметофит. Преобладает фаза спорофита — именно его мы называем папоротником. На нижней стороне листа можно заметить маленькие округлые образования. Демонстрирует слайд № 5.
Объясняет учащимся: “Отдельный спорангий трудно увидеть простым глазом. Его строение идеально приспособлено для разбрасывания спор. Зрелые споры высыпаются и разносятся ветром. Из споры вырастает крошечное растеньице, которое похоже на сердцевидную пластинку. Это — заросток, являющийся гаметофитом. Заростки при внимательном осмотре можно обнаружить на поверхности лесной подстилки. На нижней стороне заростка имеются ризоиды. Там же образуются антеридии и архегонии, в которых развиваются половые клетки — соответственно подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Сперматозоиду, чтобы доплыть до яйцеклетки, необходима вода. После слияния половых клеток образуется одна клетка — зигота. Из зиготы развивается зародыш, который вырастает во взрослое растение — спорофит (сам папоротник)”.
Ø Деятельность учащихся
Составляют опорную схему жизненного цикла папоротников и рисуют ее в рабочих тетрадях.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся проанализировать записи, которые были сделаны в рабочих тетрадях в течение урока, и сформулировать вывод: что нового они узнали о папоротниках?
Ø Деятельность учащихся
Формулируют устно ответ на поставленный вопрос.
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить дифференцированные задания:
- Сделайте подписи к рисунку “Строение папоротника”.
- В предложенных карточках учащимся необходимо подчеркнуть правильные ответы.
Пример карточки:
- Что развивается из спор папоротника? (Гаметофит; спорофит.)
- Чем представлен гаметофит папоротника? (Травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком.)
- Чем представлен спорофит папоротников? (Травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком.)
- Какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротников? (Бесполое — спорофит; половое — гаметофит.)
- Что служит ограничивающим фактором в цикле развития папоротников? (Воздух, вода, температура.)
Ø Деятельность учащихся
Подписывают рисунок.
Предполагаемые правильные ответы:
- Гаметофит.
- Заростком.
- Травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями.
- Спорофит.
- Вода.
- Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Создает рефлексивную ситуацию, чтобы получить качественную оценку работы на уроке каждого учащегося и всего класса в целом.
Оценивает активность учащихся на уроке, благодарит за работу. Предлагает учащимся заполнить анкету для рефлексии. Анкета не подписывается.
Пример анкеты для рефлексии:
- На уроке я работал ... активно / пассивно
- Своей работой на уроке я ... доволен / не доволен
- Мне хочется, чтобы ...
Ø Деятельность учащихся
Оценивают результаты собственной работы на уроке. Анонимно заполняют анкету и отдают учителю.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 42 учебного пособия. Ответить на вопросы после параграфа.
Сообщает учащимся, что на следующем уроке речь пойдет о многообразии папоротников, поэтому необходимо подготовить сообщения по темам: “Папоротники — комнатные растения”, “Лекарственные папоротники”, “Папоротники — пищевые растения”, “Папоротники, занесенные в Красную книгу”.
Ø Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание. Готовят дома сообщения.