Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений - НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: коммуникативные (к.) — слушать и слышать друг друга; строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; регулятивные (р.) — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; познавательные (п) — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; личностные (л.) — формировать познавательный интерес к изучению природы и истории развития знаний о природе; осознавать значимость растений в жизни человека.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: царство Растения, ботаника, орган, семенные растения, споровые растения', различать царства живой природы; характеризовать различных представителей царства Растения; определять предмет науки ботаники; описывать историю развития науки о растениях; характеризовать внешнее строение растений; осваивать приемы работы с определителем растений; объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.
Оборудование и материалы: учебник, инструкции “Правила по ведения в кабинете биологии”, “Правила работы с лабораторным оборудованием”, магнитная или интерактивная доска.
Общие рекомендации. К вводному уроку следует тщательно подготовиться. Данный курс начинается с наиболее сложных и важных для дальнейшего обучения тем. Чтобы сформировать устойчивый интерес к изучению биологии, необходимо сделать первый урок максимально интересным. Поскольку первый урок в учебном году перенасыщен информацией, то для того, чтобы учащиеся смогли восстановить способность к восприятию учебного материала, целесообразно провести физкультминутку, лучше оздоровительно-гигиеническую (Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент
(Знакомство. Учитель представляется ученикам (если учитель и ученики не знакомы)).
II. Работа по теме урока
1. Слово учителя
(Начать урок следует с рассказа о правилах поведения в кабинете биологии и правилах работы с лабораторным оборудованием. Обязательно нужно сказать о режиме проветривания и уборки кабинета.)
Для нашего здоровья очень важно регулярно убирать и проветривать кабинет. При проветривании воздух в кабинете обогащается кислородом, температура воздуха немного понижается, влажная уборка очищает и увлажняет поверхности и воздух, а это положительно отражается на работе человеческого организма.
(После этого учитель перечисляет то, что ученики должны иметь на уроке: учебник, рабочую тетрадь, тетрадь для записей, карандаши, альбом для рисования, дневник. Тетрадь и учебник необходимо обернуть обложкой.)
2. Беседа, работа по учебнику
В этом году мы продолжаем изучать науку биологию. Давайте познакомимся со структурой учебника. Научившись ориентироваться в нем, вы быстрее усвоите новый материал.
Откройте учебник на с. 190, 191 (оглавление). Название глав нам подсказывают, какие темы представлены в учебнике. Мы познакомимся с различными органами растений, узнаем об основных процессах жизнедеятельности растений, о многообразии растений и этапах их развития, о растительных природных сообществах.
(Рассказ учителя о рубриках и формах работы с учебником.)
В конце учебника (с. 176—183) находится словарь терминов. Мы с вами составим и свой рабочий словарик, в который вы будете записывать основные понятия. Этот словарь должен быть с вами на каждом уроке.
Давайте вспомним биологические понятия и термины, изученные в прошлом учебном году.
— Что изучает наука биология?
(Ответы учеников.)
Совершенно верно, биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. В переводе с греческого языка биология — это учение о жизни (биос — “жизнь”, логос — “учение”), т. е. наука о живых организмах. Этот термин появился в 1802 г., его предложил французский ученый Жан Батист Ламарк.
— Как называются большие группы живых организмов, объединенных по определенным общим признакам? (Царства.)
— Какие царства вы знаете? (Царства Бактерии, Грибы, Растения, Животные.)
Изучению этих царств посвящены различные разделы биологии: животных — зоология (зоон — “животные”); грибов — микология (микос — “гриб”); бактерий — микробиология (микро — “маленький”, биос — “живой”), растений — ботаника (ботане — “трава”, “зелень”, “растение”).
Откройте ваш словарь терминов и запишите определения рассмотренных понятий.
(Для записей можно использовать отдельную тетрадь или поместить словарь терминов в конце рабочей тетради. На первых уроках учитель записывает на доске все термины вместе с учениками, затем предлагает учащимся делать это самостоятельно).
Основоположником ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370—286 гг. до н. э. и был учеником знаменитого Аристотеля. Теофраст собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.
Растений на Земле существует великое множество. Как же разобраться во всем их многообразии? В этом нам поможет наука систематика.
Систематика — это наука о разнообразии и классификации организмов.
К систематике мы вернемся, когда будем изучать классификацию растений.
Итак, наука биология изучает живые организмы.
— Чем живые организмы отличаются от неживых?
(Ответы учеников.)
Все живые организмы обладают такими свойствами, как обмен веществ (поглощение и выделение различных веществ), размножение (воспроизведение себе подобных), рост (увеличение массы и размеров организма), развитие (качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), смерть. Каждым из этих свойств или несколькими сразу могут обладать и неживые организмы. Но всеми одновременно — только живые. Растения — особенные организмы. Рост, развитие, размножение, клеточное строение, и даже обмен веществ хорошо определяемы у растений. А вот чтобы обнаружить, как проявляется у растений раздражимость, необходимо очень внимательно их изучать. Реагируют многие растения медленно, малозаметно. Например, листья растения поворачиваются к свету весь световой день, а его корень изменяет направление своего роста, следуя за водой или к центру Земли, несколько дней. Не зря давным-давно на Руси растение называли “прозябение”, что означало “медленный, неактивный”.
Но у растений есть еще и неизвестные нам способности, например, они могут “слышать”.
(Учитель предлагает учащимся познакомиться с дополнительным материалом.)
Дополнительный материал
Растения “слушают” музыку
О том, что растения “слушают” музыку, известно с далеких времен. Существуют поверья о том, как землепашцы использовали влияние музыки на растения для улучшения всхожести семян, получения щедрого урожая. В древнеиндийских трактатах упоминалось, что бог Кришна своей игрой на музыкальных инструментах приводил в восторг не только людей, но и траву и деревья.
Индийский ботаник Т.Ц. Сингх в средине XX в. провел серию экспериментов, подтвердивших влияние музыки на рост растений в результате усиления под ее воздействием фотосинтеза, ускорения обмена. Благодаря преобладанию процессов синтеза над распадом флора ускоряет свой рост в 2 раза. Агроном-ботаник Дж. Смит проводил эксперименты на кукурузе и сое с использование музыки Джорджа Гершвина. Полученные результаты также показали, что музыка для растений — мощный стимул роста и развития. А в 1970-х гг. в книге рекордов Гиннесса появилось имя Дана Карлсона — фермера, вырастившего самый большой в мире страстоцвет пурпурный (180 м против обычных 54 см). Одной из особенностей ухода за этим растением было ежедневное “прослушивание” им произведений А. Вивальди, И.С. Баха, а также музыки, напоминавшей щебетание птиц.
Исследователи, изучавшие влияние музыки на растения, пришли к любопытным выводам. Рост растений зависит прежде всего от звуковых частот. Наиболее благотворна для растений классическая музыка
(58—75 Гц), а вот рок оказывает пагубное влияние. При этом тропические растения могут быть признаны “фанатами” современного рэпа.
Студенты одного из российских вузов провели эксперимент, чтобы проверить влияние музыки на рост комнатных растений. Были использованы песни Юрия Визбора, композиции в исполнении Николая Баскова, хиты 1990-х гг., музыка из советских фильмов. Оказалось, что растения с “удовольствием” слушают музыку из кинофильмов и бардовские песни, к Баскову относятся равнодушно, а песни 1990-х их просто угнетают.
Как растения “общаются”
Ученые в результате некоторых исследований доказали, что растения не только общаются между собой, но и слышат окружающие их звуки.
Научный сотрудник университета Западной Австралии доктор Моника Гальяно провела несколько исследований, в результате которых выяснила, что растения реагируют на звук и общаются между собой щелчками. Исследования проводились на ростках кукурузы. В процессе роста корни ростков регулярно производили щелчки. Кроме того, корни помещенных в воду ростков тянулись в том направлении, где находился источник звука.
В результате других исследований, проведенных доктором Дэвидом Джонсоном в университете Абердина, было обнаружено, что растения могут общаться между собой через почву. Например, если корни одного растения заражены каким-либо заболеванием, то оно предупреждает об этом своих “соседей”. В качестве посланника выступает особый грибок, который находится в почве. Благодаря своевременному предупреждению здоровые растения активируют специальные гены для защиты от болезни. В некоторых случаях растения предупреждают об опасности путем выделения газа. Например, если надрезать лист одного растения, то оно начнет выпускать газ, а другие растения начинают готовиться к возможной опасности путем выделения специальных химических веществ. Подобная реакция наблюдается у многих растений, например, у капусты, когда на листьях поселяются гусеницы.
— Как вы думаете, сколько видов растений существует на Земле? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Общее число ныне живущих описанных видов растений около 500 тыс. Древнегреческому ученому Теофрасту было известно 600 видов растений.
Одни растения живут на суше, а другие в воде. Одни микроскопические, а другие достигают гигантских размеров. Растения можно встретить даже в безводных пустынях, в Арктике и Антарктике.
Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, выращиваемыми человеком.
(Учитель предлагает записать эти и следующие (выделенные в тексте курсивом) понятия в словарь терминов.)
Растения могут иметь простое и сложное строение (одноклеточные и многоклеточные растения). Одноклеточные растения не имеют органов, а многоклеточные состоят из нескольких органов. Орган — это часть растения с определенным строением и функциями. Органы бывают генеративными (участвуют в половом размножении) и вегетативными (обеспечивают жизнедеятельность растения). К низшим относят растения, тело которых не расчленено на части (например, зеленые водоросли), а к высшим виды, тело которых разделено на специализированные органы (например, корень и стебель). Растения, образующие семена, называю семенными, а растения, не имеющие семян и размножающиеся с помощью специальных мелких клеток — спор, споровыми растениями.
Зеленые растения способны к фотосинтезу, т. е. они с помощью энергии солнца превращают неорганические вещества в органические. Поэтому растения являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле. Кроме того, в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания других живых организмов.
Точно определить объем работы, выполняемый растениями, практически невозможно. По весьма приблизительным подсчетам, растения в процессе фотосинтеза ежегодно образуют около 400 млрд т органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд т углерода. При этом они выделяют в атмосферу кислород, необходимый нам для дыхания.
Представьте себе, что одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 человек. А зеленые насаждения, занимающие 1 га земли, поглощают в течение часа 8 кг углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют 200 человек за то же время!
Помимо этой планетарной роли, зеленые растения являются местообитанием и убежищем для многих животных. Животные используют растения не только как пищу, но и как лекарство от различных болезней. Огромна роль растений и в жизни человека.
В настоящее время о жизни растений известно достаточно много, но это не значит, что на все вопросы есть ответы и все тайны уже раскрыты. Ведь чем больше секретов природы мы узнаем, тем больше нам открывается неизвестного и увлекательного.
III. Рефлексивно-оценочный этап
— Проверим записи в словаре терминов.
(Все записанные понятия ученики по цепочке комментируют, а учитель при необходимости вносит корректировки.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 1, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.
2. Нарисовать в альбоме дикорастущее и культурное растение, подписать названия.
3. Составить кроссворд из новых терминов (по желанию).