Систематика растений, ее значение для ботаники - МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Систематика растений, ее значение для ботаники - МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: систематика, царство, вид, ареал, двойные (бинарные) названия', систематизировать растения по группам; характеризовать единицу систематики — вид; осваивать приемы работы с определителем растений; объяснять значение систематики растений для ботаники; приводить примеры названий различных растений.

Оборудование и материмы: учебник, комнатные растения, гербарии растений разных систематических групп, таблицы основных отделов растений, школьный атлас-определитель растений (по одному на парту) или определительные листы.

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Комментированный разбор домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

1. Что изучает наука систематика

(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

На Земле существует огромное количество различных растений. Они сильно различаются между собой по размерам, срокам жизни, местообитанию, внешнему строению и т. д. Для того чтобы разобраться во всем многообразии обитающих на Земле растительных организмов, необходимо разбить их на определенные группы, т. е. классифицировать.

(Заслушивание сообщения о деятельности К. Линнея. Ответы на вопросы по тексту доклада.)

Примерное содержание сообщения

Шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707—1778) родился в семье священника. Его родители хотели, чтобы мальчик стал пастором. Но Линней еще в детстве увлекся ботаникой и посвящал все свое свободное время изучению растений.

После окончания школы родители отпустили Линнея учиться медицинским наукам. Кроме того он продолжал заниматься самообразованием в области различных естественных наук. Некоторое время Линней даже занимался медицинской практикой и использовал свои знания о растениях для лечения людей. Однако все

свои основные силы он посвятил изучению природы. Он побывал в нескольких экспедициях, работал смотрителем в крупнейшем ботаническом саду Голландии, в котором были собраны растения со всего мира.

В 1735 г. Линней издал книгу “Система природы”, в которой представил классификацию растений, животных и даже минералов. Ученый описал большое количество растений и животных, которые были ему известны. Он рассказал, как они выглядят, в чем проявляются их особенности и отличия друг от друга.

Но заслуга Карла Линнея состоит не только в этом. Благодаря ему каждое растение получило не только имя, но и “фамилию”. Поэтому Линней считается основоположником науки систематики.

Если мы заглянем в любой биологический справочник, то увидим, что названия всех растений состоят из двух слов. Например, береза карликовая, роза собачья, лапчатка гусиная, герань лесная и т. д. Это так называемая бинарная номенклатура (т. е. двойное название), которая была введена Карлом Линнеем в 1753 г. в книге “Виды растений”.

Еще одно достижение Линнея — выделение биологического вида в качестве исходной категории систематики.

Вопросы к классу

— Как называется наука о классификации растений? (Систематика растений.)

— Что является самой крупной единицей систематики? (Царство.)

— Какие царства вы можете назвать? (Царства Растения, Животные, Грибы, Бактерии.)

2. Название вида

(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов, гербарных экспонатов, комнатных растений одного вида.)

Все двойные названия являются наименованиями различных видов растений. Вид — основная (минимальная) единица систематики. Вид — совокупность растений, сходных по внешнему строению, способных скрещиваться и давать плодовитое жизнеспособное потомство.

Сходные по происхождению и внешнему строению виды объединяют в роды.

Если мы более подробно разберем двойные названия растений, то сможем обнаружить много интересного. Например, названия видов: лютик едкий, лютик ядовитый, лютик золотистый, лютик ползучий — имеют общее слово “лютик”. Это говорит о родстве этих растений между собой, т. е. эти растения объединяются

в общую группу — род Лютики. Таким образом, первое слово двойного названия растения (это чаще всего существительное) является названием рода, а оба слова вместе — названием вида этого растения. Видовое название никогда не употребляется отдельно от родового и ему всегда предшествует название рода.

— Найдите в атласах-определителях названия растений, принадлежащих к одному роду, и запишите эти названия в тетрадь.

(Учащиеся работают с гербариями.)

Но во всей биологической литературе наравне с двойными русскими наименованиями указаны и названия на латинском языке (также двойные). Введение латинских названий является заслугой Карла Линнея. Какой бы определитель мы ни взяли, в какой бы стране он ни был выпущен, рядом с обозначением на местном языке обязательно будет надпись на латинском.

— Как вы думаете, для чего это делается? (Благодаря латинским названиям растений ученые и ботаники всего мира понимают, о каком растении идет речь, ведь в разных странах одно и то же растение может иметь различные названия.)

У культурных растений, выведенных человеком, принято выделять сорт. Сорта растений появляются в результате селекционной деятельности. В течение длительного времени люди отбирают растения с теми признаками, которые их привлекают (крупные плоды, яркие цветки и т. д.), и скрещивают между собой. В результате образуются растения с определенными признаками, передающимися по наследству.

Те же процессы (но не направленные на определенный результат и протекающие заметно медленнее) происходят и в природе. На образование одного вида растений в природе может уйти от нескольких сотен до нескольких тысяч лет.

3. Группы царства растений

Близкие виды растений объединяют в семейства, близкие семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, а отделы — в царство Растения.

Например, род Лютики вместе с родом Живокость составляют семейство Лютиковые. Лютиковые, магнолиевые, барбарисовые и некоторые другие образуют порядок Магнолиевидные. Порядок Магнолиевидные относится к классу Двудольные растения, который, в свою очередь, принадлежит к отделу Покрытосеменные растения.

— А к какому царству относятся покрытосеменные? (К царству Растения.)

Отдел — самая крупная систематическая единица в царстве Растения. Растения, относящиеся к одному отделу, имеют важнейшие общие признаки в строении. Выделяют отделы Покрытосеменные (цветковые) растения, Голосеменные, Моховидные, Папоротниковидные, Водоросли.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

Прочитать § 19, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]