Рост и развитие растений. Обобщение и систематизация изученного материала (глава 3) - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Рост и развитие растений. Обобщение и систематизация изученного материала (глава 3) - ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п.— устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: рост, ботаника, развитие, индивидуальное развитие, суточные ритмы, сезонные ритмы, называть основные черты, характеризующие рост растения; объяснять процессы развития растения, роль зародыша;

сравнивать процессы роста и развития растения; устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды обитания; характеризовать этапы индивидуального развития растения; выявлять проблемные зоны в изученных темах и проектировать способы их восполнения; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.

Оборудование и материалы: учебник, таблица “Возрастные изменения в жизни растений”, комнатные растения, гербарии, семена растений.

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Текст с биологическими ошибками предоставляется в печатном виде каждому ученику.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Работа по теме урока

1. Рост растения

Объясните смысл поговорок.

— Как ни гнети дерево, оно вверх растет. (Растение растет всю жизнь, различные условия могут только изменить скорость роста.)

— Не тужи о пне, отрасли есть, сыновья. (На пне появились побеги, образовавшиеся из спящих почек растения.)

— Не от добра дерево лист роняет. (Изменение процессов роста и развития растения в связи с условиями внешней среды.)

— Верба — что луговая трава: ее выкосишь, а она сызнова выросла. (У растения быстро появляются новые побеги.)

Вы все правильно объяснили, молодцы. Могу добавить, что все эти поговорки касаются процессов роста и развития растений. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

— С чего начинается жизнь растения?

(Ответы учеников.)

Зарождение нового растения начинается с оплодотворения яйцеклетки спермием.

— Что же происходит после оплодотворения и образования зиготы?

(Ответы учеников.)

Зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш будущего растения. Период в жизни

растения от образования зиготы до появления семени называется зародышевым.

— Как долго растение может находиться в этой стадии развития?

(Ответы учеников.)

Если семя остается жизнеспособным, то растение в зародышевом состоянии может пребывать достаточно долгое время. Известны случаи, когда семена некоторых растений оставались жизнеспособными спустя тысячи лет. На одном из прошлых уроков мы говорили, что семена арктического люпина проросли спустя 10 тыс. лет после их созревания.

2. Развитие растения

— Что происходит с жизнеспособным семенем, когда оно попадает в благоприятные условия? (Оно прорастает.)

С этого момента начинается новый этап в жизни растения, называемый периодом молодости, который продолжается от момента прорастания семени до его первого цветения.

— Какие питательные вещества использует растение до образования у него корневой системы? (Растение использует питательные вещества, заложенные в семени.)

— Как долго длится период молодости у растений?

(Ответы учеников.)

У различных растений период молодости может длиться разное время. У однолетних травянистых растений — от нескольких дней до нескольких недель, а у древесных — до десяти и более лет.

После появления у растения первых цветов оно вступает в период зрелости.

— Насколько долог этот этап в жизни растений?

(Ответы учеников.)

У однолетних и двулетних растений эта стадия наступает достаточно быстро и длится недолго. В жизни древесных растений это самый длительный этап.

Завершает жизнь растения период старости, когда оно перестает цвести, плодоносить и через некоторое время отмирает. У однолетних растений этот период, как и все прочие, кратковременный, у многолетних может длиться достаточно долго.

На стадии старости растение не образует плодов и семян, новые органы также практически не образуются. Способность к фотосинтезу постепенно падает, ослабевает активность образования новых корней. В стволах старых деревьев образуются крупные дупла, часть веток может отсыхать. В результате растение истощается и постепенно отмирает полностью (засыхает).

Помимо периодов развития, у некоторых растений можно выделить определенные фазы, которые характеризуются конкретны

ми внешними изменениями в облике. У большинства цветковых растений это: 1) появление всходов (прорастание семян); 2) появление листьев; 3) образование боковых побегов; 4) цветение; 5) образование плодов; 6) созревание семян.

Найдите и исправьте биологические ошибки в тексте.

(На выполнение задания отводится 5 мин. Затем учащиеся по порядку читают по одному предложению, называют и исправляют ошибки. Таким образом в работе будет задействован практически весь класс.)

— В жизни цветковых растений обычно выделяют несколько возрастных периодов, которые идут друг за другом в следующем порядке: период молодости, период зрелости, зародышевый период, период старости (зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости).

— Зародышевый период растения начинается с момента образования цветков материнского организма и продолжается до момента образования семени растения (зиготы).

— Зародышевый период у большинства растений составляет не более года. Если семена пролежали больше, то они становятся нежизнеспособными и погибают (если семя остается жизнеспособным, то растение в зародышевом состоянии может пребывать достаточно долгое время).

— Период молодости — промежуток времени от прорастания семени до момента образования семян на этом растении (первого цветения растения).

— Первое время проросток молодого растения питается за счет корневой системы материнского организма (использует питательные вещества, заложенные в семени), а потом у него развивается собственная корневая система.

— Стадия зрелости — самый короткий (длительный) этап в жизни многолетних растений.

— Период старости характеризуется активизацией (угасанием) всех жизненных процессов в организме растения. Растение начинается активно цвести и плодоносить (не образует плодов),образовывать новые органы (не образует новых органов).

3. Влияние условий среды обитания и экологических факторов на растение

(Самостоятельная работа с п. 3, 4 § 18, которую можно совместить с повторением изученного материала, так как некоторые темы (например, почвенное питание, значение воды и др.) здесь пересекаются.)

4. Повторение изученного материала (глава 3)

— Выполните задания А, Б, В, Г рубрики “Подведем итоги” нас. 101, 102 учебника.

(Опрос по опорным понятиям главы 3. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников. )

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Подведение итогов работы на уроке. Выставление отметок.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 18, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Подготовить сообщение о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.






Для любых предложений по сайту: [email protected]