Историческое развитие растительного мира - МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год

Историческое развитие растительного мира - МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: эволюция, цианобактери; описывать основные этапы эволюции организмов на Земле; выделять этапы развития растительного мира; называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

Оборудование и материалы: перечень покрытосеменных растений, относящихся к различным классам, таблицы “Развитие растительного мира”, “Фотосинтез”, гербарии мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, коллекция “Ископаемые остатки живых организмов”, кусочки каменного угля с отпечатками древних растений, окаменевшие остатки древних растений, геохронологическая шкала, пейзажи каменноугольного и других периодов (можно использовать рисунки учащихся); сухой гипс, картон, вазелин, вода в стаканчике, палочка, неглубокая емкость, листья или другие части растения (несколько комплектов).

Общие рекомендации. Проверку наличия рисунков (схем) в альбомах можно поручить трем ученикам. Учитель проверяет их рисунки на перемене. Изучение нового материала следует начать с выполнения творческого задания. Для этого можно разделить учащихся на несколько групп. Для получения отпечатков лучше использовать листья с рельефными жилками.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка и комментирование рисунков. Проверка выполнения заданий в тетради.)

III. Работа по теме урока

1. Понятие об эволюции. Первые живые организмы

Сегодня мы познакомимся с основными этапами развития живого мира. Начнем наш урок с выполнения небольшого творческого задания.

— Нам необходимо сделать несколько отпечатков листьев и других частей растений.

Инструкция

1. Сухой гипс развести водой до густоты сметаны.

2. Смазать плошки вазелином и вылить в них гипсовый раствор.

3. Части растений (лист, стебель, корень, цветок) положить на гипс и аккуратно прижать листом картона (чтобы не было пузырьков воздуха).

4. После застывания гипса вынуть отпечаток из формы. (Учитель предлагает учащимся завершить задание позже, когда гипс застынет, и послушать его рассказ.)

Ученым удалось установить, что планета Земля возникла около 4,5 млрд лет назад.

В то время наша планета была очень неспокойным местом. В атмосфере из-за отсутствия свободного кислорода не было озонового слоя, защищающего в наше время Землю от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. Пары воды попадали в атмосферу в результате многочисленных извержений вулканов (газовые облака над вулканами на 75-80% состоят из паров воды). Вода конденсировалась в верхних слоях атмосферы и выпадала обратно на Землю неистовыми ливнями. Так появился мировой океан.

(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд лет назад. Это были примитивные одноклеточные бактерии. Затем появились цианобактерии, или сине-зеленые водоросли, — древнейшая группа доядерных живых организмов. Они освоили процесс

фотосинтеза, и атмосфера Земли стала постепенно насыщаться кислородом.

Цианобактерии существуют и в наше время.

На протяжении миллионов лет видовой состав растений Земли неоднократно менялся. Одни виды вымирали, на смену им приходили другие, более приспособление к определенным условиям. Процесс развития, который лежит в основе возникновения всех форм живых существ и обусловливает их дальнейшее совершенствование, называется эволюцией.

2. Выход растений на сушу

Около 1,3 млрд лет назад появились более сложные организмы — зеленые и золотистые водоросли. В их клетках образовалось обособленное ядро, и впервые появился половой способ размножения. В это же время возникают и многоклеточные организмы.

Несколько миллиардов лет жизнь развивалась только в воде. Первые наземные растения появились около 400 млн лет назад. Выход растений на сушу смог состояться благодаря появлению озонового слоя в атмосфере, который защищал их от губительного солнечного излучения.

Первыми наземными растениями были риниофиты. Они обитали на влажных и болотистых местах вокруг морей и океана, а также в прибрежном мелководье. Ученые считают, что риниофиты произошли от прикрепленных ко дну водоема зеленых водорослей. Некоторые из них были водными растениями с поднимающимися над поверхностью воды спороносными частями. Но среди них были и вполне сухопутные растения.

У риниофитов еще не было настоящих стеблей и листьев, но у них появились корневищеподобные образования, покрытые ризоидами. У риниофитов начала развиваться покровная ткань, защищавшая организм от пересыхания.

— Почему первой начала обосабливаться корневая система? (Основная часть растения оказалась на суше, и организм больше не мог поглощать питательные вещества привычным способом.)

Многие ученые считают, что ринофиты дали начало нескольким ветвям растений, таким, как плауны, хвощи и папоротники, а возможно, также и мхи.

3. Развитие растительного мира

Постепенно климат на Земле изменялся. Риниофиты вымерли, не выдержав конкуренции с более приспособленными к новым условиям организмами.

Папоротники, хвощи и плауны — типичные споровые растения. Их расцвет пришелся на каменноугольный период. Теплый и влажный климат способствовал росту, размножению и развитию этих растений. Древние папоротники, хвощи и плауны вырастали до огромных размеров (30—40 м в высоту). Этим растениям для осуществления полового размножения была необходима водная среда.

Около 240—250 млн лет назад климат на Земле стал холодным и засушливым. Древовидные папоротники, хвощи и плауны стали постепенно вымирать. Их место заняли примитивные голосеменные растения. Скорее всего, они произошли от древних голосеменных папоротниковидных растений.

— Почему в это время место папоротников, хвощей и плаунов заняли голосеменные растения? (У семенных растений оплодотворение не зависит от наличия воды, а споровые без участия воды размножаться не могут.)

Мы видим, что голосеменные растения были более приспособлены к засушливым условиям, и они заняли освободившуюся экологическую нишу.

Климат продолжал меняться. Вслед за ним преображалась и растительность. Постепенно древние голосеменные вымирали, уступая место современным растениям, таким как сосна, ель, пихта.

Около 130—140 млн лет назад (меловой период) на Земле появились первые покрытосеменные растения. Образование особых специализированных генеративных органов (цветок, плод), а также наличие запаса питательных веществ в семени обеспечили им преимущество перед голосеменными и остальными группами растений. Покрытосеменные быстро расселились по всей Земле, заняли самые разнообразные места обитания и более 60 млн лет господствуют на нашей планете.

Как ученым стало известно, что происходило на Земле миллионы и даже миллиарды лет назад? Узнать о том, что происходило на нашей планете в доисторические времена, помогает наука палеонтология (от греч. палейос — “древний”, онтос — “сущее” и логос — “учение”). Палеонтология — наука об историческом развитии живой природы в течение всего геологического прошлого Земли, о древних ископаемых животных и растениях. Одна из ветвей палеонтологии — палеоботаника — изучает ископаемые остатки древних вымерших растений.

Но как можно изучать растения, вымершие миллионы лет назад? Прошу обратить ваше внимание на наши поделки.

(Учитель предлагает вынуть отпечатки из формы.)

Мы изготовили отпечатки растений и можем по ним изучать строение частей растения.

В осадочных пластах земной коры сохранились окаменелости и отпечатки органов и тканей растений. Процесс образования осадочного слоя идет постоянно и в наши дни (например, на дне любых водоемов). Падающие на дно водоема листья, плоды и другие части растений постепенно покрываются слоем ила, а затем пропитываются кремнеземом, минерализуются или сгнивают, оставив рельефный отпечаток. Со временем слои таких осадочных пород прессуются и отвердевают. По тому, в каком слое пород были обнаружены ископаемые остатки, можно установить их примерный возраст.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Для подготовки к следующему уроку мне необходима ваша помощь. Разделитесь на пять творческих групп. Каждая группа изучит определенный материал и представит его на следующем уроке в форме устного журнала.

Домашнее задание

1. Прочитать § 27, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Составить схему происхождения различных групп растений. Указать примерный период их возникновения, расцвета и гибели (в миллионах лет).

3. Темы для творческих групп: “История селекции”, “Специи и виноград”, “Овощные культуры Старого Света”, “Зерновые культуры”, “Культурные растения Нового Света”.

Дополнительный материал для первой группы

История селекции

Природа как бы заранее “подготовила” человеку обширную арену для его труда и развития: он нашел вокруг множество разнообразных полезных растений. Еще в первобытном обществе, когда люди начали возделывать растения, они стали отбирать семена наиболее продуктивных из них. Растениеводство возникло одновременно в Старом и Новом Свете за 7—8 тыс. лет до н. э.

Селекция (от лат. selectio — “выбирать”) — это наука о методах создания новых и улучшении существующих сортов растений и пород животных. Древние селекционеры создали прекрасные сорта плодовых растений, винограда, многие сорта пшеницы. Им были известны некоторые современные селекционные приемы. Например, искусственное опыление финиковой пальмы применяли в Египте и Месопотамии за несколько веков до нашей эры. Лучшие современные сорта хлопчатника

берут свое начало от форм, происхождение которых связано с культурой индейцев майя. В Перу выращивают кукурузу с очень крупным зерном, созданную много веков назад.

С развитием земледелия и животноводства искусственный отбор лучших форм приобрел массовый сознательный характер. Решающую роль в возникновении научной селекции сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина, становление и развитие общей генетики, а затем генетики растений и генетики животных, радиационной генетики.

В России началом развития научной селекции считается 1903 год — год организации при Московском сельскохозяйственном институте селекционной станции, на которой были выведены первые в стране сорта зерновых культур и льна. В 1920—30-е гг. в нашей стране была создана сеть новых научно-исследовательских центров.

Открытие центров происхождения культурных растений принадлежит Николаю Ивановичу Вавилову (1887—1943) — русскому биологу, генетику, растениеводу. Он возглавлял Всесоюзный институт растениеводства, а также генетическую лабораторию, преобразованную затем в Институт генетики.

На основании проведенных в 1919—1920 гг. исследований Вавилов описал все культурные растения Поволжья и Заволжья в книге “Полевые культуры Юго-Востока” (1922 г.).

С 1920 по 1940 г. он руководил многочисленными ботанико-агрономическими экспедициями по изучению растительных ресурсов Средней Азии, Средиземноморья и др. В 1924т. экспедиция побывала в Афганистане. Собранный материал позволил ученому установить закономерности в происхождении и распределении сортов культурных растений, что значительно облегчило работу ботаников и селекционеров.

Коллекция культурных растений, собранная Вавиловым, насчитывает более 300 тыс. образцов. В 1920 г. Вавилов открыл закон гомологических рядов наследственной изменчивости у близких видов, родов и даже семейств, согласно которому у родственных групп возникают сходные наследственные изменения.

Однако кампания против генетики, развязанная учеником Вавилова Т.Д. Лысенко и поддержанная партийными идеологами, привела к тому, что в 1940 г. деятельность ученого прервалась. Вавилов был арестован по обвинению во вредительстве.

В селекции растений выделяют несколько направлений:

1) селекция на урожайность — повышение семенной продуктивности;

2) селекция на качество — повышение содержания в семенах белков, сахаров или жиров, увеличение срока хранения плодов и т. д.;

3) селекция на устойчивость к болезням и вредителям, на холодостойкость, зимостойкость, морозостойкость, засухоустойчивость, приспособленность к высоким дозам удобрений и др.

Сочетание различных направлений в селекции обеспечивает создание сортов с комплексом необходимых свойств и признаков, обладающих высокой урожайностью и приспособленных к определенным почвенным, климатическим и хозяйственным условиям.

Дополнительный материал для второй группы

Специи

Во все времена пряности ценились наравне с золотом, мехами, шелками. Пираты нападали на корабли, которые везли специи, даже несмотря на то, что их охраняли боевые эскадры. И брали они не золото, а пряности, которые в свое время имели большую ценность.

В Древней Греции священным растением считался лавровый лист. Недаром голову бога Солнца и покровителя искусств Аполлона венчает лавровый венок. Лавровый венок также надевали на головы олимпийских чемпионов.

Александр Македонский принимал ванны с шафраном для скорейшего заживления боевых ран.

В Средние века за кражу мускатного ореха отрубали руки, а за подделку шафрана карали смертной казнью. Фунт мускатного ореха в Лондоне в XII в. был дороже восьми коров.

Арабы скрывали от европейцев происхождение корицы. По их версии, палочки корицы приносили огромные птицы из дальних стран для строительства из них своих гнезд на скалах.

Индийские учения утверждают, что некоторые специи помогают избавиться от негативных черт характера: корица, гвоздика, тмин — от робости; имбирь, куркума, фенхель — от гнева и зависти; тмин, красный и черный перец, кардамон — от жадности и нерешительности.

Ацтеки в Мексике платили налоги своему правителю ванилью.

Одной из приправ японской кухни является васаби — чрезвычайно жгучая специя, которую подают в виде зеленой пасты к суши. Японцы уверены, что эта пряность — хорошее противоядие при отравлении сырой рыбой.

Во времена Колумба обычный лук ценился настолько, что сарацины за выкуп пленного француза требовали как минимум восемь луковиц.

Виноград

Виноград известен людям с древнейших времен. Это, пожалуй, первая ягодная культура, которую человек окультурил и, возможно, из-за которой начал вести оседлый способ жизни. Ведь для того, чтобы вырастить и собрать урожай этих замечательных ягод, необходимо было долгое время проживать на одном месте и постоянно ухаживать за виноградной лозой.

Виноград выращивали во времена египетских фараонов, т. е. за несколько тысяч лет до нашей эры. С тех пор виноград не только не утратил своего значения, но и стал еще популярнее.

По разным оценкам в мире насчитывается не менее 10—20 тыс. сортов винограда. Это значительно больше любой другой культуры: сортов картофеля 2—4 тыс, плодовых культур не более 6 тыс, зерновых — также не более 2—4 тыс. сортов.

На территории Белоруссии были обнаружены керамические изделия бронзового века, украшенные узорами в виде лозы с гроздьями винограда.

Согласно древнегреческой легенде царь Орисфей, чрезвычайно удин ленный, что вместо щенков его любимая собака родила кусок дерева, велел слугам закопать его в саду, а через некоторое время на этом самом месте появились первые виноградные побеги.

Археологи находят монеты, на которых изображены не короли, султаны или цари, а виноградные гроздья.

Документально подтвержденным фактом являются посадки виноградников в монастырях, а также поместьях и оранжереях крупных землевладельцев. Сохранились инвентарные описи, датируемые X—XVIII вв.

В одной из стран виноградари установили памятник ослу. Они заметили, что кусты винограда, объеденные этим животным, в следующем году лучше плодоносили.

Дополнительный материал для третьей группы

Овощные культуры Старого Света

Человек выращивает капусту уже более 4 тыс. лет. Предком культурных сортов этого растения семейства Крестоцветные является капуста дикая, до сих пор встречающаяся в некоторых районах Средиземноморья. Жители Древнего Египта подавали капусту на десерт, как сладкое блюдо. А Пифагор считал, что этот овощ поддерживает веселое настроение и бодрость духа. На Русь капуста была завезена из Византии в X в. и с тех пор стала одной из самых любимых овощных культур. Особенно популярны на Руси были щи, которые подавались к столу не только в простых избах, но и в царских палатах. На свадьбе царя Алексея Михайловича подавали курицу “во щах богатых”.

Свекла — род однолетних, двулетних или многолетних травянистых растений семейства Амарантовые. Встречается на всех континентах кроме Антарктиды. Культурные виды происходят от дикой свеклы, растущей в Иране, на побережье Средиземного, Черного и Каспийского моря, а также в Индии и Китае. В ассирийских текстах описывается выращивание свеклы в Висячих садах Семирамиды. Свекла была в таком почете у римлян, что ее взимали в качестве дани с подчиненных германских племен. На Русь свекла попала в X в. из Византии. Наши предки употребляли в пищу не только корнеплоды, но и ботву свеклы. А модницы красили щеки свекольным соком.

Известная нам сегодня закругленная форма корнеплода появилась только в XVI в. В 1801 г. в Нижней Силезии была построена фабрика, где сахар вырабатывали из свеклы. Раньше его получали только из сахарного тростника.

Морковь — двулетнее растение семейства Зонтичные. Предки культурного растения обитали в Афганистане и имели корнеплоды ярко-фиолетового, реже — белого и желтого цвета. Оранжевая морковь была выведена в Нидерландах для Оранской династии. Дело в том, что оранжевый был династическим цветом этого королевского дома.

Не удивляйтесь, но в странах Европы морковь — это “фрукт”. Почему? Все просто: португальцы делают из моркови вкусное варенье и экспортируют его в Европу. По европейскому законодательству варенье можно варить только из фруктов. Поэтому морковь — “фрукт”! Действительно, не отказываться же от вкусного десерта только в связи с неподходящей классификацией?

Фасоль — род растений семейства Бобовые. Растет фасоль на обоих полушариях Земли. Упоминание о ней встречается в китайских летописях, датированных 3000 г. до н. э. А коренное население Америки — индейцы выращивали фасоль вместе с тыквой и кукурузой и называли эти культуры “три сестры”.

В Европе фасоль выращивали в горшочках, как декоративное растение. В пищу ее активно стали употреблять только в XVIII в. Фасоль питательна и хорошо хранится, поэтому она часто присутствует в рационе военнослужащих. Особенно славился любовью к фасоли Наполеон Бонапарт. Он считал, что фасоль придает силы мышцам и улучшает работу головного мозга.

Лук — род двулетних и многолетних растений, относимых к семейству Луковые. Большинство исследователей считают, что это растение происходит из Юго-Западной Азии. В Китае и Индии лук выращивали уже 5 тыс. лет назад. В вавилонской коллекции Йельского университета находятся три небольшие глиняные таблички, которые являются первыми из известных нам кулинарных книг. Оказалось, что в Древней Месопотамии широко использовался не только с обычный лук, но и лук- порей, чеснок и лук-шалот. Изображение лука археологи обнаружили на гробнице Тутанхамона, относящейся к 1352 году до н. э.

Лук обязательно входил в провиант рыцарей в Средние века, во времена Крестовых походов. Своих пленных соотечественников французы выменивали у сарацинов, платя по восемь луковиц за человека. В Америку лук попал благодаря экспедиции Христофора Колумба. Сначала он был высажен на острове Изабелла, а потом распространился по всему материку.

Лук-порей является одним из национальных символов Уэльса. В VI в. епископ Давид Валлийский во время битвы против саксов, происходившей на луковом поле, призвал своих солдат прикрепить к шлему лук- порей, чтобы отличить своих соратников от врагов.

Дополнительный материал для четвертой группы

Зерновые

Пшеница — род растений из семейства Злаки. Она была одним из первых одомашненных злаков, ее выращивали еще в самом начале неолитической революции. У дикорастущей пшеницы зерна осыпаются сразу же после созревания, и их невозможно собрать. Вероятно, по этой причине древние люди использовали незрелые зерна. Зерна культурной пшеницы в колосе держатся до тех пор, пока не будут выбиты при обмолоте. Окультуренная пшеница появилась в IX тысячелетии до н. э. в районе Эгейского моря.

Европейские колонисты завезли пшеницу в Южную, а потом и в Северную Америку, а затем в Австралию и Канаду. Так пшеница получила повсеместное распространение.

Ячмень, как и пшеница, был окультурен не менее 10 тыс. лет назад на Ближнем Востоке, в эпоху неолитической революции. Самые древние образцы культурного ячменя найдены в Сирии и относятся к одной из древнейших неолитических культур докерамического периода. Ячмень был обнаружен в древнеегипетских гробницах. Он был символом Верхнего Египта.

В средневековой Европе пищей крестьян был хлеб изо ржи и ячменя, в то время как пшеничный хлеб потреблялся только высшими классами.

Ячменное зерно когда-то использовалось как мерило длины и веса. Три ячменных зернышка по длине равны одному английскому дюйму (2,54 см). А пять очищенных зерен ячменя соответствовали арабскому карату весом 0,2232 г.

Сейчас посевные площади под ячменем занимают четвертое место в мире среди хлебных злаков (после пшеницы, риса и кукурузы).

Ячмень имеет среди хлебных злаков наиболее короткий вегетационный период, поэтому его выращивают и высоко в горах (до 4500—5000 м над уровнем моря), и в северных районах (вплоть до Заполярья).

Рожь — родная сестра пшеницы, но значительно полезней ее. Рожь содержит большее количество незаменимых аминокислот и в 5 раз больше фруктозы. Исторически Россия — “ржаная держава”, и основной наш злак, к которому наш организм наиболее адаптирован генетически, — это, конечно же, рожь. Светило медицинской науки А.И. Купцов писал: “Однообразное питание черным ржаным хлебом русского бедного населения никогда не приводило к авитаминозам, а это свидетельствует о том, что ржаной хлеб относится к категории пищи, наиболее соответствующей потребностям человеческого организма”.

Кукуруза — это однолетнее растение, впервые одомашненное индейцами около 10 тыс. лет до н. э. Дикая кукуруза была низкорослой, початок располагался на верхушке растения, а сверху початка находилась метелка. Такая кукуруза могла легко опыляться ветром, а семена “голого” початка, рассыпаясь на землю, давали всходы и жизнь следующему поколению растений. Кстати, иногда такую кукурузу можно увидеть на наших полях: происходит генетический сбой, и кукуруза возвращается к первозданному виду. Скорее всего, в глубокой древности произошла мутация кукурузы, когда початок закрепился в пазухе листа, а древние земледельцы, оценив вкус нежных семян, стали разводить именно этот сорт кукурузы. Эту версию подтверждают раскопки в “Пещере летучих мышей” близ реки Рио-Гранде. Там раскопан двухметровый культурный слой, в каждом пласте которого найдены початки кукурузы. Так вот, если в верхних пластах кукуруза напоминает современную, то в нижнем - початки очень маленького размера, а семена заключены в пленки, как у современных злаковых.

Археологи утверждают, что американские индейцы ели поп-корн как минимум 5 тыс. лет назад. Индейцы смешивали зерна кукурузы с песком и разводили рядом с ними костер. А потом ловили взрывающиеся шарики.

В Европу семена кукурузы привез Христофор Колумб. В России кукурузу начали выращивать в XVII в.

Дополнительный материал для пятой группы

Культурные растения Нового Света

Картофель принадлежит к семейству Пасленовые, и его “родственниками” являются помидоры, баклажаны, а также табак и ядовитый паслен. Размножают его вегетативно: клубнями, долями клубней, ростками, черенками. Возможно размножение семенами, но такой способ используется преимущественно в селекции для выведения новых сортов.

Дикорастущий картофель до сих пор можно встретить на его родине — в Южной Америке. Индейцы ввели картофель в культуру около 7—9 тыс. лет назад. В настоящее время в Лиме (столице Перу) находится Международный центр картофеля, где занимаются созданием полной коллекции картофеля. Его там более 7000 сортов. Сортовой материал и тысячи пробирок с маленькими зелеными побегами хранятся в сейсмоустойчивой комнате с постоянной температурой.

В Европу картофель был завезен испанцами в середине XVI в. Сначала его считали декоративным растением, но вскоре культура распространилась в Италии, Бельгии, Германии, Нидерландах и Франции. Именно картофель помог победить во Франции цингу. А неурожай картофеля в Ирландии в середине XIX в. стал одной из причин массового голода и подстегнул эмиграцию населения в Америку.

В России появление картофеля связывают с именем Петра I. Но на протяжении почти всего XVIII в. крестьяне из-за довольно частых случаев отравления плодами “чертова яблока” картофель не принимали. И только в XIX в., после распоряжения Николая I “О мерах к распространению разведения картофеля”, этот овощ постепенно становится одним из основных продуктов питания в России. В начале XX г. его уже называли “вторым хлебом”.

В настоящее время картофель используют и в непродовольственных целях: из него получают клей, корм для животных и топливный этанол. Картофельный крахмал используется в фармацевтической, текстильной, деревообрабатывающей и бумажной отраслях, а нефтедобывающими фирмами он применяется для мытья каналов скважин. Картофельный крахмал можно использовать в качестве заменителя полистирена и других пластмасс, например, при производстве одноразовых тарелок, блюд и ножей.

Тыква — род однолетних или многолетних травянистых растений семейства Тыквенные, к которому относятся также огурцы, кабачки, дыни и арбузы.

Родина тыквы — центральная Мексика. Индейцы начали выращивать тыкву около 7—8 тыс. лет назад. Считается, что в Европу семена тыквы Пыли завезены Христофором Колумбом. Но как пищевая культура тыква

получила признание только в XVII в. На сегодняшний день выращивается более 50 различных сортов тыквы.

У жителей США особое отношение к тыкве. Тыква, фасоль и картофель помогли выжить тем, кто приехал осваивать Новый Свет. И сегодня тыква — и в будни, и даже в праздники на столе каждого американца. И прежде всего в День Благодарения, когда каждая американская семья обязательно готовит тыквенный пирог.

Какао, или Шоколадное дерево, — вид вечнозеленых деревьев семейства Мальвовые. Ацтеки начали выращивать какао более 3 тыс. лет назад. Из бобов какао они готовили тонизирующий напиток — “чоколатль”. Индейцы настолько ценили какао, что использовали бобы этого растения в качестве денег. Молодого и сильного раба можно было купить за 100 какао-бобов.

В Европу какао завезли испанцы в начале XVI в. Примерно 100 лет они хранили тайну изготовления напитка из какао-бобов, но в 1606 г. итальянцу Антонио Карлетти удалось похитить заветный рецепт, и шоколадный напиток распространился по всей Европе.

С какао связан один из самых интересных примеров неординарного маркетинга. В Голландии в 1910 г. был приговорен к смертной казни некто Людвиг ван Дейк. Его последними словами были следующие: “Пейте какао Ван Гутгена!” Дело в том, что эта фирма неплохо заплатила наследникам ван Дейка за такую рекламу и, как оказалось, не прогадала — продажи какао взлетели до небес.

Томат — травянистое однолетнее или многолетнее растение семейства Пасленовые. На его родине — в Южной Америке — до сих пор встречаются дикие и полукультурные формы томата. Плод дикого томата весит не более 1 г, тогда как плоды культурных сортов могут достигать 1 кг и более.

Слово “томат” пришло к нам от ацтеков, которые называли это растение томатлем — крупной ягодой. А вот второе название томата — помидор — происходит от итальянского pomo d,oro — “золотое яблоко”.

В Европу томат завезли испанские конкистадоры. Интересно, что его плоды долгое время считались несъедобными и даже ядовитыми. Европейские садоводы разводили их как экзотическое декоративное растение. В голландских книгах XVI в. о томатах упоминается как об украшении садов Антверпена.

По указанию императрицы Екатерины II в 1780 г. русский посол привез целую корзину помидоров из Европы и представил сенату доклад “О диковинных фруктах и необыкновенных произрастаниях на европейских полях и огородах, невиданных в России”. Томату российские вельможи вынесли такой приговор: “...плоды зело чудные и мудреные и вкусом не подходящие”. Против этого вердикта выступил замечательный русский агроном Андрей Тимофеевич Болотов (1738—1833). Он утверждал, что томаты не только красивы, но и вкусны и даже полезны.

Табак — ближайший родственник картофеля и перца: он также является представителем семейства Пасленовые.

Первым заядлым курильщиком среди европейцев стал Родриго де Перез, один из участников экспедиции Колумба. Он жестоко поплатился та свое пристрастие — испанские инквизиторы сочли дым, выходящий изо рта де Переза во время курения, признаком одержимости демоном и посадили беднягу в тюрьму.

Королевство Бутан — зона, свободная от курения. Еще в середине XVII в. там был наложен запрет на курение в общественных местах, а в 2004 г. полностью запрещены продажа и употребление табачных изделий.






Для любых предложений по сайту: [email protected]