Тип Инфузории Ciliophora - Protozoa - ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Тип Инфузории Ciliophora - Protozoa - ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; п. — работать с различными источниками информации; выполнять лабораторную работу под руководством учителя; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь применять полученные знания в практической деятельности; знать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: реснички, порошица, половой процесс, конъюгация; выявлять характерные признаки типа Инфузории; приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий но сравнению с саркодовыми и жгутиконосцами; осознавать роль простейших в природе и в жизни человека; наблюдать простейших под микроскопом; фиксировать результаты наблюдений; обобщать и делать выводы; соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: учебник, инструкции “Правила поведения в кабинете биологии”, “Правила работы с лабораторным оборудованием”, магнитная или интерактивная доска; плакат “Инфузория — туфелька”, микроскопы, предметные и покровные стекла, вата, пробирки с культурой инфузорий; принадлежности для рисования.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения заданий рабочей тетради, оценивание выполненных рисунков, выставление отметок.)

— Почему зоологи и ботаники спорят, к какому царству следует отнести эвглену зеленую?

— Назовите отличия жгутиконосцев от саркодовых.

III. Работа по теме урока

1. Образ жизни и строение

Мы познакомились с представителями классов типа Саркодовые и жгутиконосцы — обыкновенной амебой и эвгленой зеленой. Представители типа Инфузории устроены сложнее. Тело их покрыто ресничками. Эти органоиды движения гораздо короче, чем жгутики, двигаются одновременно, синхронно и слаженно. Благодаря согласованной работе ресничек инфузории могут плавать с довольно большой скоростью. Так, на поверхности наиболее известного представителя типа Инфузории — инфузории-туфельки имеется около 12 тыс. ресничек. Это животное способно развивать скорость 2 мм в секунду, а его длина составляет всего 0,5 мм. Это означает, что туфелька проплывает за секунду расстояние в 10 — 15 раз больше, чем длина ее тела.

Интересно, что инфузории могут поражать цель даже на расстоянии. Некоторые из них при защите или нападении выбрасывают из своего тела полые цилиндрики. Это отпугивает микроскопически врагов или оглушает добычу.

Предлагаю полюбоваться на изящную инфузорию-туфельку в микроскоп.

(Ученикам выдаются микроскопы, предметные и покровные стекла. Пока они подготавливают микроскопы к работе, учитель раздает на каждый стол пробирки с культурой инфузорий.)

Обратите внимание, в какой части пробирки инфузорий больше (при пересаживании в узкую пробирку инфузории собираются у поверхности воды и могут быть видны даже невооруженным глазом).

Л.Р. № 1 “Строение и передвижение инфузории — туфельки”

(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с. 45 учебника. В случае отсутствия микропрепаратов инфузорий или невозможности приготовить культуру можно использовать фотографии и видеофрагменты, иллюстрирующие особенности передвижения и питания инфузорий.)

Дополнительный материал

Приготовление культуры инфузории-туфельки

Примерно 10 г сухого сена кипятят в течение получаса. Полученную бурую жидкость разливают в 2 — 3 банки, разбавляя водой до цвета жидкого чая. Через 3 — 4 дня на поверхности настоя появляется пленка из сенных бактерий, являющихся наилучшей пищей для инфузорий. Инфузории вносят пипеткой в раствор (из аквариума или банки с водой, взятой из пруда). Через 6 — 8 дней в культуре будет большое количество инфузорий. Скорость этого процесса зависит от температуры, при нормальной комнатной температуре культура будет готова через 15 — 20 дней.

2. Жизненные процессы

— Работая с п. 2 § 10 учебника и привлекая ранее изученный материал, рассмотрите основные отличия инфузории-туфельки от известных вам представителей типа Саркодовые и жгутиконосцы.

(Проверка выполнения задания.)

Вы правильно определили, что у инфузории, в отличие от ранее изученных нами простейших, имеется особая структура — порошица, через которую удаляются непереваренные частицы пищи. У амеб порошицы нет, и дефекация происходит в любом месте оболочки. Кроме того, у инфузории целых две сократительных вакуоли, а делятся они поперек тела, а не вдоль, как жгутиконосцы. Инфузории могут размножаться как бесполым, таки половым путем.

А теперь рассмотрим сходные черты всех простейших. Выполняя лабораторную работу, вы увидели, что в клетках простейших имеется множество составных частей — органоидов. Все органоиды клетки простейшего и процессы, в которых они участвуют, очень сильно взаимосвязаны. Эти процессы обеспечивают жизнедеятельность клетки, ее рост, деление, постоянные контакты с окружающей средой. У простейших есть еще одна особенность — если условия для жизни становятся неблагоприятными, одноклеточные животные могут переходить в стадию покоя, образуя так называемую цисту. В таком состоянии они могут пребывать достаточно долго, порой даже несколько лет, и пережить недостаток влаги, резкое изменение температуры. Процесс перехода в стадию покоя — цисту называют инцистированием.

Самый распространенный способ размножения у простейших — бесполый, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние клетки.

(Учитель демонстрирует рисунок или слайд.)

Процесс деления начинается с ядра (или ядер, как у инфузории), затем идет деление цитоплазмы путем образования перетяжки. Недостающие органоиды образуются вновь.

Половое размножение инфузорий именуют конъюгацией.

(Учитель демонстрирует иллюстрацию или слайд.)

В типичном случае две инфузории прикладываются друг к другу ротовыми сторонами. В определенных местах оболочка растворяется, и особи оказываются соединенными плазматическим мостиком. Большие ядра распадаются и растворяются в цитоплазме. Малые ядра делятся и образуют четыре ядра (процесс мейоза, при котором число хромосом уменьшается вдвое). Из них три рассасываются, а одно остается. Оставшееся ядро еще раз делится, и образуются два ядра, одно из которых подвижное, мигрирующее. Мигрирующими ядрами особи обмениваются через цитоплазматический мостик. Затем ядра сливаются и образуют одно ядро. Конъюгация заканчивается, особи расходятся. После разъединения особей ядро делится, в результате чего образуется новые большое и малое ядро. В процессе конъюгации разнообразится наследственный материал инфузорий, так как они получают ядра от других особей.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с ранее подготовленными сообщениями о жизни различных простейших (см. домашнее задание к уроку № 10). А полученные на уроке знания вы можете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 10, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Нарисовать в альбоме представителя типа Инфузории (на выбор), записать его классификацию.






Для любых предложений по сайту: [email protected]