Значение простейших - Protozoa - ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Значение простейших - Protozoa - ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: амебная дизентерия, сонная болезнь, малярия; объяснять происхождение простейших; распознавать представителей простейших-паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографиях; приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими; выявлять характерные особенности животных по сравнению с растениями; устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды обитания; формулировать вывод о роли простейших в природе; выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения; характеризовать типы подцарства Простейшие; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, таблица “Тип Простейшие”; инструктивные карточки (с текстами и изображениями, отдельно по каждому представителю Простейших: амеба обыкновенная, инфузория — туфелька, эвглена зеленая); микроскопы, предметные и покровные (на усмотрение учителя) стекла.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения заданий рабочей тетради, оценивание выполненных рисунков, выставление отметок.)

III. Работа по теме урока

Интересно, что некоторые простейшие могут “запоминать” информацию! Профессор Плавильщиков проделал интересный опыт с сувойками (тип Инфузории). Освещая их красным светом, он одновременно дотрагивался до них острой иглой. Сувойки сокращали стебелек, избегая укола. После 100 — 150 — кратного повторения они сразу же отвечали сокращением стебелька на красный свет до прикосновения к ним иглой.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с вашими докладами. Слушайте внимательно и не забывайте записывать в тетради интересные и необычные факты.

(Продолжительность каждого доклада 4 — 5 мин. Группа учеников-экспертов (2 — 3 человека) следит за соблюдением регламента.)

Дополнительный материал

Факты и темы для сообщений

1. В одной столовой ложке морского песка содержится в среднем от 100 тыс. до 200 тыс. раковин морских простейших — фораминифер.

2. Простейшие — самые многочисленные обитатели Земли.

3. Суммарная масса всех простейших на Земле оценивается примерно в 550 млдр т.

4. Простейшие составляют около 90% биомассы Мирового океана.

5. Окаменевшим отпечаткам самых древних на планете простейших около 4 млрд лет.

6. Некоторые простейшие наделены возможностью распознавать растворенные в воздухе или воде запахи, т. е. обладают обонянием.

7. Простейшие были обнаружены даже вокруг подводных геотермальных источников, где температура воды составляет 100 °С и выше.

8. Самые большие из вымерших простейших — морские корненожки фораминиферы, длина тела которых могла составлять около 20 см, — исчезли более 70 млн лет назад.

9. На каждый кубический сантиметр коровьего желудка приходится до 100 млн инфузорий.

10. В состоянии покоя простейшие могут сохранять жизнеспособность на срок до полутора десятилетий.

11. Самые древние из ныне живущих обитателей нашей планеты были обнаружены глубоководным зондом на дне Марианской впадины, на глубине почти 11 км. Эти простейшие существуют в неизменном виде уже более миллиарда лет.

12. Слизневики — примечательные представители простейших. Сначала они напоминают слизь (отсюда и название), образуя одну клетку со множеством ядер. Развиваясь и усложняясь, слизевик становится более твердым (как плодовая часть гриба). При этом слизевики вида Physarum polycephalum умеют избирать самый короткий путь внутри лабиринта, на концах которого его ожидают кусочки пищи. Однажды ученые даже проделали эксперимент: расположили овсяные хлопья так, чтобы они напоминали Токио и его пригороды (с поправкой на масштаб, конечно). В результате слизевик проложил замысловатую траекторию, которая соответствует схеме пригородных железных дорог японской столицы.

13. Инфузория — туфелька имеет особое “ротовое” углубление, способное создать эффект засасывания воды, содержащей основное лакомство туфельки — микробов.

14. Самым быстрым из простейших является представитель жгутиковых монас стигматика. Эта крошка за 1 сек преодолевает расстояние, в 40 раз превышающее длину ее тела. Если бы мы передвигались с такой скоростью, то человек среднего роста (1,65 м) за секунду смог бы преодолеть 66 м.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Комментированный разбор сообщений, выставление отметок.) Сегодня мы успели за короткое время с помощью наших докладчиков не только повторить пройденную тему, но и узнать много нового о жизни таких непростых простейших. Давайте поблагодарим ребят за интересные сообщения!

Домашнее задание

1. Прочитать §11, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рубрики “Подведем итоги” на с. 49, 50 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]