Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни - ТИПЫ ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни - ТИПЫ ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; составлять план параграфа; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь применять полученные знания в практической деятельности; осознавать необходимость вести здоровый образ жизни, знать и применять здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: кутикула, промежуточный хозяин, окончательный хозяин, членики', называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей; устанавливать взаимосвязь строения червей-паразитов и среды их обитания; соблюдать санитарно-гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями; описывать жизненные циклы развития паразитических червей; распознавать представителей классов плоских червей на рисунках, фотографиях.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, проектор, экран, учебный фильм “Черви — паразиты”.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения заданий рабочей тетради. Комментированный разбор, выставление отметок.)

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Наш урок будет посвящен изучению классов Сосальщики и Ленточные черви. К сожалению, среди этих организмов много паразитов животных и человека.

Паразитирующий в кишечнике человека невооруженный цепень в среднем живет 18 — 20 лет и продуцирует за год до 600 млн яиц. Следовательно, за свою жизнь этот паразит производит до 11 млрд яиц. Огромная плодовитость — одно из приспособлений к паразитическому образу жизни, она обеспечивает животным большие возможности расселения по своим хозяевам. Некоторые черви (например, сосальщики) обладают способностью размножаться в личиночной стадии, при этом каждая личинка, развивающаяся из яйца, превращается во множество новых зародышей.

Сейчас мы посмотрим фильм. После просмотра, используя ранее полученные знания, вы ответите на несколько вопросов.

2. Самостоятельная работа

(Просмотр учебного фильма “Черви — паразиты”. Ответы на вопросы (по выбору учителя) устно или письменно в тетради.)

Вопросы к классу

— Как называется среда, где обитают черви-паразиты? (Организме иная среда.)

— Какие условия характеризуют эту среду? (Отсутствие света и атмосферного воздуха, постоянная температура, влажность, обилие пищи.)

— Какие приспособления возникли у червей в связи с паразитическим образом жизни? (Сложно устроенная оболочка тела, которая предотвращает переваривание паразита пищеварительными соками хозяина. Специальные органы закрепления в теле хозяина (присоски, крючки).)

— Что произошло с внутренними системами при переходе червей к паразитизму? (Пищеварительная система редуцирована: рот, глотка и кишечник. Органы чувств развиты слабо. Кишечник сильно разветвлен.)

— Каковы особенности размножения червей-паразитов? (Сосальщики могут размножаться еще в личиночной стадии. Черви-паразиты гермафродиты, оплодотворение у них внутреннее, перекрестное — две особи взаимно оплодотворяют друг друга. У цепня возможно самооплодотворение.)

— Как происходит заражение печеночным сосальщиком? (При употреблении воды из неглубоких водоемов, где обитает промежуточный хозяин — прудовик.)

— Какое заболевание вызывается печеночным сосальщиком? (Фасциолез.)

— В чем оно проявляется? (Заметная худоба, слабость, отечность, расстройство пищеварения, пониженный аппетит.)

— Где живет сосальщик? (Половозрелая особь живет в теле окончательного хозяина, а личинка паразитирует в теле промежуточного хозяина.)

— Опишите жизненный цикл сосальщика.

— Каковы особенности свиного цепня? (Тело сильно вытянутое, состоит из сегментов — члеников. Па головке кроме присосок еще и крючки. Пищеварительная система отсутствует.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель собирает тетради с записями на проверку.)

Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 15, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]