Орнитологические исследования как введение в изучение царства Животные - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Орнитологические исследования как введение в изучение царства Животные - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: коммуникативные (к.) — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; регулятивные (р.) — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; познавательные (п.) — работать с натуральными объектами; классифицировать объекты на основе определенных критериев; личностные (л.) — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы и представление о многообразии мира животных, эстетическое восприятие объектов природы; осознавать уникальность животных; понимать необходимость охраны природы.

Планируемые результаты: выявлять признаки сходства и различия животных и растений; приводить примеры различных представителей царства Животные; анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека.

Оборудование: полевой дневник, письменные принадлежности, принадлежности для зарисовок, фотоаппарат.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель заранее выбирает место для проведения урока-экскурсии (парк или сквер, где обитают птицы), напоминает правила ведения полевого дневника и правила поведения на зоологической экскурсии. Данные правила можно предложить ученикам в распечатанном виде.)

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Друзья, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы. Слово “экскурсия” латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Вспомните, в 5 и 6 классах мы изучали методы наблюдения, измерения, сравнения и описания. Во время экскурсии вы будете делать записи и зарисовки в своих полевых дневниках, фотографировать птиц в природных условиях их обитания. В конце нашей вылазки вы поделитесь своими впечатлениями об услышанном и увиденном.

Правила ведения полевого дневника:

1) производить записи сразу на месте наблюдения;

2) использовать простой карандаш средней твердости (он пишет и на морозе, и по влажной бумаге (в туман, под дождем), такие записи не размывает вода);

3) писать на одной стороне разворота, оставляя вторую для уточнений, замечаний, рисунков и схем;

4) начинать запись в дневнике с даты, времени наблюдения, метеоусловий, привязки к местности.

2. Полевые наблюдения

(Учитель готовит карточки с заданиями. Работу можно проводить в малых группах по 3 — 4 человека, но каждый ученик ведет записи в своем полевом дневнике индивидуально.)

Изучением поведения птиц занимается наука орнитология. Известным орнитологом был Валентин Бианки, отец детского писателя Виталия Бианки, рассказы которого вы читали в начальной школе. Орнитологи изучают птиц в их среде обитания, т. е. наблюдают за поведением пернатых, а также спасают от гибели больных птиц и даже строят кормушки.

— Как вы думаете, какими качествами должен обладать ученый-орнитолог? (Наблюдательностью, внимательностью, любовью к природе и т. д.)

Наше орнитологическое наблюдение будет касаться птиц, которые приспособились к жизни в городе.

Инструкция

1. Вспомните особенности метода изучения природы — наблюдения. Примените методы описания, измерения и сравнения.

2. Опишите место обитания наблюдаемых птиц. Отметьте экологические факторы среды обитания.

3. Прислушайтесь к голосам птиц. Наблюдайте за их действиями. Немного покормите птиц заранее приготовленным кормом. И вновь наблюдайте за поведением птиц.

4. Зарисуйте внешний вид увиденных птиц, отметьте особенности их поведения.

5. Определите знамение птиц для природной системы, в которой они обитают.

(В ходе работы учитель отвечает на вопросы и дает указания, что обязательно должно быть отражено в записях полевого дневника.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Ученики индивидуально или в группах оценивают результаты проделанной работы. Учитель может провести блиц-опрос.)

— Что изучает наука орнитология?

— В каких природных условиях могут обитать птицы? (В естественной среде — луга, леса, полупустыни, а также они могут жить в городах в непосредственной близости от человека.)

— Каких птиц вы знаете?

— Почему многих птиц называют санитарами леса? (Они питаются насекомыми - вредителями.)

Домашнее задание

Оформить наблюдения в полевом дневнике.






Для любых предложений по сайту: [email protected]