Зоология - наука о животных - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Зоология - наука о животных - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; п. — работать с различными источниками информации; выделять главное в тексте, структурировать учебный материал; классифицировать объекты на основе определенных критериев; давать определения понятий по теме урока; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы и представление о многообразии мира животных, эстетическое восприятие объектов природы; осознавать уникальность животных; понимать необходимость охраны животных.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология,

этология, опылители; выявлять признаки сходства и различий животных и растений; приводить примеры различных представителей царства Животные; анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, чучела животных, коллекции беспозвоночных, влажные препараты, таблицы, рисунки и фотографии животных, видеоматериалы.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии, отмечает, что нужно будет иметь учащимся с собой на занятиях: учебник, тетрадь, пишущие принадлежности.)

II. Проверка домашнего задания

(Учитель собирает полевые дневники для проверки.)

— Назовите главные правила поведения на уроке-экскурсии. (Необходимо медленно двигаться, соблюдать полную тишину, идти компактной группой, не растягиваясь цепочкой и не заходя вперед руководителя. Одежда должна быть “природных” тонов — зеленого, серого или коричневого цвета.)

— Какими методами изучения природы вы пользовались на экскурсии? (Наблюдение, описание, измерение (подсчет птиц), сравнение.)

— Что нового вы узнали о жизни птиц?

III. Работа по теме урока

1. Науки о животных

Одним из первых описал и классифицировал животных Аристотель (384—322 до н. э.) в трактатах “О частях животных”, “О возникновении животных”, “История животных” и др. Ученый изучил более 500 видов животных, описал их внешний вид, строение, рассказал об их образе жизни, нравах и инстинктах. Этого древнегреческого мыслителя по праву можно назвать “отцом зоологии”. Конечно, за прошедшие с тех пор столетия люди намного больше узнали о представителях царства Животные, а современная зоология превратилась в целую систему наук. Мы с вами составим рабочий словарик терминов, в который вы будете записывать основные понятия. Этот словарь должен быть с вами на каждом уроке.

— Работая с § 1 учебника, найдите определения понятий. (Учитель пишет на доске термины (или демонстрирует слайд

с терминами). Учащиеся заполняют таблицу в тетради. Определение к первому понятию ученики формулируют и записывают вместе с учителем, остальные определения они записывают самостоятельно.

Учитель проверяет правильность выполнения задания. Можно попросить нескольких учеников по очереди прочитать записанные определения. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников.)

Наука

Предмет изучения

Зоология

Разнообразие животных, их строение и жизнедеятельность, роль в природе и историческое развитие

Морфология

Внешнее строение организмов

Анатомия

Внутреннее строение организмов

Физиология

Деятельность клеток, работа органов, систем органов и организма в целом

Палеонтология

Ископаемые животные и их историческое развитие

Экология

Взаимоотношения организмов как друг с другом, так и со средой обитания

Этология

Особенности поведения животных

2. Сходство и различие животных и растений

В прошлом году мы изучали царство Растения.

— Какими свойствами обладают эти организмы?

(Ответы учеников.)

Совершенно верно, они растут в течение всей жизни, ведут малоподвижный образ жизни. Способ питания растений — автотрофный (самостоятельно синтезируют питательные вещества в своих организмах). Для питания используют углекислый газ, воду и энергию Солнца (фотосинтез). Растения обладают всеми свойствами живых организмов — они дышат, питаются, растут, размножаются.

— Теперь попробуем выявить отличительные черты животных.

(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель помогает сформулировать вывод.)

А теперь сравним животные и растительные организмы.

1. Животные не имеют в клетках хлорофилла, а значит, не способны к фотосинтезу. Они являются гетеротрофами по способу питания, т. е. поглощают готовые органические вещества.

2. Животные способны к активному движению за счет специальных органоидов.

3. У животных активный обмен веществ.

4. Рост животных обычно прекращается после определенного периода развития (хотя клетки различных тканей постоянно

обновляются). Рост растений продолжается в течение всей жизни.

5. Животная клетка покрыта тонкой мембраной, а растительная образует еще дополнительную целлюлозную клеточную стенку.

6. У большинства животных развиваются функциональные системы органов: мышечная, дыхательная, выделительная, половая, кровеносная, нервная. Способность воспринимать раздражения и реагировать на них (в связи с появлением нервной системы) привела к формированию органов чувств.

Однако существуют и некоторые исключения. Так, некоторые растения-паразиты (петров крест, повилика и др.) питаются за счет растений-доноров. Известны растения, способные активно передвигаться (например, хламидомонада), в то время как есть неподвижные животные (коралловые полипы). Подвижны и некоторые бактерии.

3. Разнообразие животных

В настоящее время существует около 1,2 млн видов животных (по другим данным — около 2 млн). Однако животный мир Земли изучен далеко не полностью. И сейчас ученые продолжают открывать новые, ранее неизвестные науке виды. Наиболее часто открывают и описывают новые виды насекомых.

(Демонстрация схемы.)

4. Значение животных

Давайте вспомним, какую роль играют животные в природе. (Учитель демонстрирует слайды или изображения животных (прикрепив их к магнитной доске), учащиеся называют функции, присущие этим животным.)

• Насекомые, птицы и летучие мыши участвуют в опылении растений.

• Дождевые черви рыхлят почву, тем самым помогая многим растениям лучше развиваться.

• Муравьи, грызуны, птицы и даже звери (например, медведи) участвуют в распространении плодов и семян, что позволяет растениям расселяться на новые территории.

• Птицы сокращают численность насекомых-вредителей, не давая им чрезмерно размножиться.

• Животные служат пищей для человека и других животных.

• Маточное молочко, прополис, пчелиный и змеиный яд используют в медицине.

• Люди используют овечью шерсть и коконы тутового шелкопряда для изготовления шерстяных и шелковых тканей.

• Хищные животные регулируют численность других животных для сохранения баланса в биогеоценозах.

Интересно, что большая часть грунта Мирового океана образована остатками планктонных раковин (планктон — живое население толщи воды, не способное противостоять переносу течениями), бентосных (бентос — обитатели дна водоемов) одноклеточных организмов. В образовании морских отложений, особенно в мелководной зоне, принимают участие многие беспозвоночные животные (кольчатые черви, губки, ракообразные, моллюски и др.), а также и позвоночные (рыбы, морские млекопитающие).

— А могут ли животные навредить здоровью человека и его хозяйственной деятельности?

(Ученики вспоминают ситуации, в которых животные вредят сельскому хозяйству, здоровью человека и т. п. Учитель (в случае необходимости) задает наводящие вопросы и приводит примеры.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)

• В природе все взаимосвязано. Каждый вид занимает определенное место в сообществе живых организмов и имеет свою ценность.

• Пользы животные приносят намного больше, чем вреда.

• С вредителями культурных растений человек борется самыми различными методами. Главное в этой борьбе — учесть все последствия.

Домашнее задание

1. Прочитать § 1.

2. Выполнить задания в конце параграфа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]