Тип Кольчатые черви, Класс Многощетинковые черви - ТИПЫ ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Тип Кольчатые черви, Класс Многощетинковые черви - ТИПЫ ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; р. — организовывать свою учебную деятельность; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; составлять план параграфа; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость защиты животных.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: сегменты тела, вторичная полость тела (целом), замкнутая кровеносная система, параподии, хитин, пищевод, желудок, брюшная нервная цепочка, окологлоточное нервное кольцо', называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми;

распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов; формулировать вывод об уровне строения органов чувств.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и плакаты “Кольчатые черви”, инструктивные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, раздает тетради с выставленными отметками за выполненную па прошлом уроке самостоятельную проверочную работу.)

II. Проверка домашнего задания

(Выполнение заданий различных уровней сложности. Учитель заранее предполагает выбор определенного уровня и вызывает шесть учеников. Ученики самостоятельно определяют уровень своей подготовленности и эрудиции.)

Первый уровень (базовый)

(Ученики получают карточки с заданиями, работа выполняется на доске.)

Карточка 1

1. Соотнесите группу червей и ее характерные признаки.

1

Плоские черви

А, В, Г, Ж

2

Круглые черви

Б, В, Д, Е, 3

A) тело состоит из члеников

Б) тело не имеет члеников

B) двусторонняя симметрия

Г) имеются присоски

Д) имеется кожно-мускульный мешок

Е) полость тела заполнена жидкостью

Ж) гермафродиты

3) раздельнополые

2. Отметьте особенности плоских червей — паразитов, связанные с условиями жизни в кишечнике человека:

1) органы прикрепления

2) большая плодовитость

3) паренхима

4) развитие нервной системы

5) уплощенная форма тела

6) плотная кутикула на поверхности тела

Карточка 2

1. Соотнесите вид червей и его характерные признаки.

1

Бычий цепень

Б, Т, Д, 3

2

Человеческая аскарида

А, В, Е, Ж

A) тело удлиненное, в поперечном сечении имеет округлую форму

Б) тело сплющено в спинно-брюшном направлении

B) живет в кишечнике человека

Г) тело членистое и плоское

Д) промежуточного хозяина нет

Е) имеются присоски с крючочками

Ж) имеются ротовое и анальное отверстия

3) имеется только ротовое отверстие

2. Отметьте особенности аскариды, связанные с паразитическим образом жизни:

1) кожно — мускульный мешок

2) большая плодовитость

3) кишечник с анальным отверстием

4) полость тела, заполненная жидкостью

5) способность жить в бескислородной среде

6) оболочка, на которую не действует пищеварительный сок

Второй уровень (повышенная сложность)

(Ученики получают карточки с заданиями, на подготовку к ответу отводится 5 мин.)

1. Чем острица отличается от аскариды?

2. Какие меры нужно предпринимать для профилактики аскаридоза?

3. Какой вред наносит зараженным людям паразит человеческая аскарида?

Третий уровень (высокая степень сложности)

(Учитель может дать одну-две подсказки, записанные на отдельных листках.)

1. Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, а одна его стадия — половая — должна проходить в пищеварительном тракте волка. Как паразит обеспечивает себе доставку к “пункту назначения”?

Подсказка 1. В ходе эволюции закрепилось, что паразит использует ресурс поведения волков: волки едят овец.

Подсказка 2. Овца сама “приходит” к волку на обед.

Ответ. Поскольку паразит живет в мозге, он в состоянии влиять на поведение овцы. Зараженные овцы теряют способность двигаться по прямой. Они идут только по дуге, вскоре отбиваются от стада и попадают волку на обед, а паразит — по месту назначения.

2. Существует паразит, который обитает в теле муравьев. Промежуточным его хозяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание “своего” муравья-хозяина в пищеварительную систему коровы?

Подсказка 1. В ходе эволюции закрепилось, что паразит использует ресурс поведения муравьев: муравьи ползают по траве.

Подсказка 2. Муравей сам “приходит” к корове.

Ответ. Паразит изменяет поведение муравья следующим образом: муравей стремится заползти на самый верх травинки. Корова захватывает его языком вместе с зеленью. Вместе с муравьем в пищеварительный тракт коровы попадает и паразит.

III. Работа по теме урока

1. Общая характеристика кольчатых червей

На Курильских островах живет червь этеоне, который, заметив следы червя спио, бросается вдогонку и захватывает задний конец жертвы. При этом спио отбрасывает конец тела и пытается спастись бегством, но этеоне преследует его и отрывает по куску. Получается смерть в рассрочку. Червь этеоне принадлежит к типу Кольчатые черви, классу Многощетинковые черви. Сегодня мы познакомимся с несколькими представителями этого класса, рассмотрим их строение, изучим образ жизни. Но вначале познакомимся с общей классификацией.

(Учитель демонстрирует таблицу. Ученики фиксируют ее в тетради.)

Тип

Кольчатые черви (около 12 тыс. видов)

Класс

Многощетинковые (7 тыс. видов)

Малощетинковые (4—5 тыс. видов)

Пиявки (400 видов)

Место обитания

Соленые воды

Почва и пресные воды

Пресноводные свободноживушие или паразиты

Представитель

Дождевой червь, трубочник

Нереида, афродита, пескожил, серпула

Пиявка рыбья, пиявка медицинская

— Работая с текстом на с. 76 учебника, охарактеризуйте тип Кольчатые черви.

(Проверка выполнения задания.)

Вы верно определили основные особенности этого типа.

Запись в тетради

Особенности кольчатых червей:

1) вторичная полость тела — целом;

2) тело разделено на повторяющиеся сегменты;

3) замкнутая кровеносная система;

4) более развитые нервная система и органы чувств по сравнению с другими червями.

2. Общая характеристика и внешнее строение многощетинковых червей

В настоящее время класс Многощетинковые черви насчитывает около 7 тыс. видов. В основном это морские животные, но есть виды, живущие в пресных водоемах, а также в лесной подстилке тропических широт. Морские черви ведут преимущественно донный образ жизни.

(Демонстрация иллюстраций.)

Подвижные черви, как правило, хищники, а сидячие — фильтраторы, т. е. они фильтруют воду, поглощая взвешенных в водной среде беспозвоночных, планктон и органические остатки.

Черви служат пищей огромному количеству других животных: ракообразным, иглокожим, рыбам, птицам и даже некоторым кишечнополостным. Размеры многощетинковых червей варьирую! от 2 мм до 3 м и больше. Самым длинным из всех червей считается представитель морских многощетинковых червей немертин. обитающий в морях Северо — Западной Атлантики. Выброшенный в результате шторма в 1864 г. у берегов Шотландии червь имел длину около 55 м при диаметре всего 1 см.

— Работая с текстом на с. 77 учебника, определите характерные особенности класса Многощетинковые черви.

Запись в тетради

Особенности многощетинковых червей:

1) имеются органы движения — параподии;

2) щетинки на параподиях состоят из хитина.

Таким образом, мы определили отличие кольчатых червей от круглых и плоских: они умеют ползать, а не только изгибаться за счет мышц и ресничек.

3. Внутреннее строение, размножение и развитие многощетинковых червей.

(Самостоятельная работа. Учитель делит класс на шесть групп, каждая из которых представляет определенную характеристику червей с помощью текста на с. 78, 79 учебника. На подготовку отводится 3 — 5 мин, на представление сообщений — по 2 — 3 мин.)

Темы

1. Покровы и опорно-двигательная система.

2. Пищеварение.

3. Дыхание и кровеносная система.

4. Нервная система.

5. Выделительная система.

6. Размножение и развитие.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)

“Вклад” кольчатых червей в эволюционный процесс животных:

1) новые отделы пищеварительной системы: пищевод и желудок;

2) появляется кровеносная система, состоящая из спинного и брюшного сосудов, соединенных многочисленными перемычками; кровь движется благодаря сокращениям стенок спинного сосуда;

3) нервные узлы составляют нервную цепочку, которая располагается на брюшной стороне; от каждого узла цепочки отходят нервы, а в головном отделе формируется окологлоточное нервное кольцо;

4) появляются зачатки конечностей — параподии.

Домашнее задание

1. Прочитать § 17, повторить основные термины.

2. Нарисовать в альбоме представителя кольчатых червей (на выбор), записать его классификацию.

3. Подготовиться к лабораторным работам.






Для любых предложений по сайту: [email protected]