ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Класс Паукообразные - ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; работать с натуральными объектами, рисунками, фотографиями, коллекциями, определителями животных; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, эстетическое восприятие объектов природы; осознавать важность выполнения правил поведения в природе, позволяющих избежать укусов насекомых, и необходимость оказания экстренной помощи пострадавшим от укусов.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: трахеи, паутина, хелицеры, погощу пальца, паутинные бородавки, мальпигиевы сосуды, чесотка, клещевой энцефалит', выявлять характерные признаки класса Паукообразные; распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях, в коллекциях; осваивать приемы работы с определителем животных; устанавливать взаимосвязь строения паукообразных и их образа жизни (хищничество, паразитизм); осознавать причины постепенного усложнения животных в процессе эволюции; характеризовать роль паукообразных в природе; аргументировать необходимость соблюдения мер защиты от заражения клещевым энцефалитом.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблица “Класс Паукообразные. Паук — крестовик”; коллекция паукообразных: паук, скорпион, сольпуга, клещ.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Характеристика ракообразных по самостоятельно изученному материалу. Фронтальный опрос.)
III. Работа по теме урока
1. Внешнее строение
На тропических островах водятся пауки нефилы. Паутинные нити нефил очень тонки и прочны: одна нить выдерживает нагрузку в 80 г и способна растягиваться на четверть своей длины. Местные жители сшивают этими нитями свою одежду. На островах Полинезии из паутинных нитей плетут рыболовные сети. Из паутины в Китае пытались изготовить ткань, однако далее отдельных опытов дело не пошло: трудно прокормить тысячи прожорливых пауков.
Вы догадались, что сегодня на уроках мы будем говорить о пауках. Но не только, к классу Паукообразные относятся такие животные, как клещи, скорпионы, фаланги, сенокосцы.
(Демонстрация на плакате.)
Внешнее и внутреннее строение паукообразных мы рассмотрим на примере хорошо всем известного паука-крестовика. Запишем его классификацию.
Запись в тетради
Ц: Животные —” п/ц: Многоклеточные —” т: Членистоногие —” п/т (подтип): Хелицеровые —” к: Паукообразные —” о: Пауки —” с (семейство): Кругопряды —” в: паук-крестовик.
Обратите внимание на более сложную классификацию. Она свидетельствует о разнообразии и более сложной организации паукообразных по сравнению с ранее рассмотренными нами животными. Напомню, что семейство — это таксономическая категория рангом выше рода, но ниже отряда. Таким образом, близкие виды животных объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в отряды и т. д.
Паукообразные отличаются друг от друга по ряду признаков, которые лежат в основе деления их на группы. Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов, мы отметим четыре наиболее распостраненных из них.
Тип |
Членистоногие |
|||
Подтип |
Хелицеровые |
|||
Класс |
Паукообразные (35 тыс. видов) |
|||
Отряд |
Сенокосцы (2,5 тыс. видов) |
Скорпионы (600 видов) |
Клещи (10тыс. видов) |
Пауки (21 тыс. видов) |
(Ученики в ходе рассказа учителя записывают в тетрадь черты отличия паукообразных от ракообразных.)
Паукообразные — это наземные членистоногие, которые не имеют усиков и сложных глаз. Количество глаз варьирует у разных видов (от 2 до 12). Так, у пауков их 4 пары, у скорпионов до 5 пар; некоторые паукообразные (например, клеши) вообще слепы. На грудной части головогруди находятся всегда 4 пары ходильных ног.
— Вспомните, сколько отделов тела у ракообразных. (Два — головогрудь и брюшко или три — голова, грудь и брюшко.)
У паукообразных тело разделено на головогрудь и брюшко. На головных сегментах располагаются ротовые органы — видоизмененные конечности. Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и получила названия хелицер (отсюда и название подтипа Хелицеровые). Они состоят из 2—3 члеников
и заканчиваются коготком, клешней или иголкой (у клещей хелицеры игловидные, колющие).
Вторая пара конечностей помещается позади рта, ее называют ногощупалъцами, или педипальпами. “Ноги” состоят из нескольких члеников и могут иметь вид клешни или ходильных ног. Щупальца педипальп служат органами осязания, но иногда они участвуют в передвижении (сольпуги) или выполняют хватательные функции (скорпионы).
Брюшко у паукообразных не всегда сегментировано. Так, у пауков и клещей сегменты брюшка сливаются; у многих клещей брюшко срастается с головогрудью, образуя единое несегментированное тело.
Конечностей на брюшке у паукообразных нет, у пауков некоторые из них видоизменились в паутинные бородавки. Способность образовывать паутину — главная особенность многих пауков. Вероятно, именно это свойство сыграло решающую роль в том, что они распространены практически повсеместно.
2. Внутреннее строение
(Учащиеся продолжают фиксировать различия между паукообразными и ракообразными в тетради.)
Большинство ракообразных — водные животные и дышат с помощью жабр. А среди паукообразных очень мало тех, кто приспособился к жизни в воде. В отличие от ракообразных, все паукообразные, в том числе и водные, дышат атмосферным воздухом, а органами дыхания у них являются легочные мешки, или трахеи. Эти органы имеют отверстия на нижней стороне брюшка (иногда и на головогруди).
У оснований хелицер паукообразных имеются ядовитые железы, и когда челюсти вонзаются в тело жертвы, яд через отверстие в коже попадает в ранку и убивает добычу. Кроме того, в составе паучьего яда присутствуют пищеварительные соки, которые растворяют ткани пойманной добычи, превращая ее в полужидкую кашицу, которую паук всасывает. Этот процесс называютя внешним пищеварением (сначала добыча переваривается в собственном хитиновом панцире, а потом — в желудке паука).
Средняя кишка обычно образует несколько пар слепых выростов, увеличивающих ее вместительность и всасывающую поверхность. В брюшке слепые выросты кишки переходят в печень. Клетки печени вырабатывают пищеварительные соки и участвуют в переваривании пищи. Пауки не способны питаться твердой пищей. В их кишечник попадает только жидкая пища, все крупные частички задерживаются фильтрами (волосками) предродовой полости и глотки. Будучи прожорливыми хищниками, арахниды
способны поглощать большое количество пищи и потом долго голодать.
Кровеносная система незамкнутая, в полости тела движется кровяная жидкость — гемолимфа. Она выполняет функцию крови. Движение гемолимфы происходит благодаря работе сердца.
Нервная система — это головогрудный нервный узел головогруди и отходящие от него многочисленные нервы.
Выделительная система паукообразных представлена мальпигиевыми сосудами — парой длинных трубочек, один конец которых находится в полости тела, другой открывается в задний отдел кишечника.
(Учитель просит одного из учеников прочитать получившийся список особенностей внешнего и внутреннего строения паукообразных. При необходимости остальные учащиеся его уточняют или дополняют.)
3. Значение паукообразных
Роль пауков в природе весьма важна, ведь они являются истребителями многих насекомых, в том числе и насекомых-вредителей. По мнению некоторых ученых, птицы и другие животные, питающиеся насекомыми (энтомофаги), вместе взятые, уничтожают гораздо меньше насекомых, чем пауки. Например, в лесах Средней Европы с апреля по октябрь на каждый квадратный метр приходится от 50 до 150 пауков. Каждый паук среднего размера съедает в течение летнего сезона примерно 0,2 г насекомых, следовательно, общий вес уничтоженных пауками насекомых на площади 1 га за этот период составляет приблизительно 200 кг. Весной, когда насекомых еще мало, некоторые пауки питаются растительной пищей и развешивают свои сети главным образом для улавливания цветочной пыльцы и микроорганизмов.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
В Древней Греции существовала интересная легенда о происхождении пауков. В Лидии жила красавица Арахна, славящаяся талантами в искусстве плетения узорчатых тканей и изготовлении ковров. В этом мастерстве она превзошла всех, и вскоре возомнила себя равной богам. Арахна заявила, что равных ей нет ни на земле, ни в облачных высях, и вызвала богиню Афину на состязание. Арахна действительно выткала великолепный ковер, но Афина за дерзкую попытку состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. А науку о пауках именуют арахнологией.
Заглянув в этимологический словарь, мы выясним, что “общеславянское имя паука образовано с помощью приставки “па” от “онк”, родственного греческому “онкос” — крючок, латинскому “анкус” — имеющий кривые руки, древнеиндийскому “акати” — “сгибает”. Стало быть, паук — криворучка и кривоножка.
Домашнее задание
1. Прочитать § 24, составить общую характеристику ракообразных.
2. Нарисовать в альбоме представителя паукообразных (на выбор), записать его классификацию.
3. Подготовить сообщение об одном из представителей типа Членистоногие.
Дополнительный материал
Интересные факты для сообщений по теме “Паукообразные”
Крупнейшим среди скорпионов считается черный императорский скорпион, обитающий в Экваториальной Гвинее. Взрослые экземпляры этого вида весят до 60 г.
Подземный скорпион вида Alacran tartarus обнаружен в пещерах глубиной более 800 м.
Точные исследования яда американских скорпионов показали, что 0,0003 мг этого яда на 1 г веса мыши — смертельная доза. При ужаливании скорпион впрыскивает в жертву значительно больше яда — более 3 мг. Такое количество яда способно убить мышей общей массой 10 кг.
Собачий клещ, насосавшийся крови, весит в 223 раза больше, чем голодный. Бычий клещ за три недели, пока развивается из личинки во взрослую особь, высасывает столько крови, что увеличивает свой вес в 10 тыс. раз.
Хоботок кровососущих клещей имеет особый аппарат из крючьев, направленных назад. Эти крючья выполняют роль удерживающего якорного устройства, позволяющего клещу прочно прикрепиться к коже хозяина. Одновременно с введением в кожу хоботка клещ впрыскивает в ранку слюну, содержащую иксодин — вещество, препятствующее свертыванию крови. Таким же путем в кровеносную систему организма хозяина передаются и различные инфекции.
Мельчайшим представителем пауков является паук, обитающий в Западном Самоа. Размер его тела всего 0,43 мм, что соответствует размеру типографской точки.
Самый крупный представитель паукообразных — тропический паук- птицеед, обитающий на северо-востоке Южной Америки. Пойманный
в 1965 г. самец этого вида имел размах конечностей 28 см, а отловленная в 1985 г. в Суринаме самка имела массу тела 122,2 г.
Самые быстрые среди паукообразных — длинноногие сольпуги, или солнечные пауки, обитающие в Африке. Некоторые сольпуги на коротких дистанциях могут развивать скорость до 16 км/ч.
Европейский жужжащий паук издает звуки, слышимые человеческим ухом, а мурлыкающий паук — звуки, напоминающие кошачье мурлыкание.
Самыми ядовитыми считаются бразильские бродячие пауки, они выделяют яд сильного нервнопаралитического действия. Эти крупные агрессивные пауки часто проникают в дома и прячутся в одежде и обуви. Когда их тревожат, они кусают несколько раз подряд. Весьма плохую славу снискал и среднеазиатский паук каракурт, называемый черной смертью, он тоже очень ядовит.
Паутинные железы пауков открываются на брюшке паутинными бородавками и выделяют несколько сортов паутины — сухую, влажную, клейкую, гофрированную и др. Различные сорта паутины служат для разных целей — изготовления ловчей сети, жилого домика, яйцевого кокона.
Вырабатываемая пауками нить очень прочна: нагрузка разрыва для паутины составляет от 40 до 261 кг на 1 мм2 сечения. Стальная проволока такого же диаметра имеет меньшую прочность. А ловчая нить паука Achaearenea tepidariorum способна поймать небольшую мышь, которая при этом зависнет над землей.
Один ученый, наблюдая за деятельностью паука-ткача, зафиксировал скорость выработки паутинной нити — 180 см в минуту — и извлек около 140 м паутины.
Самую большую ловчую сеть из паутины строят пауки-ткачи: длина окружности их сети около 6 м.
Ученые установили, что ловчая нить, выпускаемая пауками, несет небольшой отрицательный электрический разряд. Молодые паучки расселяются в природе, планируя на паутинных нитях. Воздушные путешественники таким образом могут преодолевать большие расстояния и при этом никогда не сталкиваются друг с другом в полете. Их паутины не соприкасаются и при приземлении. Это происходит благодаря электростатическим силам отталкивания одноименно (отрицательно) заряженных паутин.