Класс Насекомые - ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Класс Насекомые - ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, эстетическое восприятие объектов природы, научное мировоззрение; уметь применять полученные знания в практической деятельности; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: крылья, ротовые органы, дыхальца, яйцеклад', выявлять характерные признаки класса Насекомые; распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; осваивать приемы работы с определителем животных; выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы; устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых; наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы; соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме “Насекомые”; инструктивные карточки, цветной пластилин, картон, стеки, ножницы, прозрачная пленка, спички, салфетка.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверочная работа. Учитель просит определенных учеников прочитать записанное, беседует с отвечающим, при необходимости исправляет ошибки, выставляет отметки.)

Карточка 1

(Первый вариант. Учащиеся выполняют задание индивидуально в тетради.

Второй вариант. Работа в парах. Их списка первый ученик выбирает номера признаков, характерных для ракообразных, второй — для паукообразных.)

— Соотнесите класс членистоногих и характерные признаки его представителей.

A) тело снаружи имеет хитиновый покров

Б) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка

B) брюшко членистое

Г) брюшко нечленистое

Д) имеется 4 пары ног

Е) на голове есть усики

Ж) усиков нет

3) усиков 2 пары — длинные и короткие

И) простые глаза

К) сложные глаза

Л) органы дыхания — жабры

М) дыхание трахейно-легочное

Н) кровеносная система незамкнутая

O) нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки

П) есть мускулистый “сосательный” желудок

P) органы выделения — мальпигиевы сосуды

Ответ:

1

Ракообразные

А, Б, В, Е, 3, К, Л, Н, О

2

Паукообразные

А, Б, Г, Д, Ж, И, М, Н, О, П, Р

Карточка 2

Ответьте на вопросы и выполните задание.

1. Из чего построен панцирь членистоногих? (Из хитина.)

2. Сколько отделов тела имеют клещи? (Один.)

3. Какие еще конечности, помимо ходильных, имеются на теле паука? (По одной паре хелицер и педипальп.)

4. Какие водные паукообразные вам известны? (Паук-серебрянка.)

5. В чем особенности пищеварения пауков? (У пауков внешнее пищеварение.)

6. Что позволяет бескрылому и тяжеловесному пауку охотиться на летающих насекомых? (Паутина.)

7. Составьте цепь питания, одним звеном которого является паук. (Например, растение —” цветочная муха —” паук —” птица.)

Карточка 3

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

1. Все пауки дышат атмосферным воздухом. (Да.)

2. Все клещи — паразиты животных и вредители растений. (Нет, почвенные клещи питаются отмершими органическими

остатками, участвуют в разложении растительного опада и обогащают почву минеральными веществами.)

3. Тело паука состоит из трех отделов головы, груди и нечленистого брюшка. (Из двух отделов головогруди и нечленистого брюшка.)

4. У паукообразных отсутствуют усики. (Да.)

5. Паукообразные имеют сложные глаза. (Паукообразные имеют простые глаза или совсем не имеют.)

6. Дыхание у пауков трахейно-легочное. (Да.)

III. Работа по теме урока

1. Общая характеристика

Рядом живут существа, так мало похожие на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа — насекомые.

Когда-то, в далеком прошлом, на Земле обитали гигантские насекомые. Теперь подобных особей можно встретить только в фантастических фильмах. В реальной жизни эти животные редко превышают 15 см в длину. И в отличие от монстров, представленных в научной фантастике, все крупные жуки совершенно безобидны.

Причиной полного исчезновения древних насекомых-великанов могло быть резкое изменение климатических условий. Весьма вероятно, что, будучи очень заметны благодаря своим большим размерам, они подвергались и массовому истреблению со стороны многочисленных врагов. В настоящее время малые размеры насекомых обеспечили условия для существования даже в малых пространствах (например, в трещинах на коре деревьев).

Насекомые по своему происхождению — наземные животные. Запишем классификацию жука-плавунца.

Запись в тетради

Ц: Животные —” п/ц: Многоклеточные —” т: Членистоногие —” к: Насекомые —” о: Жесткокрылые —” с: Плавунцы —” в: плавунец борозчатый.

— Как вы думаете, почему насекомые получили свое название?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами.

У насекомых шесть конечностей. У большинства из них появилась способность к полету — одна или две пары крыльев. Также множество насекомых имеет одну пару усиков. Однако последние признаки не являются всеобщими для класса в целом, так как существуют насекомые без усиков и без крыльев.

Количество глаз варьирует, и они могут быть и простыми, и сложными (фасеточными). Орган слуха располагается в разных местах (у сверчка основные органы слуха — на передних ножках, а вспомогательные — щетинки на перках, придатках на конце брюшка, у других прямокрылых и у тараканов это выросты на конце брюшка). Органы вкуса (вкусовые сосочки) у бабочек и мух располагаются на передних лапках. Обоняют насекомые усиками. Эти животные “видят” ультрафиолетовые лучи и слышат ультразвуки.

2. Внешнее строение

С внешним строением насекомых мы познакомимся в процессе выполнения лабораторной (или творческой) работы.

(Первый вариант. Ученики выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с. 118, 119 учебника.)

Л.Р. № 5 “Внешнее строение насекомого”

(Учитель собирает тетради с лабораторной работой для проверки.)

(Второй вариант. Прослушав рассказ учителя, учащиеся в группах по 2 — 3 человека самостоятельно изготавливают макеты насекомых. Образцами может служить как иллюстрации учебника, так и натуральные объекты, и муляжи.)

У нас появилась небольшая группа насекомых (например, кузнечик, стрекоза, бабочка, жук, муха, пчела, комар, цикада, богомол и т. д.). Обратите внимание на число отделов тела, органов на голове, строение, число и расположение ходильных ног и крыльев.

(Изделия будут использованы на следующем уроке.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке и делает выводы.)

• Насекомые — самый процветающий в настоящее время класс живых организмов на Земле.

• Самый характерный признак насекомых — наличие 3 пар ног.

• Целый комплекс приспособлений позволил насекомым стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод.

Домашнее задание

1. Прочитать § 25, повторить основные термины.

2. Сравнить внутреннее строение насекомых, паукообразных и ракообразных.

3. Нарисовать в альбоме представителя насекомых (на выбор), записать его классификацию.

4. Подготовить сообщение об одном из представителей типа Членистоногие.

Дополнительный материал

Интересные факты для сообщений по теме “Насекомые”

Насекомые считаются одними из самых плодовитых животных на Земле. Подсчитано, что при благоприятных условиях масса потомства одной самки бабочки капустной белянки за год может составить 822 млн т, что в 3 раза превосходит вес всего населения нашей планеты. К счастью, у насекомых много врагов в природе, иначе они при такой скорости размножения поглотили бы всю растительность. Так, гусеница одной из бабочек полифем, обитающей в Северной Америке, за первые 56 дней жизни поглотает количество пищи, в 86 тыс. раз превышающее ее собственную массу.

Самые крупные термиты Macrotermes goliaph достигает длины 2,2 см при размахе крыльев 8,8 см.

Испытания показали, что жук-носорог может удерживать на спине вес, в 850 раз превышающий массу его тела. Жук лесной навозник способен передвигать груз в 400 раз больше собственной массы.

По подсчетам одного американского ученого, наблюдавшего стаю саранчи, площадь, ею занятая, составила около 514 км2. Предположительно в стае было до 12,5 трлн особей, а ее общая масса составила не менее 25 млн т.

Самыми крупными и тяжелыми среди насекомых считаются жуки- голиафы, обитающие в Экваториальной Африке. Масса взрослых самцов королевского голиафа достигает 100 г, а длина - 11 см. Гигантские палочники из Индонезии являются самыми длинными насекомыми. Самки этого вида достигают в длину 33 см.

Дневная бабочка птицекрылка Александра, встречающаяся на Новой Гвинее, имеет размах крыльев более 28 см, а ночная бабочка совка Агриппина из Бразилии — 30 см. А вот размах моли, обитающей на Канарских островах, не превышает 2 мм.

Самую большую скорость полета среди насекомых демонстрируют стрекозы. Так, австралийская стрекоза может на короткое время развить скорость до 60 км/ч. Быстрее всех остальных насекомых бегают тропические тараканы. Таракан длиной около 3 см передвигается со скоростью 120—130 см/с (т. е. за секунду он преодолевает расстояние, более чем в 40 раз превышающее длину его тела).

Самое острое обоняние имеют самцы бабочки императорский мотылек, которые могут почувствовать запах самки на расстоянии в 11 км против ветра. Было установлено, что запах издает особое вещество, выделяемое самкой в ничтожно малом количестве — 0,0001 мг.

Крылья стрекоз имеют особые утолщения на концах, которые устраняют вибрацию крыльев, возникающую во время полета. У современных скоростных самолетов с этой целью был утолщен передний край крыла.

Размах крыльев вымерших древних стрекоз, живших более 200 млн лет назад, достигал 90 см.

Песни сверчков, саранчи и кузнечиков представляют собой стрекотание, возникающее за счет трения одной части тела о другую. У некоторых видов этих насекомых на внутренней стороне бедер задних ног имеется ряд бугорков. Звук возникает, когда поднятая нога трется бугорками о передние крылья.

Сложные глаза насекомых состоят из множества отдельных простых глазков — омматидиев, или фасеток. Количество простых глазков зависит от активности насекомого и его образа жизни. Так, у хищницы стрекозы каждый глаз содержит 20 — 30 тыс. фасеток, у мухи — 4 тыс., у бабочки — 1,7 тыс., у муравья — 1,2 тыс. Любой движущийся предмет последовательно попадает в поле зрения каждого простого глазка, поэтому насекомое может безошибочно определять скорость движущегося объекта. Исходя из этих особенностей омматидиев, было сконструировано устройство, способное мгновенно измерять скорость самолетов. Такие же приборы есть у работников ГИБДД — это радары, измеряющие скорость автомобиля.

При малейшей опасности жук-бомбардир выпускает из отверстий, расположенных на его брюшке, едкое горячее вещество, температура которого достигает +100 °С. При этом раздается громкий хлопок. Брюшко жука очень подвижна, и он может “стрелять очередями”.

Ничего удивительного нет в том, что мыши едят кузнечиков, но не поразительно ли, что возможно обратное. В Британском музее хранится кузнечик длиною около 10 сантиметров, законсервированный вместе со своей добычей — маленькой мышкой. Этот экспонат получен из Африки много лет тому назад и представляет собою уникальное явление.






Для любых предложений по сайту: [email protected]