ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Типы развития насекомых - ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. - строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — работать с различными источниками информации; самостоятельно преобразовывать текстовую информацию в рисунок и наоборот; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; осознавать необходимость самообразования, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: развитие с полным и неполным превращением, гусеница, куколка', характеризовать типы развития насекомых; объяснять принципы классификации насекомых; устанавливать систематическую принадлежность насекомых; выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением; характеризовать многообразие отрядов насекомых как результат эволюции.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме “Насекомые”; инструктивные карточки; картон, цветной пластилин, стеки, салфетки или цветная бумага, ножницы, клей.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Сравнительная характеристика внутреннего строения насекомых, ракообразных и паукообразных по самостоятельно изученному материалу. Фронтальный опрос.)
III. Работа по теме урока
1. Размножение насекомых
Тема сегодняшнего урока “Типы развития насекомых”. Нам необходимо запомнить несколько важных терминов. Постараемся в ходе урока определить их значение, связать их друг с другом, записать определения в тетради.
(На магнитной доске вывешивается листок с основными понятиями или выводится список на интерактивной доске.)
Основные понятия темы: половое размножение; раздельнополые животные; внутреннее оплодотворение; половой диморфизм; партеногенез; прямое развитие; непрямое развитие, или развитие с метаморфозом.
Для насекомых характерно половое размножение — размножение, в основе которого лежит оплодотворение, т. е. слияние двух половых клеток — гамет — женской и мужской. Женские гаметы — яйцеклетки — развиваются в яичниках самки, мужские гаметы — сперматозоиды — в семенниках самцов.
Почти все насекомые раздельнополые животные — среди них есть и самки, и самцы. У многих хорошо выражен половой диморфизм, т. е. самцы и самки сильно отличаются друг от друга. Иногда эти различия связаны с приспособлением к откладке яиц:
• очень длинные яйцеклады (у самок наездников, кузнечиков, рогохвостов и др.);
• расширенные голени (у самок насекомых, зарывающихся в почву для откладывания яиц);
• широкое брюшко (у самок, откладывающих большое количество яиц; такие самки бывают более грузными, чем самцы, и летают хуже или вообще не способны к полету).
Самцы обладают отличным обонянием, позволяющим найти самку по запаху. Иногда различия в строении разных полов не имеют явного приспособительного значения.
Самцы и самки могут различаться по строению ротовых органов. Так, у самки жука-оленя жвала развиты нормально, а у самца очень сильно увеличены и изменены, превращены, как и у настоящего оленя, в “турнирное оружие”. У самца жука-носорога на голове рогообразный вырост, которого нет у самки, и т. п.
Для насекомых характерно обычное половое размножение, но нередко наблюдается и партеногенез — развитие из неоплодотворенного яйца.
У высокоорганизованных групп насекомых (бабочек, жуков, двукрылых) внутреннее оплодотворение. Происходит это оплодотворение в половых протоках самки, где располагается неподвижная яйцеклетка. Главным преимуществом внутреннего оплодотворения является то, что зародыш относительно не зависит от неблагоприятных условий окружающей среды. Его развитие определенное время происходит внутри материнского организма, который обеспечивает зародыш всем необходимым: теплом, влагой, кислородом, питательными веществами.
2. Развитие с неполным и полным превращением
Большинство насекомых откладывает яйца. У разных видов их форма, окраска и размер весьма разнообразны. Яйца насекомых покрыты оболочкой, защищающей содержимое от неблагоприятных воздействий. Самки откладывают яйца там, где выходящие наружу личинки смогут сразу же найти для себя соответствующий корм.
При переходе взрослой стадии насекомых к жизни в воздушной среде были возможны два пути эволюции. В одном случае личинки сразу стали переходить к образу жизни, характерному для взрослых особей. Но жизнь на открытой поверхности требует более сложного строения. Поэтому личинки насекомых стали выходить из яиц на более высокой ступени развития. Внешне они похожи на родителей, только у них недоразвита половая система и нет крыльев. Это путь, по которому шло развитие насекомых с неполным превращением.
Личинки насекомых, пошедших по другому эволюционному пути, продолжают вести скрытый образ жизни в почве и других укрытиях. Так, личинка майского жука обитает в почве 4 года,
а личинки некоторых цикад развиваются в земле целых 17 лет. При этом взрослое насекомое живет всего 2—3 месяца, активно отыскивая подходящие места для развития потомства. Для того, чтобы такие насекомые перешли из стадии личинок во взрослое состояние, уже недостаточно обычной линьки. Потребовалась стадия перестройки (стадия куколки). Это путь, по которому шло развитие насекомых с полным превращением, или развитие с метаморфозом (от греч. metamorphosis — “превращение”, “перемена состояния”).
Чем больше отличается строение личинки от строения взрослого насекомого, тем сильнее идут перестройки в теле куколки. И этой стадии происходит разрушение личиночных тканей и образование тканей и органов взрослого насекомого. При сложных перестройках в первые дни после окукливания основная масса внутренних органов куколки представляет жидкую массу.
(Демонстрация таблицы.)
Типы развития насекомых
Тип развития |
Стадии |
Отряды |
С полным превращением |
Яйцо—> личинка —> куколка—> взрослое насекомое (имаго) |
Жесткокрылые (майские жуки, жужелицы, божьи коровки, долгоносики); Чешуекрылые (бабочки); Перепончатокрылые (пчелы, осы, шмели, муравьи, наездники); Двукрылые (мухи, комары, слепни) |
С неполным превращением |
Яйцо —> личинка —> взрослое насекомое |
Прямокрылые (кузнечики, саранча, медведка); Равнокрылые (тля); Полужесткокрылые (клопы); Таракановые (тараканы, термиты) |
(Учитель проверяет запись определений основных понятий урока в тетради.)
3. Творческая работа
(Учитель раздает модели насекомых, изготовленные на прошлом уроке.)
— Используя рисунки учебника (§ 26), таблицу “Типы развития насекомых”, из пластилина и (или) цветной бумаги на листе картона создайте коллаж (аппликацию), отражающий стадии развития изготовленного на прошлом уроке насекомого.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
(Подведение итогов работы на уроке, оценивание выполнения творческого задания.)
Для проведения двух следующих уроков мне потребуется ваша помощь.
(Учащиеся делятся на восемь команд, каждая из которых готовит сообщение на определенную тему.)
Команда 1 — “Медоносная пчела”;
Команда 2 — “Лесной муравей”;
Команда 3 — “Значение насекомых”;
Команда 4 — “Вредители полевых культур”;
Команда 5 — “Вредители огорода”
Команда 6 — “Вредители сада”;
Команда 7 — “Вредители леса”;
Команда 8 — “Меры борьбы с насекомыми-вредителями”.
Домашнее задание
1. Прочитать § 26, повторить основные термины.
2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.
3. Составить кроссворд или загадку-головоломку, используя новые термины.
4. Подготовить сообщения об общественных насекомых и насекомых — вредителях сельскохозяйственных культур.