ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана - ТИП ХОРДОВЫЕ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ, РЫБЫ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; использовать различные информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: рыболовство, промысловые рыбы, сельдеобразные, трескообразные, лососевые, карпообразные рыбы, прудовые хозяйства, акклиматизация, хрящевые, костные, лучеперые, костистые рыбы; осетрообразные; лопастеперые, двоякодышащие, кистеперые рыбы, различать основные группы промысловых рыб и распознавать представителей различных классов на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; объяснять принципы классификации рыб; устанавливать систематическую принадлежность рыб; выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб; понимать принципы постепенного усложнения животных в процессе исторического развития; обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных; проектировать меры по охране ценных групп рыб.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, видеоматериалы к презентации докладов, таблицы и иллюстрации по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
1. Основные систематические группы рыб
На сегодняшнем уроке мы открываем новую сессию научной конференции, посвященной многообразию видов, населяющих нашу планету.
(Презентация сообщений о разных видах рыб. Остальные учащиеся фиксируют основные тезисы в тетради, при консультативной помощи учителя заполняют сравнительные таблицы.)
Систематические группы рыб
Класс |
Отряд |
Представители |
Хрящевые |
Акулы |
Китовая, тигровая, белая, рифовая акулы, акула-молот, рыба-пила |
Скаты |
Манта, орляк, хвостокол, шиповатый скат, электрический скат |
|
Класс |
Отряд |
Представители |
Костные |
Лучеперые |
Сазан, плотва, карп, толстолобик, щука, сом, окунь, лещ |
Лопастеперые |
Двоякодышащие (протоптер, лепидосирен); кистеперые (латимерия) |
|
Костно-хрящевые |
Осетрообразные |
Осетр, белуга, стерлядь, севрюга |
Сравнительная характеристика классов рыб
Критерии для сравнения |
Классы рыб |
||
Хрящевые |
Костные |
Костно-хрящевые |
|
Форма тела |
Торпедообразная (акулы) или уплощенная (скаты) |
Веретенообразная, удлиненная или уплощенная |
Торпедообразная |
Скелет |
Хрящевой (жаберных крышек нет) |
Костный (имеются жаберные крышки) |
Череп костный, есть жаберные крышки, хорда сохраняется всю жизнь, остальной скелет хрящевой |
Органы дыхания |
Жабры |
Жабры (у двоякодышащих — легкие, образованные из плавательного пузыря) |
Жабры |
Образ жизни |
Активные хищники (акулы); придонные хищники (скаты) |
Растительноядные, хищники |
Хищники (в основном придонные) |
Окраска |
Сверху темная, снизу светлая |
Разнообразная, зависит от образа жизни и местообитания (бывает очень яркая) |
Сверху темная, снизу светлая |
Чешуя |
Плакоидная (чешуйки мелкие, на каждой есть зубчик, направленный назад) |
Костная (чешуйки располагаются, налегая друг на друга, растут всю жизнь, образуют годичные кольца) |
Костная (чешуйки крупные, образуют пирамидальные выступы) |
(Обсуждение и оценивание докладов, проверка заполнения таблиц.)
— Запишите классификацию китовой акулы и электрического ската.
Запись в тетради
Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т: Черепные, или позвоночные —> к: Хрящевые рыбы —> о (или надотряд): Акулы —> в: акула китовая
Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т: Черепные, или позвоночные —> к: Хрящевые рыбы —> о (или надотряд): Скаты —> в: скат электрический
(Проверка выполнения задания.)
2. Промысловые рыбы
Около половины рыб, обитающих на нашей планете, относятся к разряду промысловых. Они носят такое название, потому что из них получают такие ценные продукты, как пища, лекарственные препараты, корм для домашних животных, а также технический жир и сырье, используемое в легкой промышленности.
— Откройте альбомы и с помощью текста и иллюстраций § 34 зарисуйте представителей различных промысловых рыб, запишите их классификацию.
(Учитель может предложить более сложную и точную классификацию, предоставив дополнительные сведения.)
Запись в тетради
Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т: Черепные, или позвоночные —> к: Костные рыбы —> п/к (подкласс): Хрящекостные (Костистые) —> о (отряд): Осетрообразные—> с (семейство): Осетровые —> в: осетр русский
Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т: Черепные, или позвоночные —> к: Костные рыбы —> п/к (подкласс): Лучепёрые —> о (отряд): Карпообразные —> с (семейство): Карповые —> в: сазан, или обыкновенный карп
(Конкурс рисунков, на котором учитывается и верная классификация.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
На следующем уроке нас ждет проверочная работа по теме “Рыбы”. Проведем мы ее в форме командной игры. Вам необходимо разделиться на четыре команды, выбрать капитанов, придумать название, девиз и эмблему, а также задание для команд — соперников.
И название, и эмблема команды должны отражать многообразие рыб и необходимость их охраны. Эмблемы вы представите на листках или плакатах. Это могут быть коллажи или рисунки в стиле граффити — у вас неограниченный простор для творчества.
Домашнее задание
Повторить § 30 — 34.