ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Обобщение знаний по теме Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы - ТИП ХОРДОВЫЕ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ, РЫБЫ
Тип урока: урок рефлексии.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р.— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.
Планируемые результаты: называть отличительные признаки бесчерепных и черепных; объяснять значение изученных понятий; выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения; характеризовать органы и системы органов рыб; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.
Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, плакаты и таблицы по теме “Рыбы”, опорные конспекты, инструктивные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
А вы знаете, что прообразом популярной игры КВН была передача “Вечер веселых вопросов”, выходившая на телевидении в далеком 1957 году? В ней зрители отвечали на вопросы ведущих, стараясь сделать это с юмором.
Сегодня мы с вами проведем урок веселых вопросов — УВВ!
(Учитель назначает жюри — 2 — 3 ученика, которые будут оценивать ответы и подсчитывать набранные командами баллы.)
Конкурс “Визитная карточка”
(Представление команд, их эмблем и девизов. Максимальная оценка — 5 баллов.)
Молодцы, ребята, дружные у вас команды. Ваши девизы содержали идею об охране природы. А названия команд продемонстрировали многообразие представителей изученных нами классов рыб.
Конкурс “Разминка”
(На вопросы отвечает представитель команды, поднявший руку. Начисляется по 1 баллу за каждый правильный ответ.)
1. Как узнать возраст рыбы? (По чешуе.)
2. Что объединяет рыбу и инфузорию-туфельку? (Состоят из клеток.)
3. Какие рыбы умеют “летать”? (Летучие рыбы.)
4. Как называется наука о рыбах? (Ихтиология.)
5. Как спят акулы? (В движении.)
6. Какие рыбы путешествуют для нереста? (Проходные — горбуша, нерка и т. д.)
7. Кто самый зубастый и опасный морской хищник? (Акула.)
8. Какая рыба плавает вертикально? (Морской конек.)
9. Кто выйдет из рыбьей икринки? (Малек.)
10. Чем дышат рыбы? (Жабрами.)
11. Где у рыбы “киль”? (На спине.)
12. Сколько отделов мозга у рыб? (Пять.)
13. Какая рыба носит с человеком одно имя? (Карп.)
14. В названии каких городов есть что-то “рыбье”? (Рыбинск, Судак, Калуга, Ершов, Елец и т. д.)
Конкурс “Задание для друга”
(Команды приготовили задания для соперников. Решение о том, кто кому задает вопрос, принимается с помощью жребия. Задающая вопрос команда оценивает ответ соперников.)
Конкурс рекламы
(Команды должны придумать и обыграть рекламный ролик о рыбах. На подготовку 5 мин, на представление — 2 — 3 мин. Три критерия для оценивания: артистичность, находчивость, информативность. Максимальная оценка — 3 балла.)
Конкурс капитанов
(Каждый правильный ответ приносит командам по 1 баллу.)
Первая команда
1. Верно ли, что именем этой промысловой рыбы из семейства тресковых назван один из рассказов А.П. Чехова? (Да, рассказ “Налим”.)
2. Верно ли, что одна редкая и очень красивая черноморская рыба может передвигаться по дну скачками, опираясь на видоизмененные лучи грудных плавников? (Да, это морской петух.)
3. Верно ли, что у сома чешуя на теле крупная, с зазубринами по краям? (Нет, у него отсутствует чешуя.)
4. Верно ли, что морской кот — это промысловая рыба, которая главным образом разводиться в прудах? (Нет.)
Вторая команда
1. Верно ли, что колюшка - это маленькая хищная рыбка, известная тем, что строит гнезда в воде, заботясь о потомстве? (Да.)
2. Верно ли, что самая крупная промысловая рыба — это белуга, она может достигать 6 м, а ее масса составляет около 1000 кг? (Да.)
3. Верно ли, что луна-рыба мечет наименьшее число икринок? (Нет, наибольшее — около 300млн икринок.)
4. Верно ли, что белуга и щука — рыбы-долгожители? Да, они могут жить около 100лет.)
Третья команда
1. Верно ли, что рыба-меч плавает быстрее всех других рыб? (Да, около 25 м/с.)
2. Верно ли, что икринки рыб могут развиваться только свободно, плавая в воде? (Нет, некоторые рыбы могут вынашивать икринки во рту.)
3. Верно ли, что луна-рыба рождает одного живого детеныша? (Нет, яйцеживорождением размножается скат манта и рождает 1—2 детенышей.)
4. Верно ли, что некоторые рыбы несут яйца? (Да, акулы и скаты.)
Четвертая команда
1. Верно ли, что рыбы способны жить только в воде? (Нет, при пересыхании водоемов некоторые рыбы (лепидосирен и протоптерус, австралийский рогозуб) способны впадать на несколько месяцев в спячку и при этом оставаться живыми.)
2. Верно ли, что у всех морских донных рыб глаза расположены на одной стороне тела? (Нет, только у Камбалы.)
3. Верно ли, что важнейшая промысловая рыба Атлантического океана, отличающаяся необычно высоким содержанием жира, — это килька? (Нет, треска.)
4. Верно ли, что есть морская рыба, по форме напоминающая шахматную фигуру? (Да, это морской конек.)
Конкурс эрудитов “Песочные часы”
(Каждая команда выдвигает своего знатока. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл и еще 1 балл за каждое пояснение (в сложных вопросах).)
1. Какая хрящевая рыба называется так же, как инструмент кузнеца? Почему рыба получила такое название? (Это акула-молот. Голова рыбы за счет боковых выростов шире передней части туловища напоминает молот на рукоятке.)
2. Какая крупная морская рыба из отряда окунеобразных называется так же, как холодное оружие? Почему рыба получила такое название? (Это рыба-меч. Верхняя челюсть рыбы вытянута в очень длинный твердый заостренный отросток.)
3. Какая аквариумная рыбка (одна из форм золотой рыбки) называется так же, как оптический прибор? Почему рыба получила такое название? (Это золотая рыбка-телескоп. У нее очень крупные, далеко выступающие из орбит глаза.)
4. Какая южноамериканская рыбка называется так же, как орган растения? Почему рыба получила такое название? (Это рыба-лист. Форма ее тела и окраска напоминают утонувший бурый лист. Это способ маскировки.)
5. От чего зависит окраска рыбы и может ли она меняться? (Окраска рыб зависит от пигментов — красящих веществ, расположенных в клетках поверхностного слоя кожи, и может меняться в зависимости от концентрации и формы пигментных зерен. Окраска меняется в зависимости от условий внешней среды, возраста и состояния рыбы. В брачный период и во время ритуальных танцев и поединков расцветка рыб наиболее яркая.)
6. Ощущают ли рыбы запахи? (Да. Носовые полости рыб воспринимают раздражения, обусловленные химическим составом воды и присутствием в ней различных веществ. Это имеет значение для поиска пищи, обнаружения врагов, для собирания в стаи и во время нереста.)
7. В каком возрасте рыбу можно считать взрослой? (В том, в каком она может давать потомство. Мелкие рыбы созревают рано, в возрасте нескольких месяцев или 1 — 2 лет, крупные — позже. Так, белуги становятся взрослыми на 12 — 18-й год жизни.)
8. Почему рыба скользкая и ее трудно удержать в руках? (Чешуя рыб покрыта слизью, выделяемой особыми железами, которая выполняет роль смазки и уменьшает трение воды о тело.)
9. Различают ли рыбы цвета? (Да. Различение цветов важно для маскировки рыб и для восприятия сигнальных изменений окраски при брачных ухаживаниях и поединках.)
10. Может ли рыба утонуть? (Да. Тропические пресноводные рыбки из группы лабиринтовых живут в мелких водоемах с затхлой водой, в которой мало кислорода. Для дополнительного дыхания используют атмосферный воздух, который набирают в особый орган в жаберном аппарате. Если этих рыб лишить доступа к воздуху, они даже в богатой кислородом воде через некоторое время задохнутся — “утонут”.)
11. У каких рыб есть мигательные перепонки — “веки”? (У некоторых акул, например, у акулы-молота.)
12. Можно ли увидеть рыб на ветвях деревьев? (Да. Илистые прыгуны во время отлива остаются на суше и с помощью сильного хвоста и особых, образующих присоску грудных плавников, могут забираться на ветви мангровых деревьев.)
13. Спят ли рыбы зимой? (Да. Зимой, когда водоемы покрываются льдом, вода содержит меньше кислорода и корма. Многие рыбы становятся вялыми, уходят в глубину, опускаются в ямы, а некоторые впадают в оцепенение.)
14. Почему у пойманного глубоководного морского окуня глаза навыкате? (Рыбы, обитающие на больших глубинах, испытывают огромное давление воды. Их тело пропитано водой, и внешнее давление уравновешивается внутренним. Но если рыбу с глубины быстро поднять на поверхность, ее тело за счет высокого внутреннего давления раздувается, а глаза выпучиваются.)
15. Может ли рыба добывать себе для корма мух и муравьев? (Да. Индонезийская рыбка брызгун, заметив насекомое на нависающем над водой листе, высовывает из водоема кончик морды и сбивает жертву струйкой воды, длина которой может достигать 4—5 м.)
16. У каких рыб при быстром движении температура тела может на 10 °С превышать температуру воды? (У тунцов.)
17. Какая рыба одомашнена человеком? (Карп.)
18. Бывают ли “голые” рыбы? (Да. У европейского угря и обыкновенного сома тело покрыто слизью и лишено чешуи.)
19. Почему пищит вьюн, когда его держишь в руках? (Вьюн может захватывать ртом наружный воздух, заполняя им весь пищевой канал. Когда пальцы сдавливают бока рыбки, воздух выходит из анального отверстия и возникает звук, напоминающий писк.)
20. Какие рыбы могут быть замороженными, оставаясь при этом живыми? (В торфяных болотах и речках Чукотки обитает черная рыба даллия. Зимуя, она зарывается в ил и, если водоем промерзает до дна, оказывается вмерзшей в грунт. В таком состоянии она переживает морозы до — 40°С. Когда водоем оттаивает, даллия оживает.)
21. В какое время года рыбы мечут икру? (Щуки в апреле-мае, лещи в мае-июне, налимы в декабре, караси и лини в летние месяцы, сиги и семга осенью.)
22. Какие рыбы спят “в рубашках”? (Рыбы-попугаи перед сном выпускают изо рта клейкую жидкость и одеваются ею, как рубашкой, а проснувшись, поедают свое одеяние.)
23. Каких рыб называют живородящими? (У которых оплодотворенная икра развивается в теле самки, а на свет появляются уже вполне сформированные мальки. У живородящих видов акул родится от 2—3 до нескольких десятков акулят, у ската хвостокола — от 1 до 12.)
24. Каких рыб в России относят к главнейшим объектам промысла? (Сельдь, треску, судака, лосося, белугу, леща, осетра — всего около 50видов.)
25. Какие рыбы вынашивают икру во рту? (Самка рыбки хромис мечет всего 30—35 икринок, которые после оплодотворения молоками самца забирает в рот, где и держит около двух недель, до появления мальков.)
26. Какие рыбы прозрачны? (Лапша-рыба, или саланкс, встречающаяся у наших дальневосточных побережий, голомянка из озера Байкал.)
Конкурс “В погоне за лидерами”
(Участвуют команды, набравшие наименьшее количество баллов.)
1. В каких песнях и стихах упоминаются рыбы? (За каждый верный ответ — 0,5 балла.)
2. Закончите фразы. (За каждый верный ответ — 0,5 балла.)
1) Наука, изучающая рыб, — ... (ихтиология).
2) Среда обитания рыб — ... (водная).
3) Органы дыхания рыб — ... (жабры).
4) Кожа рыб покрыта ... (чешуей).
5) На границе головы и туловища рыбы располагаются ... (жаберные крышки).
6) Грудные и брюшные плавники — это конечности ... (парные).
7) Направление и силу течения воды, а также глубину рыба определяет с помощью ... (боковой линии).
8) Сердце рыбы ... (двухкамерное).
9) Температура тела рыбы зависит от температуры окружающей среды, следовательно, рыбы — животные... (холоднокровные).
10) Размножение рыб называется ... (нерестом).
11) Оплодотворение у рыб ... (внешнее).
12) Малек — это ... (личиночная стадия).
13) Самка трески откладывает икринок в количестве до ... (10 млн).
14) Живородящие рыбы — это... (гуппи, меченосцы, акулы, скаты).
15) Хрящевые рыбы — это ... (акулы, скаты).
16) Осетровые рыбы — это ... (белуга, стерлядь, осетр).
17) Двоякодышащие рыбы — это ... (австралийский рогозуб, африканский чешуйчайник).
18) Кистеперая рыба — это ... (латимерия).
19) Костистые рыбы — это ... (кета, горбуша).
III. Рефлексивно-оценочный этап
Закончилась наша игра-соревнование УВВ. Пришло время подвести итоги.
(Помощники подсчитывают заработанные командами баллы. Учитель объявляет команду-победителя и выставляет отметки.)
Домашнее задание
Выполнить задания рубрики “Подведем итоги” на с. 160 учебника.