Животные и окружающая среда - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Животные и окружающая среда - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; представлять результаты работы; п. — работать с различными источниками информации; выделять главное в тексте; составлять план параграфа; грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации, приобретать навыки исследовательской деятельности; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: среды жизни, места обитания, экологические факторы, среда обитания, хищничество, паразиты, хозяева, конкурентные отношения, биоценозы, пищевые связи, цепи питания; пояснять на конкретных примерах распространение животных в разных средах жизни; сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания; различать понятия среда жизни, среда обитания, место обитания', определять влияния факторов среды на организмы животных; описывать влияние экологических факторов на животных; доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе; определять роль вида в биоценозе.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, чучела животных, коллекции беспозвоночных, влажные препараты, таблицы, рисунки и фотографии животных, видеоматериалы.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Учитель раздает проверенные полевые дневники, отвечает на вопросы и выставляет оценки.)

Термин “палеонтология” был предложен в 1825 г. французским естествоиспытателем Анри Дюкроте де Бленвилем. Палеонтологи исследуют останки животных и растений, их окаменевшие следы, отброшенные оболочки и другие следы жизнедеятельности. Например, по найденным экскрементам динозавра ученые узнали, чем питался этот древний ящер.

— Как вы думаете, почему палеонтологи изучают окаменелости и отпечатки? (В другом состоянии органические объекты не смогут долго сохраниться, а палеонтология изучает очень древние объекты.)

— Какие еще науки изучают животных? (Зоология, морфология, анатомия, этология, экология, систематика и др.)

III. Работа по теме урока

1. Среды жизни. Места обитания животных

На прошлом уроке мы говорили о разнообразии животных. Это связано с тем, что обитают различные животные в разных условиях, к которым приспособились.

Откройте ваш словарь терминов и запишите определение.

Среда обитания — это все природное окружение живого организма.

Условия среды — это совокупность экологических факторов, влияющих на рост, развитие, выживание и воспроизводство живого организма.

Все экологические факторы делятся на три группы:

1) анабиотические — факторы неживой природы (климатические условия, наличие влаги, давление воздуха или воды, изменения температуры);

2) биотические — факторы живой природы (разнообразные взаимоотношения организма с окружающими его другими живыми существами);

3) антропогенные — факторы, связанные с воздействием человека на природу (хозяйственная деятельность, загрязнение окружающей среды, истребление каких-либо видов или популяций и т. д.).

— Работая с п. 1 § 2 учебника, заполните таблицу в рабочей тетради.

(Учащиеся заполняют таблицу (см. с. 16) при консультативной помощи учителя.)

(Проверка выполнения задания. Возможно проведение дискуссии.)

Вопросы для дискуссии

— В воздухе постоянно находятся поднятые ветром мелкие насекомые, пауки, семена, споры. Почему на суше нет животных, которые питались бы этими организмами, фильтруя через себя воздух (подобно тому, как киты питаются планктоном)?

Среды жизни

Среда

Характеристика среды

Обитатели

среды

Приспособления к условиям среды

Наземно - воздушная

Разнообразные условия (температура, давление и влажность воздуха). Возможность для сравнительно легкого передвижения.

Большое количество доступного кислорода

Паукообразные, насекомые, моллюски, млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся

Конечности, позволяющие ползать, бегать, прыгать. Роговые панцири, чешуи, хитиновый покров, защитная окраска. Маскирующая форма тела. Когти, присоски и др.

Водная

Плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха.

Большие перепады давления на различных глубинах.

Небольшое количество кислорода.

На глубинах отсутствует свет

Рыбы, насекомые, моллюски, черви, ракообразные, амфибии, некоторые млекопитающие (киты, дельфины)

Обтекаемая или плоская форма тела, жабры, плавники. Способность прикрепляться к различным поверхностям

Почвенная

Очень плотная среда. Отсутствие света. Особый режим влажности, перепады температуры невелики

Личинки насекомых, клещи, черви, слизни, некоторые млекопитающие (крот, слепыш)

Приспособления к копанию земли, экономное расходование кислорода, способность ориентироваться в темноте

Организменная

Сравнительно постоянные условия. Ограниченное пространство, передвижение сильно затруднено. Малое количество кислорода.

Отсутствие света

Паразитирующие организмы

Анаэробный способ получения энергии, органы прикрепления, защитные покровы, гермафродитизм

— Влияет ли погода на обитателей водоемов?

— В фантастических произведениях авторы рисуют картины построения подводных городов для человека. Какие проблемы придется решать проектировщикам таких городов?

— Как правильнее называть: “воздушная среда жизни” или “наземно-воздушная среда жизни”? Ответ обоснуйте.

— Почему почвенная среда обладает самой высокой стабильностью условий?

2. Взаимосвязи животных в природе

Живя рядом, животные взаимодействуют между собой. Основные типы взаимодействия можно понять, используя математические символы: “+”, “—”, “0”.

(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)

“+ — ”

Хищничество. Одни животные преследуют, ловят, умерщвляют и поедают других (куница охотится на белку, тюлени преследуют рыбу, а белые медведи — тюленей)

Паразитизм. Некоторые животные всю свою жизнь проводят в организмах других живых существ, используя их в качестве источника питания. Такие животные называются паразитами; животных, за счет которых они живут, — хозяевами

“ - - ”

Конкуренция. Некоторые животные населяют одно и то же место обитания и имеют сходные потребности (пищевые ресурсы, места для гнезд или логовищ). Конкуренция означает “соперничество за какой-либо ресурс”

“+ +”

Симбиоз. Взаимополезное сожительство. Оба организма получают пользу от взаимодействия

“+ 0”

Нахлебничество и квартиранство. Полезно для одного из взаимодействующих и нейтрально для другого

Интересно, что слово “паразит” пришло к нам из греческого языка. Во времена Античности оно имело значение “сотрапезник”. Позже слово стало обозначать любителя бесплатного угощения, который зарабатывал свою трапезу, развлекая хозяев. В эпоху Римской империи “паразиты” — льстивые сотрапезники — обязательно присутствовали за столом богатых римлян.

Конкуренция между видами широко распространена в природе. Русский биолог Г. Ф. Гаузе установил, что из двух совместно обитающих видов животных с одинаковыми потребностями один обязательно вытесняет другой. Он провел следующий опыт. Культуры двух видов инфузорий-туфелек Гаузе поместил по отдельности и совместно в сосуды с сенным настоем. Каждый вид, помещенный отдельно, успешно размножался и достигал оптимальной численности. При помещении двух видов инфузорий в один сосуд численность одного из видов постепенно уменьшалась.

Из курса ботаники вам известно, что в симбиоз часто вступают шляпочные грибы и древесные растения. Лишайники представляют собой симбиотическое сожительство грибов и водорослей. В мире животных симбиоз встречается довольно часто.

(Учитель предлагает учащимся познакомиться с дополнительным материалом и ответить на вопросы.)

Дополнительный материал

Африканским птицам медоуказчикам свойственны три замечательные особенности.

1. Медоуказчики не строят своего гнезда и не насиживают яиц, а, подобно нашей кукушке, подкладывают свои яйца в гнезда других птиц. Каждый вид медоуказчиков имеет своих хозяев. Большой, или черно — горлый, медоуказчик подкладывает яйца в дупла своим ближайшим родственникам — бородаткам и дятлам. Другие виды медоуказчиков подкладывают яйца в открытые гнезда белоглазок, камышевок (или славок), мухоловок и некоторых других воробьиных птиц. Новорожденные птенцы многих видов африканских медоуказчиков имеют на кончике клюва острый крючок. Едва выйдя из яйца, птенец такого медоуказчика инстинктивно щиплет своим острым клювом законных обитателей гнезда, нанося им смертельные раны. И через несколько дней он остается в гнезде один, а выполнивший свое назначение крючок благодаря неравномерному росту разных участков клюва пропадает. Упомянутые медоуказчики подкладывают в гнездо по одному яйцу; в противном случае вылупившиеся подкидыши принялись бы убивать друг друга. Таким образом, приемные родители выкармливают лишь птенца медоуказчика. Птенцы некоторых других видов медоуказчиков выбрасывают своих сводных братьев из гнезда, так же как это делает, например, птенец обыкновенной кукушки.

2. Вторая замечательная, только медоуказчикам свойственная особенность, за которую вся группа получила свое название, состоит в следующем. Медоуказчики водят к пчелам диких лесных животных, преимущественно медоеда, и даже людей. Заметив идущего по лесу человека, птица близко к нему подлетает, громким криком и своеобразными движениями привлекает к себе его внимание и в буквальном смысле слова ведет его за собой. Местные жители, зная, в чем дело, охотно идут за птицей и в конце пути оказываются около пчелиного гнезда. Остается только выбрать из него мед. Птичка же разыскивает в разоренном гнезде поживу и для себя.

3. Долгое время думали, что медоуказчики питаются только личинками пчел и ради них ведут к пчелиным гнездам медоеда, а при случае и человека. Оказалось, однако, что медоуказчики едят воск. Воск — не пища для животных, желудочные соки его не переваривают. Только очень немногие насекомые приспособлены к перевариванию воска. Среди позвоночных таких животных нет. Но в кишечном тракте медоуказчиков имеется специализированная бактериальная флора (недавно описаны новые виды, которые известны только у медоуказчиков), и вот эти бактерии разрушают воск, переводя его в перевариваемое состояние.

В тропических лесах обитают муравьи листорезы, которые выращивают свою основную пищу — грибы — на аккуратно нарезанных листьях некоторых растений. Когда группа муравьев — листорезов несет лист к своему жилищу, на листе обычно восседают маленькие муравьи другого вида. Оказалось, что в пути муравьи-листорезы часто подвергаются нападению особой мухи, стремящейся отложить яйца прямо им на головы. Когда муха усаживается на лист, маленькие муравьи быстро прогоняют ее.

Вопросы к тексту

— Какие формы отношений с другими организмами наблюдаются у медоуказчиков? (С человеком и бактериями симбиоз, с пчелами — хищничество, с птицами — гнездовой паразитизм.)

— Какие формы отношений с другими организмами наблюдаются у муравьев-листорезов? (Симбиоз с грибами — помогают грибам размножаться. Нахлебничество и квартиранство с муравьями другого вида.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Проверка словарика терминов. Все записанные понятия ученики по цепочки комментируют, а учитель при необходимости вносит корректировки.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 2, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]