Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных - КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных - КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. — обобщать и систематизировать знания; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; сравнивать и делать выводы; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: годовой жизненный цикл, оцепенение, головастик', характеризовать влияние сезонных изменений на жизненный цикл земноводных; находить черты сходства способа размножения земноводных и рыб; наблюдать и описывать развитие амфибий; обосновывать выводы о происхождении земноводных; обобщать материал о сходстве и различиях рыб и земноводных в форме таблицы или схемы; осознавать важность изучения и сохранения амфибий.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока, инструктивные карточки, опорные конспекты.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Фронтальный опрос и выполнение задания, предложенного учителем.)

— Сравните строение пищеварительной, выделительной, нервной систем земноводных и рыб.

— Какие изменения произошли с кровеносной и дыхательной системами у земноводных (по сравнению с рыбами) в связи с наземным образом жизни?

— В альбоме на соответствующих листках (см. урок 40) зарисуйте строение головного мозга земноводных, их кровеносной системы и сердца. Используйте иллюстрации учебника (с. 167-169).

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Удивительна способность тритона гребенчатого к регенерации, он способен восстановить любую из утраченных частей тела. Тритоны не боятся морозов, они спокойно пережидают холод, вмерзнув в лед. И жара им не страшна. Даже если кажется, что тритон полностью высох, стоит пойти дождю, как он оживет и продолжит свои незаконченные дела. Мы видим, что тритон отлично приспособлен к изменению жизнедеятельности в течение года, то есть к годовому жизненному циклу.

Сегодня мы посмотрим документальный фильм. В нем нет ничего искусственного, отрепетированного, выдуманного. Он повествует о естественных сезонных изменениях в жизни земноводных, которые смог “подсмотреть” и запечатлеть на камеру оператор.

По окончании просмотра мы поделимся впечатлениями об увиденном.

(Фильм должен отражать сезонные изменения в жизни земноводных, рассказывать о размножении и развитии и происхождении амфибий.)

2. Просмотр и обсуждение фильма

(Во время просмотра учитель добавляет свои комментарии.)

— Что больше всего вас удивило?

— Представьте, что мы с понижением температуры, как земноводные, впадали бы в состояние оцепенения. К каким последствиям это могло бы привести?

— Если бы вы увидели весной большую “стайку” куда-то спешащих лягушек, о чем бы вы подумали?

— О чем говорят нам “концерты” лягушек в пруду?

— Какими способами земноводные предохраняют икринки от высыхания?

— Возможно ли хранить лабораторных лягушек в условиях сильного охлаждения?

(Учитель может организовать дискуссию.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)

• Годовой жизненный цикл выражен у земноводных, обитающих в местах с большими сезонными колебаниями температуры.

• Земноводным присуща смена среды при развитии, большинство сохранило свойственный рыбам способ размножения — наружное оплодотворение и откладка икры.

• У личинок земноводных много общих признаков с костными рыбами, что говорит об их происхождении от общего предка.

Домашнее задание

1. Прочитать § 37, повторить основные термины.

2. Подготовить презентацию сообщения для конференции “Многообразие земноводных”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]