ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Разнообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме Класс Земноводные - КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ ИЛИ АМФИБИИ
Тип урока: урок рефлексии.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии; уметь применять полученные знания в практической деятельности; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: хвостатые и бесхвостые земноводные', различать различных представителей земноводных на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека; устанавливать взаимосвязь строения и функций земноводных со средой их обитания; выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения; характеризовать органы и системы органов земноводных; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме “Земноводные”, опорные конспекты.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
1. Конференция “Многообразие земноводных”
(Заслушивание докладов о земноводных — представителях одного из трех отрядов: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Учитель выводит на экран или размещает на магнитной доске незаполненную таблицу. После каждого выступления заполняется соответствующая строка.)
Многообразие земноводных
Класс |
Земноводные, или Амфибии |
||
Отряд |
Хвостатые |
Бесхвостые |
Безногие |
Представители |
Тритоны, саламандры |
Лягушки, жабы, жерлянки, квакши |
Червяги, рыбозмеи |
Особенности |
Хвост сохраняется в течение жизни, у водных служит для плавания. Нет барабанной перепонки, у многих сохраняется орган боковой линии |
Водные имеют плавательные перепонки; древесные — подушечки-присоски на пальцах. Лягушки передвигаются прыжками, жабы — шагом. Взрослая особь не имеет хвоста |
Не имеют конечностей, тело сильно удлиненное, напоминают червей или змей. Одно легкое редуцировано. Часто живородящие, стадия головастика отсутствует |
2. Самостоятельная работа
(Первый вариант. Учащиеся делятся на группы по 6—7 человек с разным уровнем подготовленности. Группа, работая за общим столом, получает карточки с заданиями и контрольные листки для записи ответов. Отметка выставляется всей группе.
Второй вариант. Самостоятельное выполнение заданий рубрики “Подведем итоги” на с. 176, 177 учебника.)
Карточка 1
Запишите краткие ответы на вопросы.
— Какие черты земноводных являются приспособлениями к жизни на суше?
— Какие черты земноводных являются приспособлениями к жизни в воде?
— В чем особенности размножения земноводных?
— Какие сезонные изменения существуют в жизни земноводных?
— В чем сходство строения скелетов рыб и земноводных?
— Какие черты строения земноводных говорят об их более высокой организации по сравнению с рыбами?
Карточка 2
Определите верные утверждения. Ошибочные утверждения замените на правильный вариант.
1) У земноводных взрослые особи чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде. (Верно.)
2) У земноводных постоянная температура тела. (Неверно. Это холоднокровные животные с непостоянной температурой тела.)
3) Глаза у земноводных не имеют век. Также у них отсутствуют слезные железы. (Неверно. Есть веки и слезные железы — приспособления для обитания на суше.)
4) Органы дыхания земноводных — легкие и жабры. (Верно. Взрослые особи дышат легкими, личинки — жабрами.)
5) Сердце у земноводных трехкамерное, имеется два круга кровообращения. (Верно.)
6) В трехкамерном сердце смешивается венозная и артериальная кровь. (Верно.)
7) В процессе развития легкие у головастика заменяются на жабры. (Неверно. Жабры заменяются легкими.)
8) Головастик лягушки, как и рыбы, имеет двухкамерное сердце и один круг кровообращения. (Верно.)
9) Скелет позвоночника амфибий имеет шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. (Верно.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель отмечает самые успешные доклады, делает краткое обобщение по теме, выставляет отметки.)
Домашнее задание
Повторить § 35—38.