Разнообразие птиц - КЛАСС ПТИЦЫ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Разнообразие птиц - КЛАСС ПТИЦЫ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; использовать различные информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — находить и выдвигать необходимую информацию; выбирать средства достижения цели; п. — работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, элементы экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы; осознавать значимость птиц в жизни человека.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: страусовые, пингвины, типичные птицы; экологические группы; хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные птицы; птицы леса, открытых пространств, водоплавающие, берегов и болот, морские; птичьи базары; объяснять принципы классификации птиц; устанавливать систематическую принадлежность птиц; называть признаки выделения экологических групп птиц; приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Работа по теме урока

1. Конференция “Разнообразие птиц”

Сокол-сапсан при нападении на жертву развивает скорость до 320 км/ч. Умение быстро летать необходимо как хищнику, так и его жертве. Эти качества оттачивались в процессе эволюции. Но как же быть с теми птицами, которые не славятся скоростными данными? В гонке за выживание у них развивались и оттачивались другие качества.

Сегодня мы проведем очередную сессию научной конференции, посвященной животным. На этот раз мы прослушаем сообщения наших ученых-естествоиспытателей о систематических и экологических группах птиц.

(Демонстрация схемы.)

Порядок представления тем докладов:

1. Систематические группы птиц:

• надотряд Страусовые;

• надотряд Пингвины;

• надотряд Типичные птицы;

2. Экологические группы птиц:

1) по типу питания:

• насекомоядные птицы;

• растительноядные птицы;

• хищные птицы;

2) по местам обитания:

• водоплавающие птицы;

• птицы открытых пространств;

• морские птицы.

2. Круглый стол “Что мы знаем о жизни птиц”

Спасибо всем за интересные сообщения. Давайте проведем небольшой круглый стол, на котором все смогут высказать свое мнение и показать знания о жизни птиц.

Вопросы для обсуждения

— Каковы особенности поведения птиц в брачный период?

— Какие особенности строения яйца и поведения птиц позволяют им выжить, несмотря на небольшое количество откладываемых яиц?

— В чем проявляется у птиц забота о потомстве?

— В чем состоит биологическое значение перелетов?

— Для чего проводят кольцевание птиц?

— Что должен делать человек, если он нашел окольцованную птицу?

— Почему яйца у закрыто гнездящихся птиц чаще всего белые, а у гнездящихся открыто имеют пеструю, покровительственную окраску?

— Какое значение для выживания в период гнездования имеют покровительственная окраска гнезда и насиживающей птицы?

— Приведите доказательства инстинктивного поведения птиц, связанные с гнездованием.

— К местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают первыми. Грачи весной прилетают первыми, а улетают последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц?

— Хищные и насекомоядные птицы линяют постепенно. Тетерева, рябчики, глухари, утки, гуси линяют быстро. У гусей и уток все маховые перья выпадают почти одновременно. Птицы на долгое время утрачивают способность летать. В связи с чем у птиц появились различия в длительности линьки?

— Почему у птиц, у которых яйца насиживают и самки, и самцы, половой диморфизм практически не выражен?

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель подводит итоги работы на уроке, отмечает учеников, проявивших себя на уроке, выставляет отметки.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 48, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]