ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц - КЛАСС ПТИЦЫ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. - формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, элементы экологической культуры; осознавать значимость птиц в жизни человека.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: охотничье-промысловые и домашние птицы, инкубатор, археоптерикс; характеризовать роль птиц в природных сообществах; называть основные породы домашних птиц и цели их выведения; аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий; осознавать важность знаний о птицах для хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока, карточки с заданиями; цветная и белая бумага, картон, клей, принадлежности для рисования.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Работа по теме урока
Сегодняшний урок мы проведем в формате устного журнала. Разделитесь на пять команд. Каждая команда получит карточку с заданием и текст. Вам необходимо подготовить краткое сообщение и проиллюстрировать его плакатом или коллажем.
Карточка 1
Задание. Составить рассказ о значении птиц для растений.
Кряква очень прожорлива. Она объедает нежные листочки, ест почки, ростки и зрелые семена, а также охотится на мелких животных.
По данным зоолога Порша, около 2 тыс. видов птиц способны питаться нектаром цветов и опылять их. Основными опылителями являются колибри и нектарницы.
Большой пестрый дятел без труда выдалбливает дупла, вскрывает ходы короедов. В желудках дятлов находили до 150 короедов.
Многие птицы зимой и осенью питаются плодами рябины, черемухи, бузины и т. д. Поскольку они путешествуют с места на место, вместе с пометом переносятся семена, которые поливаются дождем и прорастают.
Готовясь к зиме, сойка целыми днями запасает желуди, пряча их в мох, под опавшую листву и в корни деревьев. Но она использует далеко не все запасы — часть забытых желудей растаскивают грызуны, а часть весной прорастает.
Кукушонок выбрасывает яйца и птенцов своих “приемных родителей”, но когда он становится взрослым, то как бы искупает свою вину, поедая различных насекомых-вредителей, в том числе мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы.
Карточка 2
Задание. Составить рассказ о значении птиц для других животных.
Пара соколов пустельги за день приносит своему потомству 6 — 9 сусликов, 5 полевок, 2 мыши; сова — до 12 мышей.
Во рту стрижа находили до 372 мелких насекомых.
Сокол-сапсан сбивает птицу только налету.
Белохвостые орланы питаются дикими птицами: гусями, утками, гагарами; также их рацион составляют зайцы, крупные виды рыб, грызуны Кроме того, эти хищные птицы являются любителями падали, а также ведут охоту на животных, которые ранены или больны и не могут сопротивляться.
Волоклюи, или буйволовы скворцы, садятся на на плечи и спины буйволов и вычищают их шкуру и шерсть от паразитов. Эти птички питаются насекомыми и их личинками, которых находят не только на бум волах, но и на носорогах и жирафах, зебрах и газелях, бегемотах и антилопах. Обследуют даже такие недоступные участки тел, как уши, ноздри, глаза, а животные очень стойко терпят такое обращение, понимая, что это лишь на пользу.
Карточка 3
Задание. Составить рассказ о пользе птиц для человека.
С первой и до последней косточки скелет птицы представляет собой истинное чудо конструкторских достижений природы в области “самолетостроения”.
Форма куриного яйца была использована при строительстве в Дакаре, столице Сенегала, здания театра.
Человеком одомашнено примерно 10 видов птиц.
Чайке поставлены два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: в США и в Австралии.
Гнезда стрижа-салангана употребляют в пищу.
Птицы в саду выполняют полезную работу — поедают насекомых- вредителей и радуют своим пением.
Если бы хищные птицы не поедали грызунов, а насекомоядные — гусениц и личинок, все урожайные поля подвергались бы постоянной атаке вредителей.
Помет многих видов является настоящим ценным удобрением, а их пух служит хорошим утеплителем для вещей. Например, у морской утки гаги пух славится малой теплопроводностью, мягкостью и отличной упругостью, что подходит для изготовления подушек и теплой одежды.
Карточка 4
Задание. Составить рассказ о вреде, наносимом человеку птицами.
Куры являются носителями возбудителей заболевания сальмонеллеза.
Стали нередки случаи столкновения самолетов с птицами. По статистике США это происходит около двух раз в неделю.
В конце лета и осенью воробьи собираются на полях в многочисленные стаи и в большом количестве поедают зерна пшеницы, проса, подсолнечника, конопли, гороха и других сельскохозяйственных культур.
Хищные птицы нападают на домашних кур, цыплят.
Весной грачи в лесостепной полосе Южного Урала иногда выклевывают посеянные зерна и молодые всходы хлебов, а осенью, при недостатке мышевидных грызунов и крупных насекомых, они налетают на сложенные в копны снопы. Появившимся всходам вредят также вороны и сороки.
Некоторые птицы, живущие около поселений человека, передают свои болезни домашним птицам. Так, воробьи и скворцы переносят куриную холеру, птичью оспу, дифтерию. В птичье хозяйство ими могут быть занесены птичьи клещи.
Карточка 5
Задание. Составить рассказ о происхождении птиц.
В 1860 г. в Баварии (область Германии) в карьере по добыче литографического камня был обнаружен отпечаток загадочного пера. Через год
в том же карьере был найден отпечаток скелета археоптерикса — первоптицы юрского периода, с отчетливо выраженным оперением и хвостом. Возраст находки был определен в 145 млн лет. Всего сейчас известно семь скелетов археоптерикса.
Однако систематическое положение археоптерикса с самого начала вызвало споры в ученом мире. Одни специалисты считали его настоящей птицей, другие — оперенной рептилией. В целом скелет археоптерикса очень близок по строению со скелетами двуногих динозавров из группы теропод. Поэтому многие исследователи считают, что археоптерикс является доказательством происхождения птиц от пресмыкающихся и служит как бы переходным звеном между этими двумя группами, т. е. птицы — боковая ветвь пресмыкающихся, приспособившаяся, подобно птерозаврам, к полету.
В 1982 г. в Монголии, в раннемеловых отложениях были найдены остатки настоящей веерохвостой птицы — амбиортуса. От древней птицы сохранился скелет крыльев, плечевого пояса, грудины, части позвоночника. На конце крыла были хорошо заметны пальцы с маленькими коготками и маховые летательные перья. Амбиортус оказался древнейшей из настоящих птиц, найденных в ископаемом состоянии. В последнее время в различных регионах мира были найдены остатки еще нескольких раннемеловых птиц — такого же возраста, что и амбиортус, или даже еще более древних. Все эти находки свидетельствует о том, что настоящие птицы уже существовали одновременно с археоптериксом, а в самом начале раннего мелового периода были широко распространены по земному шару. Археоптерикса правильнее считать оперенной рептилией. Но это не уменьшает роли археоптерикса в познании закономерностей эволюции, а напротив, даже повышает ее, потому что доказывает, что переходы от рептилий к птицам случались в истории не один раз. Видимо, археоптерикс, как и другие оперенные рептилии, явился тупиковой ветвью.
(Время подготовки — 25 мин, презентация — 10 — 15 мин.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
(Учитель подводит итоги работы в группах, отмечает лучшие плакаты и сообщения.)
Домашнее задание
(Ученики получают карточки с заданиями, которые необходимо выполнить в тетради.)
Карточка 1
1. Стаи синиц уничтожают до 70-80% гусениц боярышницы, выклевывая их из паутинных гнезд. Приведите 2 — 3 известных примера, иллюстрирующих значение насекомоядных птиц и сделайте вывод.
Подсчитали, что бакланы приносят рыбному хозяйству большой урон. С целью повышения улова было предложено:
1) полностью уничтожить этих птиц;
2) отловить всех птиц и переместить в другие места;
3) отловить часть птиц, так как бакланы чаще всего ловят ослабленных рыб, зараженных червями-паразитами.
Выберите вариант, который вы считаете правильным, и обоснуйте свое решение.
Карточка 2
1. Охотничий промысел предусматривает не только добычу птиц, но и их разведение. Охота разрешается в определенные сроки, обеспечивающие нормальное размножение птиц. При уменьшении численности какого-либо вида птиц устанавливаются временные запреты добычи. В местах массового размножения и зимовок устраивают заповедники. Производится искусственное расселение и разведение птиц. Какое значение имеют эти мероприятия? Почему человек осуществляет их одновременно с охотой на птиц?
2. Объясните, почему при строительстве домиков для птиц нельзя допускать следующие ошибки:
1) делать домики из фанеры или слишком тонких досок;
2) оставлять между досками большие щели;
3) прибивать дно снизу, а не вставлять внутрь стенок домика;
4) делать леток большого размера и ниже положенного уровня;
5) окрашивать домики в яркие цвета.
Назовите возможные последствия перечисленных ошибок.