Обобщение и систематизация знаний по теме Класс Птицы - КЛАСС ПТИЦЫ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Обобщение и систематизация знаний по теме Класс Птицы - КЛАСС ПТИЦЫ

Тип урока: урок развивающего контроля.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; точно и грамотно выражать свои мыс ли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: объяснять значение изученных понятий; выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения; характеризовать органы и системы органов птиц; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, плакаты и таблицы по теме “Птицы”, опорные конспекты, тестовые задания.

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии во время проведения контрольной работы.)

II. Работа по теме урока

1. Самостоятельная работа

(Учитель раздает листы с тестовыми заданиями.)

Вариант 1

1. Газообмен между развивающимся в яйце зародышем птицы и внешней средой происходит через:

1) белок 3) воздушную камеру

2) поры в скорлупе 4) желток

2. Категория птиц, птенцы которых могут питаться самостоятельно сразу после рождения:

1) выводковые 3) певчие

2) гнездовые 4) безгнездые

3. Органы, которых нет у птиц:

1) костные челюсти 3) барабанные перепонки

2) зубы 4) роговые щитки

4. Перья, обеспечивающие полет птице:

1) контурные 3) волосовидные

2) пуховые 4) рулевые

5. В мускульном желудке птицы находит(ят)ся:

1) вода 3) косточки

2) желудочный сок 4) камешки

6. Кровь, текущая по артериям большого круга кровообращения птиц:

1) венозная 3) смешанная

2) артериальная 4) несвертываемая

7. Для успешного образования пар у птиц важнейшее значение имеет:

1) температура окружающей среды

2) умение строить гнезда

3) токование и пение

4) умение добывать пищу

8. Количество отделов головного мозга у птиц:

1) 3 3) 5

2) 4 4) 6

9. Период между откладыванием первого яйца и вылупливанием последнего птенца:

1) гнездование 3) токование

2) насиживание 4) кладка

10. Оплодотворение у птиц:

1) и внешнее и внутреннее 3) внутреннее

2) внешнее 4) перекрестное

Вариант 2

1. Канатики, на которые желток подвешен в центре яйца:

1) волокна 3) халазы

2) яйцевые оболочки 4) тросики

2. Категория птиц, птенцы которых беспомощны сразу после рождения:

1) выводковые 3) гусеобразные

2) гнездовые 4) безгнездые

3. Показатель физиологической зрелости птицы:

1) потемнение клюва 3) пение

2) пышное оперение 4) умение добывать пишу

4. Не вьют гнезда:

1) кулики 3) овсянки

2) жаворонки 4) зяблики

5. Разновидность птиц, удаляющихся от района гнездования на 100 — 1000 км:

1) оседлые 3) перелетные

2) путешествующие 4) кочевые

6. Железы, которые есть у птиц:

1) потовые 3) сальные

2) копчиковые 4) у птиц нет желёз

7. Для птиц характерно(а):

1) оцепенение 3) линька

2) состояние анабиоза 4) регенерация

8. Сердце у птиц:

1) однокамерное 3) трехкамерное

2) двухкамерное 4) четырехкамерное

9. Часть дыхательной системы птиц, выполняющая роль голосового аппарата:

1) трахея

2) нижняя гортань

3) воздушные мешки

4) глотка

10. Птенец разламывает скорлупу с помощью:

1) вращательных движений

2) раскачивания внутри яйца

3) яйцевого зуба

4) когтей

(Учитель собирает листки с выполненными тестовыми заданиями.)

2. Работа в парах

(Учащиеся должны перечислить птиц родного края (минимум 3), определить, к какому типу они относятся. Можно использовать классификаторы животных и справочники.)

План

1. Название птиц, их систематическая принадлежность.

2. Тип развития (выводковые или гнездовые).

3. Тип по дальности перемещения в послегнездовое время (кочующие, оседлые, гнездовые).

4. Экологические группы (по типу питания, по местам обитания.)

(Данные могут быть внесены в таблицу.)

Название птицы

Отряд, семейство

По типу развития

По дальности перемещения

По типу питания

По местам обитания

Большая синица

О: Воробьинообразные; с: Синицевые

Гнездовые, или птенцовые

Кочевые

Насекомоядные

Птицы леса

Серый гусь

О: Гусеобразные; с: Утиные

Выводковые

Перелетные

Растительноядные

Водоплавающие

Сорока обыкновенная

О: Воробьинообразные; с: Врановые

Гнездовые, или птенцовые

Оседлые

Всеядные

Птицы леса

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель может предложить нескольким ученикам представить свои работы.)

Друзья, мы закончили изучение темы “Класс Птицы”. Надеюсь, что после знакомства с пернатыми вы будете наблюдать за их поведением в природе. Результаты наблюдений заносите в свои полевые дневники.






Для любых предложений по сайту: [email protected]