Внутреннее строение млекопитающих - КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ИЛИ ЗВЕРИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Внутреннее строение млекопитающих - КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ИЛИ ЗВЕРИ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; р.— формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать се результаты; проводить наблюдения, фиксировать их результаты; выбирать средства достижения цели; п. — работать с различными источниками информации; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: диафрагма; губы; резцы, клыки, предкоренные, коренные зубы; преддверие рта; сложный желудок; бронхиолы; легочные пузырьки (альвеолы): кора полушарий переднего мозга; мочеиспускательный канал; описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы млекопитающих, используя примеры животных разных сред обитания; характеризовать особенности строения систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями; делать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих; соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме урока; скелеты млекопитающих, лупы, пинцеты.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы.)

II. Проверка домашнего задания

(Выполнение заданий § 50, комментированный разбор, оценивание.)

III. Работа по теме урока

1. Опорно-двигательная система

На прошлом уроке мы рассмотрели внешнее строение млекопитающих, особенности их опорно-двигательной системы мы изучим в процессе выполнения лабораторной работы.

Л.Р. № 9 “Строение скелета млекопитающих”

(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с. 234, 235 учебника. После выполнения работы учитель организует беседу, в ходе которой обращает внимание учащихся на вопросы, отсутствующие в тексте учебника.)

Череп млекопитающих имеет относительно крупные размеры мозговой коробки, что связано с большим объемом головного мозга. Кости черепа срастаются поздно, и это обеспечивает увеличение головного мозга по мере роста животного.

Длина шеи у млекопитающих, в отличие от птиц, определяется не количеством позвонков, а их длиной. У все зверей — от жирафа до мыши — семь шейных позвонков. Исключение составляют только ленивцы и ламантины, у которых число шейных позвонков колеблется от пяти до десяти.

Скелет определяет форму тела, которая, в свою очередь, связана с размерами животного и со способом его передвижения (например, сравните летучую мышь и кита).

Одностороннее приспособление конечностей только к шагу или бегу привело к утрате ключиц. Укрепляющая плечо ключица осталась только у млекопитающих, которые активно используют передние конечности для хватания (например, обезьяны). А вот у большинства зверей она может быть зачаточной или отсутствовать вовсе. Например, у лошади она мешала бы удлинению шага. В этом можно убедиться самим. Обопритесь обеими руками на сиденье стула. В таком положении руки будут служить подобием передних конечностей четвероногих. Вы почувствуете, что ваши плечевые кости, упираясь в лопатки, давят на них снизу-вверх, причем на долю ключиц, идущих к грудине, не приходится никакой нагрузки. Попробуйте теперь развести руки, сделайте ими круговые движения, поднимите стул, убедитесь, что при таких движениях ключицы имеют очень большое значение.

Сокращение опорной поверхности конечностей способствует увеличению быстроты бега. Сокращение опорной поверхности достигается перенесением ее со всей стопы (стопоходящие) на нижнюю сторону пальцев (пальцеходящие), а затем на копыта, одевающие последние фаланги пальцев (копытные).

2. Основные системы внутренних органов млекопитающих

— Попрошу вас разделиться на несколько команд по четыре человека. Каждый член команды с помощью соответствующего раздела учебника (с. 235 — 238) составит план-конспект об определенной системе органов млекопитающих:

1) первый ученик — пищеварительная система;

2) второй ученик — дыхательная система;

3) третий ученик — кровеносная система;

4) четвертый ученик — нервная и выделительная системы.

Затем участники команды с помощью своего конспекта расскажут друг другу о составе и функциях изученных ими систем.

(На усвоение материала и пересказ отводится 10 — 15 мин.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель опрашивает 2 — 3 учеников из разных групп, но не по системе органов, которую они изучали, а по любой другой системе. Если материал усвоен, то хорошие отметки получают и отвечающий, и тот, кто составлял план-конспект по данной системе.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 51, повторить основные термины.

2. Выполнить задания рабочей тетради к параграфу.

3. Нарисовать в альбоме на соответствующих листках строение мозга млекопитающих, кровеносной системы и сердца.

4. Подготовить сообщение на тему “Млекопитающие”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]