Значение млекопитающих для человека - КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ИЛИ ЗВЕРИ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Значение млекопитающих для человека - КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ИЛИ ЗВЕРИ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемною обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; работать с различными источниками информации; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, эстетическое восприятие объектов природы; осознавать необходимость охраны млекопитающих и возможность личного участия в этой деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: животноводство, крупный и мелкий рогатый скот, свиноводство, коневодство, оленеводство, кролиководство, клеточное звероводство, охотничье — промысловые звери; называть характерные особенности строения и образа жизни предков домашних животных; обосновывать необходимость применения мер по охране диких животных и называть эти меры; характеризовать основные направления животноводства.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, объявляет отметки, выставленные за выполнение заданий рабочей тетради.)

II. Работа по теме урока

1. Домашние звери

Разные народы пытались приручить самых различных животных — антилоп, журавлей, страусов, питонов, гепардов и даже крокодилов. Однако приручить еще не значит одомашнить. Число видов действительно одомашненных животных очень невелико.

— Какие виды домашних животных вы знаете?

(Ответы учеников.)

От прирученных волков и, возможно, шакалов произошла домашняя собака. Почти так же долго (не менее 10 тыс. лет) длится дружба человека с овцами и козами. Из уроков истории вы знаете,

что переход человечества от примитивной охоты и собирательству к земледелию и животноводству стал толчком к развитию общества. Его называют неолитической революцией.

Животноводство — это не только содержание и разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней и домашней птицы. Это селекция — выведение новых пород. По выражению Н. И. Вавилова, “селекция — эволюция, направленная руками человека”. Слово “селекция” в переводе с латинского означает “выбор, отбор”, т. е. селекционеры занимаются выведением новых сортов и пород с нужными для человека свойствами.

На первых этапах одомашнивания животных основным направлением селекции был отбор на способность размножаться в условиях искусственного содержания. Среди животных оставлялись на потомство только те, которые могли размножаться в неволе и контактировать с человеком. Затем люди стали более требовательными.

— Рассмотрев иллюстрации на с. 263, 264 учебника, определите специализацию пород крупного и мелкого рогатого скота.

(Проверка выполнения задания.)

— Как вы думаете, зачем нужна такая специализация?

(Учащиеся выдвигают свои версии.)

Правы были те, кто предположил, что невозможно получить идеальную породу, так как каждая порода приспособлена к конкретным условиям обитания и способам использования. Например, порода яйценоских кур по своим признакам значительно отличается от бройлеров, а скаковая лошадь — от тяжеловоза.

2. Охрана млекопитающих

За прошедшие двести лет было истреблено более 200 видов животных. Представьте, проходит год — и нет одного вида животных! А все потому, что люди вмешиваются в природу, не признавая ее законов.

Российские исследователи установили, что гигантских оленей, которые в изобилии водились в Евразии, уничтожили именно наши предки. Ученые с помощью метода ускорительной масс спектроскопии определили возраст костей гигантского оленя с точностью до 45 — 65 лет. Оказалось, что гигантский олень благополучно пережил великое оледенение и не исчез вместе с мамонтами и шерстистыми носорогами. Более того, он еще пару тысяч лет просуществовал в совсем других условиях. Но в то время в уральских лесах жили люди, и такого соседства животное вы нести уже не смогло.

Сейчас во многих странах ученые заняты важной проблемой — сохранением и увеличением численности редких животных, из млекопитающих — в первую очередь некоторых видов китов и тюленей, белого медведя, азиатского льва, азиатского носорога, лошади Пржевальского, кулана, горала, дикого пятнистого оленя и др.

Опыт показывает, что восстановление численности видов вполне реально. Гак, были сохранены стоявшие на грани исчезновения сайгаки.

Закон об охране природы предусматривает необходимость охраны и регулирования использования полезных диких животных как ресурсов охотничьего хозяйства, как объектов возможного одомашнивания, как ценных памятников природы.

По промыслу диких зверей наша страна занимает первое место в мире. Примерно из 350 видов, свойственных нашей фауне, около 250 могут быть объектами охоты. Такие виды есть во всех отрядах, кроме рукокрылых и непарнокопытных. Больше всего их среди хищных (около 40 видов) и грызунов (около 30 видов). Наибольшее значение в добыче пушнины имеют белка, соболь и ондатра. На втором месте стоят лисица, песец и все виды сусликов. На третьем месте — кроты, водяная полевка, куница. Промысел тщательно регулируется и осуществляется только после выдачи специальных разрешений.

Дикие и домашние животные активно служат целям развития науки. Так, собака была первым живым существом, побывавшим в космосе. Благодаря ей люди получили информацию о возможности нахождения живых организмов во внеземном пространстве. Позже вместе с космонавтами отправляли белых мышей и крыс. На них проводили исследования биологических ритмов в невесомости, влияния космоса на наследственность и т. д.

Люди по-прежнему используют верховых и тягловых животных: лошадей, ослов, мулов, верблюдов. Есть страны, в которых эти животные просто незаменимы.

Изучение животного мира послужило основой для развития новейшей отрасли науки — бионики, являющейся соединением биологии и техники. Многие технические достижения стали возможны благодаря изучению животных: корабли с формой корпуса, как у кита, самозатачивающиеся стамески в форме резцов грызунов. Кожа китообразных, обладающая антивибрационной упругостью, послужила моделью для особых пенисто-резиновых покрытий подводной части кораблей, что позволяет развивать более высокую скорость.

Многие ученые начали активно использовать косуль, оленей, кабанов при выявлении изменений среды в качестве индикаторов ее загрязнения различными промышленными отходами. Пригодилась способность животных точно и безошибочно улавливать присутствие инородных газов и примесей, реагировать на малейшие изменения условий среды.

В Колтушах, вблизи Санкт — Петербурга, в парке Института физиологии имени И. П. Павлова еще при жизни великого основателя этого института установлен памятник собаке. Именно с помощью опытов, проведенных на собаках, были прослежены различные рефлексы, открыты основные принципы работы коры головного мозга и пищеварения. Памятники собаке были установлены в Берлине, в Париже, в Австралии, в Африке, Японии и на Аляске. В Дании есть памятник корове, в Швейцарии — мулу, в Риме — ослу.

III. Рефлексивно-оценочный этап

Мы закончили изучение темы “Класс Млекопитающие”. На следующем уроке мы проведем проверочную (контрольную) работу. Прошу вас хорошо к ней подготовиться.

Домашнее задание

Повторить § 50—58.






Для любых предложений по сайту: [email protected]