Современный животный мир - РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Современный животный мир - РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; л. — стремиться к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; уметь применять полученные знания в практической деятельности; осознавать ценность жизни во всех ее проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: экосистема, биогеоценоз, биосфера; раскрывать характерные признаки уровней организации жизни на Земле; характеризован, деятельность живых организмов как преобразователей неживой природы; приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов; составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе; обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы; устанавливать взаимосвязь функций косного и биокосного вещества; прогнозировать последствия разрушения озонового слоя для биосферы, исчезновения дождевых червей и других живых организмов для почвообразования.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, выставляет отметки за контрольную работу.)

II. Проверка домашнего задания

(Ученики представляют свои рассказы об эволюции кровеносной и нервной систем и соответствующие рисунки в альбоме. Можно провести конкурс рисунков.)

III. Работа по теме урока

На сегодняшнем уроке — последнем в этом учебном году — вы самостоятельно рассмотрите уровни организации жизни на Земле.

(Учащиеся с помощью текста на с. 278 — 280 учебника заполняют таблицу при консультативной помощи учителя.)

Уровни организации жизни

Уровень

Что рассматривает

Клеточный

Отдельные клетки тканей, одноклеточных животных

Организменный

Особенности строения и жизнедеятельности отдельно взятого организма

Популяционно — видовой

Группу животных одного вида, живущую в определенных условиях (популяцию)

Биогеоценотический

Взаимодействие отдельных популяций между собой и с окружающей средой отдельной экосистемы

биосферный

Взаимодействие всех экосистем в целом

(Проверка выполнения задания, исправление допущенных ошибок.)

Животные, обитающие на какой-то определенной территории, не находятся в полной изоляции друг от друга, даже если ведут одиночный образ жизни. Они непрерывно взаимодействуют как с особями своего вида, живущими на этой же территории, так и с особями других видов. Хищники охотятся на своих жертв, группы животных воюют за территорию и т. д.

Бывают и взаимовыгодные партнерства. Некоторые варианты такого “сотрудничества” могут быть весьма неожиданными.

Так, волки, после того как насытятся, отходят от своей добычи.

А остатками с “барского стола” с удовольствием лакомятся вороны. Они научились максимально полно пользоваться преимуществами соседства с серыми хищниками. С наступлением зимы вороны садятся неподалеку от будущей жертвы и начинают громко каркать, призывая волков и показывая им местоположение добычи. Возможно, поэтому хищники довольно лояльно относятся к питающимся рядом с ними птицами.

Группу особей, принадлежащих к одному виду, обитающую на определенной территории (с определенными условиями), обладающую способностью давать плодовитое потомство, называют популяцией. Поскольку этот термин будет еще встречаться, особенно в курсе общей биологии, запишите его определение в свои словарики.

Запись в тетради

Популяция — совокупность особей одного вида, живущая на определенной территории сравнительно долгое время, имеющих возможность свободно спариваться и давать плодовитое потомство.

Анализ популяций показывает, что, несмотря на неожиданное появление в среде новых факторов (изменение климата, появление нового хищника, загрязнение и т. д.), популяция может быстро адаптироваться. Например, насекомые приспосабливаются к пестицидам.

(Учитель предлагает записать еще несколько определений.)

Запись в тетради

Экосистема (биогеоценоз) — совокупность организмов, населяющих определенную территорию, которые взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой через круговорот и превращение энергии.

Биосфера — экосистема всей планеты, совокупность всех имеющихся на Земле экосистем.

В любой экосистеме можно выделить три группы организмов: производители органических веществ (продуценты), потребители органических веществ (консументы) и разрушители органических остатков (редуценты). К продуцентам относятся растения, к консументам и редуцентам — животные и грибы.

Растения производят органические вещества (глюкозу) из неорганических (вода, углекислый газ) под действием солнечного света (фотосинтез). Растительноядные животные потребляют органические вещества, накопленные в растениях, которые в процессе

жизнедеятельности становятся их частью. Хищники, поедающие растительноядных животных, получают необходимые вещества из организмов своих жертв. Продукты жизнедеятельности животных (например, экскременты) попадают в почву и удобряют ее. Таким образом, получается замкнутый круг. Необходимое условие для непрерывности этого процесса — наличие солнечного света, вот почему Солнце считают источником жизни на Земле.

Экосистемы суши и морей взаимодействуют друг с другом через всеобщий, мировой круговорот веществ. Таким образом, формируется самая крупная, единая экосистема нашей планеты — биосфера. Она охватывает все среды жизни.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

В Древнем Риме период летней жары, совпадавший с началом утренней видимости Сириуса, называвшегося Canicula (“маленькая собака”), именовали “собачьими днями”. Это время (с 22 июля по 23 августа) считалось периодом летнего отпуска. Отсюда и происходит слово “каникулы”.

Надеюсь, вы не только хорошо отдохнете на каникулах, но и узнаете много нового. Наблюдайте за живой природой, ведите свои полевые дневники. С самыми интересными вашими заметками мы познакомимся в следующем учебном году, а может, на их основе даже создадим единый классный дневник наблюдений за живой природой.






Для любых предложений по сайту: [email protected]