Обобщение и систематизация знаний по теме Позвоночные животные - РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Обобщение и систематизация знаний по теме Позвоночные животные - РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

Тип урока: урок развивающего контроля.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р.— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с различными источниками информации; обобщать и систематизировать знания, делать выводы; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: объяснять значение изученных понятий; самостоятельно применять, обобщать и систематизировать материал; оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; определять общие закономерности в эволюции и развитии представителей типа Хордовые; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме “Позвоночные животные”.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает о правилах поведения в кабинете биологии во время проведения контрольной работы.)

II. Работа по теме урока

Рыбы

Вариант 1

1. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:

1) хрящевых рыб (акулы, скаты)

2) костно-хрящевых рыб (осетры, белуги)

3) костистых рыб (окунь, плотва, щука)

2. Тело покрыто костной чешуей:

1) только у хрящевых рыб

2) только у костных рыб

3) у всех рыб, за редким исключением

3. Плавательный пузырь имеется:

1) у всех видов рыб

2) у хрящевых рыб

3) у костных рыб

4. Спинной мозг у рыб находится:

1) под позвоночником

2) в позвоночном канале, который образуют верхние дуги позвонков

3) над позвоночником

5. Рыба не может повернуть голову вправо и влево, потому что:

1) у нее череп неподвижно соединен с позвоночником

2) этому мешают жаберные крышки

3) этому препятствует чешуя

6. Рыбы могут слышать:

1) звуки, издаваемые только в воде

2) звуки, издаваемые в воде и на берегу водоема, например, выстрел, шаги человека, идущего по берегу

3) только ультразвуки, издаваемые другими рыбами

7. Рыбы различают пищу по вкусу при помощи:

1) вкусовых клеток, расположенных в ротовой полости

2) вкусовых клеток полости рта и кожи

3) вкусовых клеток, находящихся в коже

8. Оплодотворение у большинства видов рыб:

1) внутреннее

2) наружное (после откладки икры)

3) наружное (во время выведения икры из полового отверстия)

9. Сердце у рыб состоит из:

1) одной камеры

2) двух камер

3) трех камер

10. Количество отделов головного мозга рыб:

1) 3

2) 4

3) 5

11. В аорте, несущей кровь от сердца к жабрам, течет:

1) венозная кровь

2) артериальная кровь

3) смешанная кровь

12. Отметьте верные утверждения.

1) У придонных рыб форма тела стреловидная (Неверно, плоская.)

2) У карпов, линей спинной плавник, как правило, широкий и высокий. (Неверно.)

3) Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии. (Верно.)

4) Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами. (Неверно.)

5) В канале органов боковой линии имеются чувствительные клетки. (Верно.)

6) Тела позвонков рыб имеют двояковогнутую форму. (Верно.)

7) Кровеносная система рыб незамкнутая. (Неверно.)

8) Кровь в предсердии рыб венозная, а в желудочке — артериальная. (Неверно.)

9) У рыб в течение жизни образуются различные условные рефлексы. (Верно.)

10) Органы выделения рыбы - почки. (Верно.)

11) Температура рыб низкая, но постоянная. (Неверно.)

12) У двоякодышащих рыб в течение всей жизни сохраняется хорда и не развиваются тела позвонков. (Верно.)

Вариант 2

1. Спинномозговой канал рыб образован:

1) верхними дугами плавников

2) нижними дугами плавников

3) телами позвонков

2. Органы боковой линии у рыб проходят:

1) от головы вдоль всего тела с одной и другой его стороны

2) от головы до хвоста (начала анального отверстия)

3) от головы до середины туловища

3. Плавательный пузырь у рыб выполняет функции:

1) только гидростатические

2) только дыхательные

3) гидростатические, дыхательные

4. У рыб глаза всегда открыты, потому что у них веки:

1) срослись и превратились в прозрачную оболочку

2) отсутствуют

3) неподвижны

5. Туловищные позвонки рыб имеют тело, верхнюю дугу и:

1) такую же нижнюю дугу

2) нижнюю дугу в виде двух поперечных отростков

3) ребра

6. При помощи органов зрения рыбы видят предметы, расположенные:

1) вблизи

2) далеко

3) как вблизи, так и далеко

7. Органы слуха у рыб находятся справа и слева:

1) в костях черепа, задней его части

2) в жаберных крышках

3) в жаберных дугах

8. Половые органы у костных рыб открываются наружу:

1) самостоятельным отверстием

2) мочеполовым отверстием у самцов и половым отверстием у самок

3) анальным отверстием

9. Кровеносная система у рыб:

1) замкнутая

2) незамкнутая

3) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных

10. Выделительная система не связана с органами размножения:

1) у всех видов рыб

2) у костистых рыб

3) у хрящевых рыб

11. Газообмен между кровью и внешней средой происходит в жаберных:

1) артериях

2) венах

3) капиллярах

12. Отметьте верные утверждения.

1) У хищных рыб форма тела всегда плоская (Неверно, стреловидная.)

2) На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник. (Неверно.)

3) Рыбы спят с открытыми глазами. (Верно.)

4) Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой. (Верно.)

5) Рыбы не имеют органов слуха. (Неверно.)

6) Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (Верно.)

7) Сердце рыб состоит из двух камер — предсердия и желудочка. (Верно.)

8) К позвоночным и хвостовым позвонкам рыб прикрепляются ребра. (Неверно.)

9) Постоянный ток воды через рот, глотку, жаберные щели поддерживается глотательными движениями ротовых органов. (Верно.)

10) Мочевой пузырь у рыб отсутствует. (Неверно.)

11) Рыбы — раздельнополые животные. (Верно.)

12) У хрящевых рыб скелет состоит в основном из хряща, на голове имеются жаберные щели, кожа покрыта особой чешуей, имеющей конические или грибовидные зубцы, покрытые эмалью. (Верно.)

Пресмыкающиеся

Отметьте верные утверждения.

1) Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговым пластинками. (Верно.)

2) Все пресмыкающиеся, за исключением змей, — четвероногие животные. (Неверно.)

3) К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, змей, крокодилов, черепах. (Верно.)

4) Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой. (Верно.)

5) Оплодотворение у пресмыкающихся наружное. (Неверно.)

6) Развитие у пресмыкающихся прямое, без стадии личинки. (Верно.)

7) Язык у змей выполняет функцию жала. (Неверно.)

8) Самое древнее животное среди современных пресмыкающихся — гаттерия. (Верно.)

9) Все пресмыкающиеся питаются животными (насекомыми, грызунами, лягушками и др.). (Неверно.)

10) У пресмыкающихся, ведущих водный образ жизни, например, у водных черепах, имеются на ногах плавательные перепонки. (Верно.)

11) Все пресмыкающиеся заглатывают добычу целиком. (Неверно.)

12) У всех пресмыкающихся, в отличие от земноводных, верхние и нижние веки подвижные. (Неверно.)

13) Змеи при линьке сбрасывают старый покров целиком, а ящерицы — частями. (Верно.)

14) Черепахи и крокодилы не линяют. (Неверно.)

15) Панцирь черепах сращен с позвоночником и ребрами. (Верно.)

16) Все вымершие древние пресмыкающиеся были животными гигантских размеров. (Неверно.)

17) Кровь у крокодилов смешанная, хотя сердце у них четырехкамерное. (Верно.)

18) Легкие пресмыкающихся крупноячеистые, как у земноводных. (Неверно.)

19) Вдох и выдох у пресмыкающихся происходит благодаря поднятию и опусканию стенки дна ротовой полости. (Неверно.)

20) Температура тела у пресмыкающихся постоянная, но невысокая. (Неверно.)

21) Ящерицы и змеи относятся к отряду Чешуйчатые. (Верно.)

22) Среди пресмыкающихся имеются живородящие. (Верно.)

Многоклеточные хордовые животные

1. Отметьте верные утверждения.

1) Ланцетник относится к высшим хордовым животным. (Неверно.)

2) Ланцетник имеет размер около 80 сантиметров, обитает в пресных водоемах, питается икринками и мальками рыб. (Неверно.)

3) Класс рыбы делится на подклассы Хрящевые и Костные рыбы. (Верно.)

4) Костные рыбы — более малочисленная и древняя группа. (Неверно.)

5) Орган слуха рыб представлен внутренним ухом. (Верно.)

6) Рыбы не имеют органов вкуса. (Неверно.)

7) Класс земноводные по-другому называется “рептилии”. (Верно.)

8) Земноводные произошли, скорее всего, от древних кистеперых рыб. (Верно.)

9) Земноводные произошли, скорее всего, от древних двоякодышащих рыб. (Неверно.)

10) Температура тела земноводных постоянная. (Неверно.)

11) Земноводные дышат только с помощью жабр. (Неверно.)

12) Кожа пресмыкающихся влажная и имеет большое количество желез. (Неверно.)

13) Класс птицы самый многочисленный из всех классов наземных позвоночных. (Неверно.)

14) Перьевой покров птиц является приспособлением для сохранения тепла. (Верно.)

15) У птиц постоянная температура тела. (Верно.)

16) На теле птиц практически нет кожных желез. (Верно.)

17) Самым мелким млекопитающим на земле является утконос. (Неверно.)

18) Сумчатые млекопитающие обитают в Австралии и Южной Америке. (Неверно.)

19) Единственный отряд млекопитающих, приспособившийся к свободному полету, — это рукокрылые. (Верно.)

20) К насекомоядным относятся: крот, еж, летучая мышь. (Неверно.)

21) Дикобраз относится к отряду Грызуны. (Верно.)

22) Зайцы и пищухи относятся к одному отряду. (Верно.)

23) Самое крупное млекопитающее относится к отряду Ластоногие. (Неверно.)

24) Лошадь и носорог относятся к отряду Непарнокопытные. (Верно.)

25) Свиньи и бегемоты относятся к нежвачным парнокопытным. (Верно.)

2. Соотнесите класс животных и его представителей.

1

Млекопитающие

А, Б, Ж, К

2

Земноводные

Д, З

3

Пресмыкающиеся

В, Г, М, Н

4

Птицы

Е, И, Л

A) землеройка З) остромордая лягушка

Б) кит И) пингвин

B) удав К) утконос

Г) прыткая ящерица Л) иволга

Д) гребенчатый тритон М) нильский крокодил

Е) киви Н) уж обыкновенный

Ж) гренландский тюлень

3. Соотнесите подотряд рыб и его представителей.

1

Хрящевые

А, В, Г, Д, Ж, З

2

Костные

Б, Е, И, К

A) белая акула Е) карась

Б) щука Ж) пятнистая акула

B) рыба-молот З) электрический скат

Г) скат-хвостокол И) байкальский омуль

Д) осетр К) треска

4. Соотнесите отряд млекопитающих и его представителей.

1

Хищные

В, З, Е

2

Парнокопытные

А, Д, Ж

3

Непарнокопытные

Б, Л, М

4

Приматы

Г, И, К

A) кабан Ж) бегемот

Б) зебра З) шакал

B) волк И) лемур

Г) гиббон К) шимпанзе

Д) лось Л) носорог

Е) росомаха М) верблюд

5. Соотнесите отряд млекопитающих и его представителей.

1

Грызуны

В, З, И

2

Зайцеобразные

Г, Ж, Л

3

Насекомоядные

А, Е, К

4

Рукокрылые

Б, Д, М

A) выхухоль Ж) заяц-русак

Б) рыжая вечерница З) хомяк

B) домовая мышь И) лемминг

Г) кролик К) землеройка

Д) гигантская вечерница Л) пищуха

Е) еж М) большой подковонос

Эволюция строения и функций органов и их систем

1. К органам дыхания не относятся:

1) легочные артерии 3) легкие

2) бронхи 4) воздушные мешки

2. По своему составу кровь в сердце птиц:

1) только венозная

2) венозная и артериальная раздельно

3) только артериальная

4) смешанная

3. У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной:

1) брыжейкой 3) ганглием

2) диафрагмой 4) кутикулой

4. Четырехкамерное сердце:

1) только у млекопитающих

2) у млекопитающих и птиц

3) у млекопитающих, крокодилов и птиц

4) у млекопитающих, пресмыкающихся и птиц

5. К скелету нижней конечности не относится:

1) цевка 3) бедро

2) голень 4) лучевая кость

6. Кровь большинства пресмыкающихся течет по:

1) одному кругу кровообращения

2) двум кругам кровообращения

3) трем кругам кровообращения

4) четырем кругам кровообращения

7. Наибольшего развития передний мозг достигает у:

1) рыб 3) земноводных

2) пресмыкающихся 4) млекопитающих

8. Лучевая симметрия тела характерна для:

1) моллюсков 3) плоских червей

2) кишечнополостных 4) рыб

9. Движение при помощи жгутиков или ресничек характерно для:

1) амебы 3) планарии

2) инфузории 4) бычьего цепня

10. Наружный скелет имеется у:

1) моллюсков 3) круглых червей

2) медуз 4) гидр

11. Первичная полость тела имеется у:

1) круглых червей 3) кольчатых червей

2) кишечнополостных 4) моллюсков

12. Замкнутой кровеносной системой обладают:

1) членистоногие 3) моллюски

2) кольчатые черви 4) круглые черви

13. Три пары конечностей имеется у:

1) паукообразных 3) насекомых

2) ракообразных 4) моллюсков

14. Без превращения развиваются:

1) двустворчатые моллюски

2) насекомые

3) иглокожие

4) паукообразные

15. Размножение почкованием характерно для:

1) амебы 3) гидры

2) дождевого червя 4) морской звезды

16. Соотнесите класс животных и его характерные признаки.

1

Земноводные

А, Г, Ж, К

2

Пресмыкающиеся

Б, 3, Л, М

3

Рыбы

В, Д, Е, И

A) кожа имеет множество желез

Б) кожа сухая и не имеет желез

B) тело покрыто чешуей

Г) имеется шейный отдел позвоночника

Д) у некоторых отрядов класса скелет хрящевой

Е) дыхание осуществляется при помощи жабр

Ж) дыхание осуществляется с помощью легких и кожи

3) органом дыхания являются только легкие

И) сердце состоит из двух камер

К) сердце трехкамерное

Л) сердце трехкамерное с дополнительной перегородкой М) имеется клоака

17. Соотнесите класс животных и его характерные признаки.

1

Птицы

А, Б, В, Ж, 3, М

2

Млекопитающие

Б, Г, Д, Е, И, К, Л

A) в пищеварительной системе имеется зоб

Б) имеют постоянную температуру тела

B) передние конечности превращены в крылья

Г) детенышей мать выкармливает молоком

Д) в ротовой полости имеются зубы

Е) имеется ушная раковина

Ж) в дыхательной системе имеются воздушные мешки

З) крупные полые кости

И) есть особый орган чувств — вибриссы

К) характерно живорождение

Л) развитие детеныша происходит внутри матки

М) в скелете имеется киль

III. Рефлексивно-оценочный этап

Друзья, следующий урок — заключительный в курсе биологии в 7 классе. Вы получили представление об общих принципах строения органов и систем органов животных. Узнали об образе жизни и характерных признаках представителей различных классов животных. Надеюсь, что контрольная работа, которую мы выполнили на этом уроке, подтвердит ваши знания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]