Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Класс Двудольные.Семейство Бобовые (Мотыльковые) - Многообразие цветковых растений
Цели
• Сформировать представление об особенностях строения и разнообразии бобовых; закрепить знания о признаках двудольных растений.
• Охарактеризовать пищевое, кормовое и декоративное значение бобовых.
• Создать представление о роли бобовых в биосфере и хозяйственной деятельности людей.
Средства обучения: таблицы, схемы с изображением строения вегетативных и генеративных органов бобовых растений; альбомы с изображением сортового разнообразия важнейших культур бобовых; муляжи цветов и плодов; набор семян овощных культур; гербарные экземпляры или живые культурные растения.
Опорные точки
• Бобовые — одно из самых крупных семейств.
• Особенности строения вегетативных органов бобовых.
• Строение цветков и плодов бобовых.
• Разнообразие бобовых растений, их значение для природы и хозяйственной деятельности людей.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Беседа о происхождении названия одного из самых крупных семейств двудольных растений — бобовых, распространении бобовых по земному шару и разнообразии их жизненных форм.
2. Изучение школьниками строения листьев, их расположения на побегах с использованием гербарных материалов и живых растений.
3. Объяснение особенностей строения цветка и плода бобовых с использованием моделей.
4. Рассказ о значении бобовых в биосфере для жизни и труда людей. Составление обобщенной схемы “Культурные растения семейства Бобовые” с указанием пищевых, кормовых и декоративных культур.
5. Итоговая беседа о выживании бобовых в экстремальных природных условиях и о их роли в образовании плодородия почв.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Перечислите виды бобовых растений, которые произрастают около школы или рядом с вашим домом. Охарактеризуйте их жизненные формы.
2. Какое общее название имеет форма листьев бобовых растений?
3. Сравните форму плодов крестоцветных и бобовых.
4. Перечислите бобовые растения, имеющие важное пищевое значение. Какие из них культивируют в средней полосе России, а какие — в южных регионах. Почему?
5. Какая связь между бобовыми растениями и выращиванием молодняка рогатого скота?
6. Изучив строение цветка бобовых, нарисуйте его венчик, тычинки и пестик.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 50.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 61 — 62.
3. Изучите пункт 11 на с. 84 — 85 и опишите разные виды клевера.