КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Педагогическая цель

Создать условия для проверки качества усвоения учащимися знаний, умений по теме “Изучение человека”

Тип, вид урока

Контроль знаний, контрольная работа

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать основные науки, изучающие человека, его строение, процессы жизнедеятельности; вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека; фамилии великих анатомов и физиологов; будет уметь описывать вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие наук об организме человека; основные этапы эволюции человека; основные черты рас человека; биологические и социальные факторы антропогенеза; основные этапы эволюции человека; научится характеризовать методы изучения человека, основные этапы становления наук о человеке; называть этапы развития знаний о строении и функциях организма человека; находить черты сходства и различия рас человека; приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке; анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас

Личностные

результаты

Будут сформированы: навыки обучения; интеллектуальные и творческие способности; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Микроскопия, центрифугирование, ЭКГ, рентген, генетический анализ, близнецовый метод, генеалогический метод, анатомия, наблюдение, анализ, медицина, гигиена

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для решения контрольных заданий

Фронтальный опрос

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для проведения контрольной работы и выполнения заданий. Учитель может задавать наводящие вопросы по теме контрольной работы. Пока дежурные раздают тетради, учитель проверяет знание основных понятий, дополняет ответы и корректирует знания обучающихся

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация

Вводная беседа

Мотивирует обучающихся к написанию контрольной работы. Использует такие слова и словосочетания, как “вы молодцы”, “все знаете”, “обязательно справитесь” и др.

Ставят своей целью написание контрольной работы

Устанавливают причинно-следственные связи

Наблюдение

III. Контроль знаний.

Обеспечение контроля знаний

Контроль знаний

Организует тестирование по уровням подготовленности: выделяет обучающихся со средним и с более высоким уровнем подготовленности. Контролирует работу обучающихся, сообщает о времени.

(См. Ресурсный материал к уроку.)

Выполняют задания контрольной работы

Устанавливают причинно-следственные связи между известным и тем, что нужно найти

Письменные ответы на тестовые задания

IV. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока. Этап рефлексии учитель проводит на следующем уроке

Осуществляют самоанализ деятельности

Осуществляют контроль знаний и их коррекцию


РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Контрольная работа по теме “Изучение человека”

Вариант I

Вариант II


Часть А. При выполнении заданий из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Если у вас заболел зуб или вы обнаружили кариес на зубах, к какому врачу вы обратитесь?

1) Педиатру.

2) Терапевту.

3) Стоматологу.

4) Хирургу.

2. О каких ученых идет речь в отрывках: “Он впервые применил эфир для наркоза, а йод и спирт - для предупреждения нагноения ран. Он начал использовать гипсовую повязку при переломах”; “Он является создателем естественно-научного направления в физиологии и автором работы „Рефлексы головного мозга””.

1) П. Ф. Лесгафт.

2) Н. И. Пирогов.

3) И. П. Павлов.

4) Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов.

3. В каком направлении работал И. И. Мечников?

1) Физиология пищеварения.

2) Топографическая анатомия.

3) Иммунитет.

4) Изучал взаимосвязь между органами и их функциями.

4. Рудиментами человека являются:

1) хвостовые позвонки;

2) наружное ухо;

3) диафрагма;

4) тазовые кости.

5. Выберите признак, по которому систематик смог бы отнести человека к классу Млекопитающие.

1) Легочное дыхание.

2) Два круга кровообращения.

3) Головной мозг, состоящий из пяти отделов.

4) Разделение зубов на резцы, клыки и коренные.

6. У человека, в отличие от других представителей класса Млекопитающие, в процессе эволюции сформировались навыки:

1) передачи сигналов с помощью жестов;

2) восприятия сигналов, исходящих из внешней среды;

3) добычи и использования огня;

4) взаимодействия в группе.

7. На основе каких фактов подтверждается родство человека и животных?

1) Общий план строения.

2) Прямохождение.

3) Размножение и кормление молоком.

4) Сходство эмоций.

8. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

1) разделение нервной системы на спинной и головной мозг;

2) четырехкамерное сердце;

3) наличие млечных желез и вскармливание детенышей молоком;

4) постоянная температура тела.

9. В отличие от млекопитающих животных, у человека развиты(-о):

1) речь, сознание;

2) спинной мозг, органы чувств;

3) забота о потомстве;

4) спинной мозг.

В1. Соотнесите науки и предмет их изучения.

Часть А. При выполнении заданий из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Вы заметили, что ваши глаза быстро устают и вы не всегда можете разобрать вывеску магазина на противоположной стороне улицы - плохо читаются буквы. К какому врачу вы обратитесь?

1) Хирургу.

2) Кардиологу.

3) Офтальмологу.

4) Педиатру.

2. Выберите фамилию ученого - создателя топографической анатомии, ученого, чьи работы были посвящены правильному расположению внутренних органов.

1) П. Ф. Лесгафт.

2) Н. И. Пирогов.

3) И. П. Павлов.

4) И. М. Сеченов.

3. В каком направлении работал И. П. Павлов?

1) Физиология пищеварения.

2) Топографическая анатомия.

3) Иммунитет.

4) Изучал взаимосвязь между органами и их функциями.

4. В отличие от млекопитающих животных, у человека развиты(-о):

1) абстрактное мышление;

2) спинной мозг, органы чувств;

3) забота о потомстве;

4) большие полушария головного мозга.

5. У человека как представителя класса Млекопитающие имее(ю)тся:

1) S-образный позвоночник;

2) сросшиеся кости таза;

3) хорошо развитые кости пальцев рук;

4) сальные и млечные железы.

6. Человек, в отличие от других представителей позвоночных животных:

1) не имеет пяти отделов головного мозга;

2) имеет хорошо развитые органы чувств, особенно орган зрения;

3) создает и использует сложные орудия труда;

4) не имеет хорды в эмбриональном развитии.

7. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, - это:

1) рудименты;

2) атавизмы;

3) кости таза и кисти;

4) рудименты и атавизмы.

8. Количество шейных позвонков у человека, как и у всех млекопитающих, составляет:

1) 10;

2) 7;

3) 12;

4) 5.

9. Биохимический анализ крови человека и анализ молекул ДНК показали родство человека и ...

1) парнокопытных;

2) приматов;

3) сумчатых;

4) хордовых.

В1. Соотнесите науки и предмет их изучения.


Предмет изучения

Наука

Предмет изучения

Наука


A) Нервная система состоит из спинного и головного мозга.

Б) Кровь и костная ткань являются видами соединительной ткани.

B) Пища должна быть сбалансирована и содержать необходимое количество витаминов.

Г) В процессе дыхания кислород расходуется, а из организма человека удаляется углекислый газ.

Д) Основная функция эпителиальной ткани - защита организма от внешних воздействий и проникновения микроорганизмов

1. Цитология.

2. Гистология.

3. Анатомия.

4. Физиология.

5. Гигиена


A) Перед сном необходимо проветривать помещение.

Б) В процессе переваривания пищи участвуют пищеварительные соки, которые образуются в железах.

B) В клетках мышечной ткани много ядер.

Г) Скелет человека состоит из более чем 200 костей.

Д) Сердце - это мышечный орган, благодаря которому происходит движении крови по сосудам

1. Цитология.

2. Гистология.

3. Анатомия.

4. Физиология.

5. Гигиена


Запишите цифры под соответствующими буквами.

Запишите цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д











В2. Восстановите систематическое положение человека.

Д) Царство Животные.

Б) Подцарство Многоклеточные.

Ж) Тип Хордовые.

В) Подтип Позвоночные.

3) Класс Млекопитающие.

А) Отряд Приматы.

Е) Род Человек.

Г) Вид Человек разумный.

С1. Что такое гигиена?

С2. Физиология - это ...

С3. Гистология - это ...

С4. Анатомия - это ...

С5. Изучение строения организма человека необходимо для ...

В2. Восстановите систематическое положение человека.

Д) Царство Животные.

Б) Подцарство Многоклеточные.

Ж) Тип Хордовые.

В) Подтип Позвоночные.

3) Класс Млекопитающие.

А) Отряд Приматы.

Е) Род Человек.

Г) Вид Человек разумный.

С1. Что изучают анатомия, физиология, гистология и гигиена?

С2. Гигиена - это ...

С3. Анатомия - это ...

С4. Цитология - это ...

С5. Здоровье - это ...















Ответы:

Вариант I

Вариант II

Часть А.

1. 3). 4. 1). 7. 1).

2. 4). 5. 4). 8. 3).

3. 3). 6. 3). 9. 1).

В1. 5, 4, 1, 3, 3.

В2. Д, Б, Ж, В, 3, А, Е, Г.

С1. Гигиена (от греч. “целебный”) - это область науки, в частности медицины, которая изучает влияние условий жизни и труда на человека и разрабатывает меры профилактики различных заболеваний.

С2. Гигиена — это раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья.

С3. Анатомия - это наука о строении организма и его органов.

С4. Цитология - это наука о строении клетки, ее органоидов.

С5. Здоровье - это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления планов, труда, создания семьи, рождения и воспитания детей

Часть А.

1. 3). 4. 1). 7. 4).

2. 2). 5. 4). 8. 2).

3. 1). 6. 3). 9. 2).

В1. 3, 2, 5, 4, 2.

В2. Д, Б, Ж, В, 3, А, Е, Г.

С1. Анатомия - наука о строении организма и его органов. Физиология - наука о жизненных функциях организма и его органов. Гигиена - раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья. Гистология - наука о строении, функционировании и особенностях тканей.

С2. Физиология - это наука о жизненных функциях организма и его органов.

С3. Гистология - это наука о строении и особенностях тканей.

С4. Анатомия - это наука о строении организма и его органов.

С5. Науки помогут нам лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом. Необходимо знать о строении организма человека для того, чтобы эти знания применять для сохранения своего здоровья и здоровья других людей






Для любых предложений по сайту: [email protected]