КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о единстве органического мира, проявляющемся в клеточном строении организмов; познакомить со строением и функциями клеточных органоидов

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметныерезультаты

Обучающийся будет знать основные признаки организма человека; научится узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах; устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток, тканей, органов и их систем

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Клетка, органоиды, включения, клеточная оболочка, ядро, митохондрии, пластиды, ЭПС, рибосомы, ядрышко, комплекс Гольджи

Оборудование

Презентация по теме урока или иллюстрации органоидов клетки

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Клеточное строение организма. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001а3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81746/?interface=catalog&class=50& subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний, индивидуальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- В чем сходство строения растений, животных, грибов? (Имеют клеточное строение.)

- Что собой представляет клетка? (Это единица строения организмов.)

- Как называются постоянные структуры клетки? (Органоиды.)

- Где находится генетический материал клетки? (В ядре, в хромосомах.)

- Как называется жидкое содержимое клетки, в котором находятся органоиды? (Цитоплазма.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Я вижу, что вы уже знаете немного о строении клетки. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов: растений, животных, грибов. Организм человека не является исключением.

Наше тело, как и организм животных, состоит из клеток. Организм человека состоит из огромного количества клеток. При этом они различаются размерами и формой. Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим клеточное строение организма человека, выявим особенности строения клеток и узнаем, почему в организме человека встречаются клетки, разные по форме и размерам.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Слушают и понимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику, заполнение таблицы в тетрадях

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание учащихся на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Клетка - элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции, самовоспроизведению. Функцию хранения наследственной информации, передачи признаков из поколения в поколение осуществляет ядро, которое содержит в себе генетический материал. Это двумембранный органоид, содержащий в мембране поры, для того чтобы особые структуры, отвечающие за процессы, могли беспрепятственно покинуть ядро.

К двумембранным органоидам относят также митохондрии. Это энергетические станции клетки. В них накапливается и хранится энергия, необходимая для всех процессов жизнедеятельности.

Для того чтобы не пропустить важный органоид, всегда помнить их функции и уметь узнавать на рисунках, мы с вами заполним таблицу.

ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Заполняют таблицу в тетради

Отвечают на вопросы

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

Органоид

Строение, функция

Рисунок










Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль выполнения работы.

Рассказом учитель дополняет материал учебника, использует ЭОР и презентацию с иллюстрациями органоидов. После заполнения учащимися таблицы организует коллективную проверку выполнения упражнения. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников (см. Ресурсный материал к уроку).

- Вы узнали, что такое органоиды, какие они бывают и какие функции выполняют. Вам при заполнении таблицы встретилось определение “включения”. Что такое включения? Какие функции они выполняют? (Это временные структуры клетки.)

- Это могут быть и молекулы белков, и капельки жира. Они появляются при необходимости, то есть синтезируются клеткой и в нужный момент расходуются

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу о том, что клетка — структурная и функциональная единица строения организма человека.

- Пришло время ответить на вопрос, почему клетки различаются размерами и формой, строением. (Это объясняется там, что каждая клетка выполняет определенные функции в многоклеточном организме человека.) Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют информацию


V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы обучающихся

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание, творческое задание

Учебник, с. 31-34.

Дополнительно: подготовить сообщение “Цитология - наука о клетке”; создать презентации по темам “Растительная клетка”, “Животная клетка”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

Органоид

Строение, функция

Рисунок

Мембрана, клеточная мембрана

Билипидный слой; белки, расположенные на поверхности или пронизывающие.

Мембрана отграничивает содержимое клетки от окружающей среды. Основная функция - защитная, а также транспортная, так как через нее могут проходит некоторые вещества. Через мембрану осуществляется связь с соседними клетками


Цитоплазма

Функция - транспорт питательных веществ, поддержание формы клетки. Обеспечивает взаимодействие всех органоидов клетки друг с другом


Ядро

Отграничено ядерной оболочкой от цитоплазмы. Содержит ДНК. Осуществляет передачу наследственной информации, регуляцию жизнедеятельности клетки


ЭПС

Представляет собой сеть канальцев. Осуществляет синтез веществ и их последующий транспорт. На гладкой ЭПС синтезируются углеводы и жиры, на шероховатой ЭПС - белки


Рибосомы

Находятся на шероховатой ЭПС. Осуществляют синтез белка


Комплекс Гольджи

Представляет собой систему плоских мешочков, цистерн. Принимает участие в накоплении веществ. Осуществляет образование лизосом


Лизосомы

Синтезируются в комплексе Гольджи. Они осуществляют расщепление белков, жиров, углеводов


Митохондрии

Двумембранные органоиды овальной формы. Здесь происходит окисление органических веществ, в результате которого выделяется и накапливается энергия в виде молекул АТФ






Для любых предложений по сайту: [email protected]