ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ОРГАНЫ. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Педагогическая цель |
Создать условия для расширения знаний о строении и функциях тканей организма человека; способствовать формированию представлений о системах органов человека, познакомить с их функциями |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметныерезультаты |
Обучающийся научится называть основные группы тканей человека, органы и Системы органов человека; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями; сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения; давать определения понятиям: ткань, орган, система органов; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; будет знать основные группы тканей человека, органы и системы органов человека |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей). Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи; научится выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Орган, система органов, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, гуморальная системы |
Оборудование |
Таблицы: органы и системы органов |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Системы органов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81748/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний, индивидуальный контроль |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Проводит тестирование по теме “Клетка. Ткани” (см. Ресурсный материал к уроку). Контролирует правильность ответов обучающихся |
Отвечают на вопросы теста |
Сравнивают, строят высказывания, понятные для учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя, выполнение задания |
|
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цепи урока. - На прошлом уроке мы с вами изучили строение разных видов тканей. Из тканей состоят органы. В образовании любого органа могут участвовать одновременно несколько видов тканей. Когда мы слышим слова “пищеварительная система”, в нашем сознании сразу возникает изображение желудка, рта или зубов. Мы не задумываемся о том, что пищеварительная система - это не только то, что мы с вами можем видеть, но это еще и сложно устроенные железы, которые вырабатывают специальные вещества. Эти вещества называются ферментами. Они способны расщеплять органические вещества. Мы не задумываемся и о том, каким образом пища проходит по пищеварительному тракту, каким изменениям она в нем подвергается. Мы не задумываемся также о том, почему у нас вырабатывается слюна при виде пищи или когда мы слышим слово “лимон”. Сегодня мы с вами начнем более подробно изучать органы и системы органов человека. И на протяжении оставшихся уроков более подробно познакомимся с нашим внутренним миром. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание учащихся на вопросы гигиены (здорового образа жизни). - Я думаю, что вам не составит труда сегодня изучить органы и системы органов человека, так как с прошлых лет вам знакомы системы органов земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих. Орган - это часть тела, имеющая определенную форму, строение и расположение и приспособленная для выполнения специфической функции. Например, легкие - это орган дыхательной системы, благодаря которому происходит газообмен между организмом и окружающей средой. Различают органы наружные и органы внутренние, которые расположены в полостях тела. Вне организма орган не может работать. В организме человека выделяют следующие системы органов: дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, гуморальная, опорно-двигательная, органов размножения. Целостный организм - это совокупность систем органов. Благодаря согласованной работе всех систем органов организм человека всегда отвечает на изменения, которые происходят в нем самом и окружающей его среде. Для оптимальной работы организма несколько систем органов временно объединяются в функциональную систему. Например, при ходьбе согласуется работа кровеносной и дыхательной, опорно-двигательной и нервной систем. У вас на столах перемешались карточки с названиями систем органов и органов, которые к ним относятся. Вам необходимо соотнести те или иные органы между собой и поместить их в нужные системы органов. Для выполнения работы вы можете воспользоваться учебником (см. Ресурсный материал к уроку). Контролирует выполнение работы. - Сверьте результаты работы. (См. Ресурсный материал к уроку.) |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи между системой органов и органом; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющаябеседа |
Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Какие системы органов вы знаете? (Дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, гуморальная, опорно-двигательная, органов размножения.) - Какие функции выполняет опорно-двигательная система? (Выполняет двигательную, защитную функции, поддерживает тело в пространстве.) - Что такое орган? Приведите примеры. (Орган - это часть тела, имеющая определенную форму, строение и расположение и приспособленная для выполнения специфической функции. Примеры: почки. легкие, печень, желудок.) - Какую роль в организме играет мочевыделительная система? (Освобождает организм от мочевины и жидких продуктов обмена веществ.) - Что такое функциональная система? Какова ее роль в организме? (Функциональная система - это объединение нескольких систем органов для выполнения определенной деятельности, требующей согласованной их работы.) |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, отвечают на вопросы |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Устные ответы |
|
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Учебник, с. 39-41. Дополнительно: подготовить сообщения по теме “Как работают системы органов”; составить таблицу “Системы органов”. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
||
Система органов |
Функция |
|||||
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Инструкция для учителя: карточки необходимо вырезать по линиям таблицы.
Инструкция для ученика: к каждой системе органов подберите соответствующие органы и части тела.
Кровеносная система |
Головной мозг |
Поджелудочная железа |
Бедренная кость |
Скелет |
Сердце |
Легкие |
Мочевой пузырь |
Дыхательная система |
Головной мозг |
Ключица |
Череп |
Пищеварительная система |
Мочеточник |
Спинной мозг |
Печень |
Выделительная система |
Двенадцатиперстная кишка |
Трахея |
Носовая полость |
Нервная система |
Селезенка |
Почки |
Желудок |
Ответы:
Кровеносная система: сердце, селезенка.
Скелет: бедренная кость, череп, ключица.
Дыхательная система: легкие, трахея.
Пищеварительная система: поджелудочная железа, печень, двенадцатиперстная кишка, желудок. Выделительная система: почки, мочевой пузырь, мочеточник.
Нервная система: головной мозг, спинной мозг.