ОРГАНЫ. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ОРГАНЫ. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Педагогическая

цель

Создать условия для расширения знаний о строении и функциях тканей организма человека; способствовать формированию представлений о системах органов человека, познакомить с их функциями

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметныерезультаты

Обучающийся научится называть основные группы тканей человека, органы и Системы органов человека; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями; сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения; давать определения понятиям: ткань, орган, система органов; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; будет знать основные группы тканей человека, органы и системы органов человека

Личностные

результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей).

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи; научится выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Орган, система органов, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, гуморальная системы

Оборудование

Таблицы: органы и системы органов

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Системы органов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81748/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний, индивидуальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала.

Осуществляет фронтальный контроль.

Проводит тестирование по теме “Клетка. Ткани” (см. Ресурсный материал к уроку).

Контролирует правильность ответов обучающихся

Отвечают на вопросы теста

Сравнивают, строят высказывания, понятные для учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя, выполнение задания

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цепи урока.

- На прошлом уроке мы с вами изучили строение разных видов тканей. Из тканей состоят органы. В образовании любого органа могут участвовать одновременно несколько видов тканей.

Когда мы слышим слова “пищеварительная система”, в нашем сознании сразу возникает изображение желудка, рта или зубов. Мы не задумываемся о том, что пищеварительная система - это не только то, что мы с вами можем видеть, но это еще и сложно устроенные железы, которые вырабатывают специальные вещества. Эти вещества называются ферментами. Они способны расщеплять органические вещества.

Мы не задумываемся и о том, каким образом пища проходит по пищеварительному тракту, каким изменениям она в нем подвергается. Мы не задумываемся также о том, почему у нас вырабатывается слюна при виде пищи или когда мы слышим слово “лимон”.

Сегодня мы с вами начнем более подробно изучать органы и системы органов человека. И на протяжении оставшихся уроков более подробно познакомимся с нашим внутренним миром.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание учащихся на вопросы гигиены (здорового образа жизни).

- Я думаю, что вам не составит труда сегодня изучить органы и системы органов человека, так как с прошлых лет вам знакомы системы органов земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих.

Орган - это часть тела, имеющая определенную форму, строение и расположение и приспособленная для выполнения специфической функции. Например, легкие - это орган дыхательной системы, благодаря которому происходит газообмен между организмом и окружающей средой. Различают органы наружные и органы внутренние, которые расположены в полостях тела. Вне организма орган не может работать. В организме человека выделяют следующие системы органов: дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, гуморальная, опорно-двигательная, органов размножения. Целостный организм - это совокупность систем органов. Благодаря согласованной работе всех систем органов организм человека всегда отвечает на изменения, которые происходят в нем самом и окружающей его среде. Для оптимальной работы организма несколько систем органов временно объединяются в функциональную систему. Например, при ходьбе согласуется работа кровеносной и дыхательной, опорно-двигательной и нервной систем.

У вас на столах перемешались карточки с названиями систем органов и органов, которые к ним относятся. Вам необходимо соотнести те или иные органы между собой и поместить их в нужные системы органов. Для выполнения работы вы можете воспользоваться учебником (см. Ресурсный материал к уроку).

Контролирует выполнение работы.

- Сверьте результаты работы. (См. Ресурсный материал к уроку.)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

Устанавливают причинно-следственные связи между системой органов и органом; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющаябеседа

Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Какие системы органов вы знаете? (Дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, гуморальная, опорно-двигательная, органов размножения.)

- Какие функции выполняет опорно-двигательная система? (Выполняет двигательную, защитную функции, поддерживает тело в пространстве.)

- Что такое орган? Приведите примеры. (Орган - это часть тела, имеющая определенную форму, строение и расположение и приспособленная для выполнения специфической функции. Примеры: почки. легкие, печень, желудок.)

- Какую роль в организме играет мочевыделительная система? (Освобождает организм от мочевины и жидких продуктов обмена веществ.)

- Что такое функциональная система? Какова ее роль в организме? (Функциональная система - это объединение нескольких систем органов для выполнения определенной деятельности, требующей согласованной их работы.)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, отвечают на вопросы

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Устные ответы

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 39-41.

Дополнительно: подготовить сообщения по теме “Как работают системы органов”; составить таблицу “Системы органов”.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

Система органов

Функция








РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Инструкция для учителя: карточки необходимо вырезать по линиям таблицы.

Инструкция для ученика: к каждой системе органов подберите соответствующие органы и части тела.

Кровеносная система

Головной мозг

Поджелудочная железа

Бедренная кость

Скелет

Сердце

Легкие

Мочевой пузырь

Дыхательная система

Головной мозг

Ключица

Череп

Пищеварительная система

Мочеточник

Спинной мозг

Печень

Выделительная система

Двенадцатиперстная кишка

Трахея

Носовая полость

Нервная система

Селезенка

Почки

Желудок

Ответы:

Кровеносная система: сердце, селезенка.

Скелет: бедренная кость, череп, ключица.

Дыхательная система: легкие, трахея.

Пищеварительная система: поджелудочная железа, печень, двенадцатиперстная кишка, желудок. Выделительная система: почки, мочевой пузырь, мочеточник.

Нервная система: головной мозг, спинной мозг.






Для любых предложений по сайту: [email protected]