МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Педагогическая цель

Создать условия для формирования у обучающихся интереса к изучению нового курса, научного мировоззрения, для понимания места человека в системе органического мира

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; научится сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматов и делать вывод на основе сравнения; характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах

Личностные

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы;

результаты

навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; систематизировать информацию, формулировать проблему; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Систематика, отряд Приматы

Оборудование

Мультимедийная доска или проектор, карточки с заданиями

Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Место человека в системе органического мира. - Режим доступа: http://school-collection.edu54.ru/catalog/rubr/000001a4-a000-4ddd-b736-200046b1db58/81787/

Урок биологии по теме “Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них”. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/urok-biologii-mesto-cheloveka-v-sisteme-organicheskogo-mira-chelovek-kak

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Организационный момент*.

Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, осуществляют самопроверку готовности к уроку

Осуществляют самопроверку, самоконтроль

Наблюдение, устные ответы

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Что является предметом изучения науки систематики? (Многообразие живых организмов.)

- Дайте полное определение понятия “систематика”. (Это наука, изучающая все многообразие живых организмов и разрабатывающая принципы их классификации.)

- Из предложенных систематических категорий составьте правильную последовательность, начиная с наибольшей: вид, класс, отряд, царство, род, тип, семейство. (Правильная последовательность (слайд): царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.)

- Что изучает такой раздел биологии, как эволюционное учение? (Это раздел биологии, изучающий историческое развитие (эволюцию) живой природы.)

- Как вы понимаете термин “эволюция”? (Процессы необратимых изменений, протекающие в природе.)

- Назовите ученого, имя которого неразрывно связано с эволюционным учением и теорией эволюции. (Чарльз Дарвин.)

- Давайте попробуем заполнить таблицу. Но это таблица не обычная. Для вас приведены несколько утверждений. В первом столбце (“До”) вам надо поставить знак “+”, если вы согласны с утверждением и знак “-”, если не согласны. Время на выполнение - 3 минуты.

(См. Ресурсный материал к уроку.)

Организует выполнение упражнения: заполнение учащимися таблицы

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя.

Составляют правильную последовательность систематических категорий. Слушают мнения одноклассников.

Работают с таблицей

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, слушают в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

III. Мотивация к изучению нового материала.

Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа, постановка проблемы.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Я думаю, что некоторые утверждения заставили вас задуматься или вызвали у вас затруднения. В чем причина?

- Сегодня мы узнаем, какие из представленных утверждений верны, а какие - нет. Раскроем тайну положения человека в системе органического мира, определим виду Человек разумный систематическое место.

Что нам для этого необходимо? (Ответы учащихся.)

- Все правильно: необходимо привести в систему знания о человеке как части живого мира, вспомнить систематические категории, определить место человека в системе органического мира.

Учитель озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему:

— Какие факты могут служить доказательством того, что человек является неотъемлемой частью природы? (Человеку присущи все свойства живых организмов, он зависит от климатических факторов, от других живых организмов, которые являются пищей для него; он сам влияет на живую природу.)

Отвечают на вопросы учителя, предполагают, что у них недостаточно знаний о человеке как представителе класса Млекопитающие.

Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, понимают объяснения учителя.

Осуществляют взаимоконтроль, сравнивают результаты, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия в работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Формулирует задание.

- Используя текст учебника на с. 5-6 и далее слайды презентации, заполните в таблице столбик “После”. Для этого вновь прочитайте утверждения. Напротив утверждений, с которыми вы согласны, ставьте знак “+”, если не согласны - знак “-”. Ваши суждения могли измениться.

Время на выполнение - 4 минуты.

Контролирует выполнение работы. Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации. Осуществляет индивидуальный контроль. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний обучающихся.

- В каких утверждениях ваше мнение изменилось и почему?

- Какие из данных утверждений вызвали у вас наибольшие трудности?

- Какие утверждения остались непонятными для вас?

Организует фронтальную работу обучающихся. Подводит их к раскрытию темы урока.

- Человек относится к типу Хордовые, как и рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Одним из основных признаков хордовых является наличие осевого скелета (хорды) на ранних стадиях развития. У позвоночных животных хорда дает развитие позвоночнику. На ранних стадиях эмбрионального развития у всех хордовых образуются зачаточные жабры. У водных организмов и у личинок земноводных они сохраняются, а вот у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, включая человека, они редуцируются, исчезают.

Для уточнения происхождения и родства человека с животными нужно обратиться к эволюционному учению. В своих книгах “Происхождение человека и половой отбор”, “О выражении эмоций у человека и животных” Ч. Дарвин приходит к выводу о том, что человек является неотъемлемой частью живой природы. Ч. Дарвин распространил на человека основные положения эволюционной теории, тем самым введя в русло естественнонаучных исследований проблему происхождения человека. В книге “Происхождение человека” (1871 г.) Ч. Дарвин привел убедительные доказательства в пользу того, что человек представляет собой последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами. К семейству крупных человекообразных обезьян относят азиатских орангутангов, африканских гориллу и шимпанзе. На сегодняшний день они являются нашими ближайшими родственниками, что доказывается данными сравнительной анатомии, цитогенетики (наука, изучающая строение хромосом) и, конечно же, данными молекулярной биологии. Молекулярная биология рассматривает последовательности аминокислот в молекулах белков. Последовательности аминокислот многих белков человека и шимпанзе сходны более чем на 99 %. Следствием этого являютсяблизость групп, крови, взаимозаменяемость многих белков (например, гормонов), сходные заболевания

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Строят схему “Место человека в системе органического мира”.

Выступают с сообщением по теме “Человек и природа”.

Определяют принадлежность биологического объекта Человек разумный к классу Млекопитающие, отряду Приматы; участвуют в коллективной беседе

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос.

Устные ответы

Физкультминутка**

Учитель организует выполнение обучающимися релаксационных упражнений

Выполняют упражнения

Осуществляют профилактику утомляемости

Наблюдение

V. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная работа

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения.

- Предлагаю вам самостоятельно определить систематическое положение человека. Из предложенных вариантов выпишите верный ответ:

Царство: Растения, Грибы, Животные

Подцарство: Многоклеточные, Одноклеточные

Тип: Членистоногие, Хордовые

Подтип: Позвоночные, Бесчерепные

Класс: Птицы, Пресмыкающиеся, Млекопитающие

Отряд: Приматы, Первозвери, Сумчатые

Семейство: Гоминиды

Род: Человек

Вид: Человек разумный

Ответы (см. Ресурсный материал к уроку).

Подводит обучающихся к выводу о связи человека с живой природой

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма выполнения вслух

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма выполнения вслух

Наблюдение. Устные ответы

VI. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызывало у вас затруднение при работе с таблицей?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Что осталось непонятным?

Отвечают на вопросы

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VII. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке

Осуществляют самоанализ деятельности

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 5-6; знать систематическое положение человека. Дополнительно: подготовить сообщение “Что изучает молекулярная биология”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

* Этот этап необходимо проводить на каждом уроке для формирования регулятивных универсальных учебных действий (эмоциональная, мотивационная готовность к уроку).

** Данный этап необходимо проводить на каждом уроке для того, чтобы снять у школьников утомление, обеспечить им активный отдых и повысить их умственную работоспособность.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

До

Утверждения по теме “Место человека в системе органического мира”

После


Люди всех рас относятся к одному виду - Человек разумный



Ближайшие родственники человека - сумчатые животные



У всех людей на одной из стадий жизненного цикла имеются жабры



Человека, как и рыб, относят к типу Хордовые



Человек относится к классу Люди



Осевым скелетом на ранних стадиях развития всех хордовых и человека является хорда



Кровеносная система человека, как и млекопитающих, замкнутая, имеет два круга кровообращения


Ответы:

До

Утверждения по теме “Место человека в системе органического мира”

После


Люди всех рас относятся к одному виду - Человек разумный

+


Ближайшие родственники человека - сумчатые животные

-


У всех людей на одной из стадий жизненного цикла имеются жабры

+


Человека, как и рыб, относят к типу Хордовые

+


Человек относится к классу Люди

-


Осевым скелетом на ранних стадиях развития всех хордовых и человека является хорда

+


Кровеносная система человека, как и млекопитающих, замкнутая, имеет два круга кровообращения

+

Систематическое положение человека: царство Животные, подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, отряд Приматы, семейство Гоминиды, род Человек, вид Человек разумный.






Для любых предложений по сайту: [email protected]