СОМАТИЧЕСКАЯ И ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

СОМАТИЧЕСКАЯ И ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о соматическом и автономном отделе НС, симпатическом и парасимпатическом подотделах автономного отдела НС

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции; роль нервной системы и гормонов в организме; научится называть отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции; различать функции соматической и вегетативной нервной системы; характеризовать значение регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы и гормонов в организме

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.


Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Соматическая нервная система, вегетативная нервная система

Оборудование

Таблицы с иллюстрациями области регуляции симпатической и парасимпатической нервных систем

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Строение и значение нервной системы. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001 a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81750/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока


Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль


осуществляемые

действия

формируемые

умения


I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль. Проводит тестирование по теме “Спинной мозг. Головной мозг”.

(См. Ресурсный материал к уроку.)

Выполняют задания

Осуществляют анализ письменных ответов

Выполнение тестирования


II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цепь урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Как вы уже знаете, работой нашего организма, в том числе и гуморальной регуляцией, управляет нервная система. Со строением головного и спинного мозга вы уже знакомы. Как уже было сказано на предыдущих уроках, работой нашего организма управляет вегетативная (автономная) и соматическая нервная система. Вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов и систем, обеспечивая их деятельность при изменениях условий внешней среды. Если соматической нервной системой мы с вами можем управлять (задержать дыхание, участить количество вдохов и выдохов), то вегетативной нервной системой управлять мы не можем. Вегетативная нервная система не подчиняется нашему сознанию.

Какова же роль вегетативной нервной системы и почему ее подразделяют на симпатический и парасимпатический отделы? Почему вегетативную нервную систему называют также автономной? Чем они отличаются и какую роль играют в жизнедеятельности нашего организма? Обо все этом мы сегодня с вами и узнаем

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя


III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе).

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает обучающихся к исследованию проблемной ситуации.

- Как мы уже говорили, соматическая система регулирует деятельность скелетных мышц. Благодаря этой системе мы можем “приказать” руке подняться вверх, писать в тетради, печатать слова на клавиатуре компьютера и многое другое. То есть всю нашу деятельность, которую мы осуществляем сознательно, помогает нам регулировать соматическая нервная система. Как легко запомнить, что движения тела и мышц регулирует соматическая система? Слово “сома” переводится как “тело”, об этом мы узнали, когда изучали строение нейрона. Установите ассоциацию между этими словами, и вы легко вспомните, какую же роль играет соматическая нервная система.

В отличие от соматической нервной системы вегетативная не может регулироваться нашими желаниями. Она работает автономно от нашего сознания. Вегетативная нервная система делится на симпатический и парасимпатический отделы.

Симпатический отдел вступает в работу в тех случаях, когда человек должен работать с большим напряжением: физическим, умственным, эмоциональным. Симпатический отдел усиливает частоту и силу сердечных сокращений, учащает дыхание.

Рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций симпатического отдела нервной системы:

- Первые симпатические нейроны расположены в сером веществе боковых рогов спинного мозга (в грудном отделе и верхней части поясничного отдела). Аксоны этих нейронов выходят из спинного мозга и передают возбуждение на вторые симпатические нейроны, лежащие в симпатических нервных узлах. Эти узлы располагаются двумя цепочками справа и слева от позвоночника и соединены между собой нервными волокнами. Симпатические цепочки начинаются у основания черепа и продолжаются до крестца. От нейронов, расположенных в узлах симпатических цепочек, аксоны направляются к органам головы, брюшной и тазовой полостей, сосудам, железам. Вся деятельность симпатического отдела контролируется скоплениями нейронов, расположенных в заднем гипоталамусе.

Парасимпатический отдел вступает в работу в то время, когда человек находится в покое, отдыхает, спит. Высшие центры парасимпатической нервной системы расположены в ядрах переднего гипоталамуса, среднем мозге, продолговатом мозге и крестцовом отделе спинного мозга. От нейронов в этих отделах аксоны направляются к парасимпатическим нервным узлам (ганглиям), расположенным либо вблизи органов, либо непосредственно в самих органах, образуя так называемые интрамуральные ганглии.

Задание. Используя текст учебника и мой рассказ, запишите особенности соматической и автономной нервной системы.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет выборочный, фронтальный контроль:

Соматическая: подчинена воле человека; регулирует работу поперечнополосатой мускулатуры; двигательные центры - кора больших полушарий (КБП) - лобная доля - план будущих действий.

Автономная (вегетативная): не подчинена воле человека; регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов, сердца; вегетативный центр - гипоталамус. Делится на два отдела:

симпатический: во время интенсивной работы, требующей затрат энергии; тела нейронов - в грудном и поясничном отделах спинного мозга;

парасимпатический: способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха; тела нейронов - в среднем, продолговатом, крестцовом отделах спинного мозга.

- Рассмотрим, как происходит взаимодействие отделов вегетативной нервной системы. Симпатические нервные волокна подходят к гладким мышцам всех органов и сосудов (зрачкам, легким, желудочно-кишечным органам, половой системе), к сердцу, многим железам (пищеварительным, потовым), почкам. Парасимпатические нервные волокна управляют деятельностью гладкой мускулатуры и желез желудочно-кишечного тракта, органов выделения, половой системы, сердца, легких, слезных и слюнных желез. Таким образом, очень многие органы и системы регулируются обоими отделами вегетативной нервной системы: симпатическим и парасимпатическим. Часто воздействия этих отделов носят противоположный характер: например, симпатические влияния тормозят работу пищеварительной системы, а парасимпатические, наоборот, усиливают.

Учитель приводит конкретные примеры деятельности автономной нервной системы

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя


IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа.

Работа в рабочей тетради

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно- следственные связи во взаимосвязи работы симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Задание. Используя текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу. (См. Ресурсный материал к уроку.)

ВЛИЯНИЕ СИМПАТИЧЕСКОГО И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОГО ОТДЕЛОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ

ОРГАНОВ

Выполнение типового задания. (Если учащиеся в течение урока не успевают с заполнением таблицы, контроль по заполнению и проверку можно перенести на следующий урок)

Отбор информации

Наблюдение


Орган

Возбуждения, проводимые по нервам


симпатическим

парасимпатическим


Сердце




Кровеносные сосуды




Зрачок




Слезные железы




Желудок




Кишечник




Слюнные железы




Потовые железы




Мочевой пузырь










V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?


Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 56-57; записи в тетради

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение












РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Тест по теме “Спинной мозг. Головной мозг”

Вариант I

Вариант II

Часть А. Выберите правильный ответ из четырех предложенных.

1. Структуры нервной системы, которые находятся вне ЦНС, называются:

1) нервы;

2) нервные узлы;

3) серое и белое вещество;

4) нервы, нервные узлы, нервные волокна, нервные клетки.

2. ЦНС состоит:

1) из головного мозга;

2) спинного мозга;

3) головного мозга и рефлекторной дуги;

4) спинного мозга и головного мозга.

3. Основа нервной ткани - клетки:

1) нейроны;

2) аксоны;

3) дендриты;

4) нервное волокно.

4. Длинные отростки нервных клеток, по которым возбуждение двигается от тела клетки, называются:

1) аксоны;

2) дендриты;

3) сома;

4) синапсы.

5. Синапс - это:

1) отросток нейрона;

2) структура ЦНС;

3) место соединения двух нейронов;

4) структурная единица нервной системы.

6. Нервные узлы - это:

1) скопления отростков нейронов;

2) структурная единица ЦНС;

3) скопления тел нейронов вне ЦНС;

4) скопления тел нейронов в ЦНС.

7. Нейроны этого типа проводят нервный импульс от поверхности тела (рецепторов) в ЦНС:

1) двигательные;

2) вставочные;

3) исполнительные;

4) чувствительные.

8. Нейрон состоит:

1) из аксона и дендрита;

2) сомы, отростков: аксонов и дендритов;

3) синапса и тела;

4) только из тела.

Часть В.

В1. Установите правильную последовательность этапов прохождения нервных импульсов по рефлекторной дуге:

A) чувствительный нейрон;

Б) вставочный нейрон;

B) рабочий орган;

Г) рецептор;

Д) двигательный нейрон.

Часть А. Выберите правильный ответ из четырех предложенных.

1. Периферическая нервная система состоит:

1) из нервных узлов, головного и спинного мозга;

2) нервных узлов, нервных волокон, нервных клеток;

3) аксонов и дендритов;

4) нейронов и синапсов.

2. Головной и спинной мозг - это:

1) периферическая нервная система;

2) центральная нервная система;

3) вегетативная нервная система;

4) соматическая нервная система.

3. Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками называется:

1) пузырьки с медиатором;

2) сомо;

3) нейроглия;

4) синапс.

4. Короткие отростки, по которым нервный импульс движется к телу нейрона, называются:

1) аксоны;

2) дендриты;

3) синапсы;

4) сома.

5. Нервы - это:

1) скопления тел нейронов;

2) скопления отростков нейронов вне ЦНС;

3) скопления отростков нейронов в ЦНС;

4) структурная единица ЦНС.

6. Нейроны, которые проводят нервный импульс от ЦНС к рабочему органу, называются:

1) чувствительные;

2) вставочные;

3) двигательные;

4) рецепторные.

7. Аксон, дендрит и тело - это составляющие части:

1) нейроглиальных клеток;

2) нейронов;

3) нервных узлов;

4) нервных волокон.

8. Вставочные нейроны находятся:

1) в головном мозге;

2) спинном мозге;

3) ЦНС;

4) в периферической нервной системе.

Часть В.

В1. Установите соответствие между частью нервной системы и элементами, ее составляющими.

Элементы

Нервная система

A) Спинномозговые нервы;

Б) нервные узлы;

B) спинной мозг;

Г) головной мозг;

Д) нервные окончания

1) Центральная;

2) периферическая






А [ ]

Б [ ]

В [ ]

Г [ ]

Д [ ]








Ответы к тесту:

Вариант I

Вариант II

Часть А. 1.4. 2.4. 3.1. 4.1. 5.3. 6.3. 7.4. 8.2.

В1. Г, А, Б, Д, В

Часть А. 1.2. 2.2. 3.4. 4.2. 5.2. 6.3. 7.2. 8.3.

В1. 1,2, 1, 1,2

ВЛИЯНИЕ СИМПАТИЧЕСКОГО И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОГО ОТДЕЛОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ

Орган

Возбуждения, проводимые по нервам

симпатическим

парасимпатическим

Сердце

Учащение и усиление сокращений сердца

Замедление темпа и ослабление сокращений

Кровеносные сосуды

Сужение сосудов, повышение кровяного давления

Расширение сосудов в некоторых органах

Зрачок

Расширение

Сужение

Слезные железы

Уменьшение секреции

Усиление секреции

Желудок

Ослабление сокоотделения

Усиление сокоотделения

Кишечник

Ослабление волнообразных движений

Усиление волнообразных движений

Слюнные железы

Скудное слюноотделение

Обильное слюноотделение

Потовые железы

Усиление потоотделения

Уменьшение потоотделения

Мочевой пузырь

Накопление мочи

Выведение мочи






Для любых предложений по сайту: [email protected]