ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ОРГАНЫ ЧУВСТВ, ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ОСЯЗАНИЯ, ОБОНЯНИЯ, ВКУСА И ИХ АНАЛИЗАТОРЫ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений об органах чувств; способствовать развитию умения называть различия между понятиями “анализатор” и “орган чувств” |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметныерезультаты |
Обучающийся будет знать определения понятий: орган чувств, рецептор, анализатор; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов; научится давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор; называть органы чувств человека, их анализаторы; выделять особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов; характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; организовывать свою учебную деятельность; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Орган чувств, анализатор, рецептор, чувствительный нейрон |
Оборудование |
Аудиозаписи голосов птиц, журчания ручья; яркие картины с изображением радуги, синего неба, зеленой травы и др. |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Кожно-мышечная чувствительность. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001 a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b 1 db44/81756/?interface=pupil&class=50&subject=29 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Обоняние. Вкус. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b 1 db44/8175 7/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Контролируют правильность ответов обучающихся. - Каково значение вегетативной нервной системы в организме человека? (Управляет деятельностью нашего организма все время, вне зависимости от нашего сознания: благодаря ей мы дышим, наш желудок переваривает пищу и др.) - Какое влияние на работу органов оказывают симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы? (См. таблицу “Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на деятельность некоторых органов”.) - Объясните, в чем проявляется совместная деятельность соматической и вегетативной нервной системы. (Высшие центры вегетативной регуляции в гипоталамусе работают как единое целое, обеспечивая быструю и надежную регуляция всех систем организма. Для того чтобы понизить артериальное давление крови, необходимо снизить частоту и силу сердечных сокращений. Этот эффект достигается одновременным снижением симпатических и усилением парасимпатических влияний на сердце). - Какую функцию выполняет соматическая нервная система? (Она подчинена воле человека и регулирует работу поперечнополосатой мускулатуры.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Для мотивации и восприятия новой информации учитель может использовать звуковой ряд или ряд ярких иллюстраций по ходу своего рассказа. - Мы можем в ярких красках описать небо, зелень, радугу. Мы слышим голоса птиц, журчание ручья, различаем мелодии. Какие структуры в нашем организме обеспечивают восприятие всей этой информации? Благодаря чему мы можем четко различать звуки, определять цвет, ощущать структуру объекта? Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока: - Благодаря нервной системе мы с вами реагируем на изменения в окружающей обстановке. Но информацию об окружающем мире человек получает через органы чувств. Об органах чувств и анализаторах мы сегодня с вами и поговорим, рассмотрим, какие у нас имеются органы чувств и чем различаются анализаторы, какую роль они играют для нашего организма |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. - С помощью каких структур мы с вами чувствуем боль? температуру окружающей среды? (С помощью рецепторов.) - Рецепторы воспринимают действие только адекватного раздражителя. То есть орган зрения реагирует только на свет (солнечные лучи), орган слуха - только на звуковые волны. Рецептор способен частично анализировать раздражение, после чего в нем возникает нервный импульс, который поступает в определенный отдел головного мозга. Благодаря каким структурам возможна передача раздражения от рецептора в ЦНС? (Благодаря чувствительным нейронам.) Задание. Используя текст учебника, найдите определение понятия “анализатор” и выделите составные части анализатора. Контролирует выполнение работы, организует проверку: Анализаторы - системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения. Анализатор состоит из периферического отдела (рецепторов), проводникового отдела (нервных путей) и центрального отдела (центр, анализирующий информацию). Функции анализаторов: 1) обнаружение и различение сигналов; 2) преобразование и кодирование сигналов; 3) передача сигналов; 4) анализ, классификация и опознание сигналов. - А теперь давайте попробуем провести небольшой эксперимент. Закройте глаза. Дотроньтесь правой рукой до левой руки. (Выполняют.) - Дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа. (Выполняют.) - Откройте глаза. Даже с закрытыми глазами, вы можете дотронуться безошибочно до любой части тела. Все это возможно благодаря тому, что в мышцах и в их сухожилиях располагаются многочисленные рецепторы, передающие в мозг информацию о степени растяжения каждой мышцы, об опорно-двигательном аппарате. Эта информация поступает в мозжечок и двигательную зону (теменную область) коры больших полушарий. Мышечное чувство позволяет нам очень быстро и точно контролировать позу всего тела и положение его отдельных частей. Осязание - это комплекс ощущений, возникающий при раздражении нескольких видов рецепторов кожи. Рецепторы могут реагировать на холод и тепло - это терморецепторы, на давление, прикосновение и т. д. Информация от всех этих рецепторов собирается в спинной мозг и по проводящим путям белого вещества поступает в ядра таламуса, а оттуда - в высший центр тактильной чувствительности (область задней центральной извилины коры больших полушарий). (Учитель обязательно показывает соответствующий участок коры больших полушарий.) - А что же нам позволяет различать запахи, вкус? Как мы можем реагировать на разные запахи, вкусы в окружающей среде? Об этом вам необходимо будет подготовить сообщение через 7 минут. Для работы у вас есть учебник и дополнительная литература. Вам необходимо раскрыть следующие вопросы: 1) какие рецепторы, как они воспринимают информацию; 2) по какому пути движется раздражение; 3) в какой отдел коры больших полушарий приходит раздражение. Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль: - Обонятельный анализатор обеспечивает обоняние — восприятие различных запахов. Обонятельные рецепторы расположены в слизистой оболочке верхней части носовой полости. Чтобы запах был почувствован, частицы вещества (молекулы) должны попасть в полость носа и связаться с рецептором. Путь в мозг для информации о запахах очень короткий. Импульсы от обонятельного эпителия поступают прямо на внутреннюю поверхность височных долей, где в обонятельной зоне и формируется ощущение запаха. - Больше всего вкусовых рецепторов, восприимчивых к кислому и соленому, расположено по бокам языкам, к сладкому - на кончике языка, а к горькому - на корне языка, хотя небольшое число рецепторов любого из этих раздражителей разбросано по слизистой всей поверхности языка. От рецепторов информация о вкусовых раздражителях по нервным волокнам поступает в средний мозг, ядра таламуса и, наконец, во внутреннюю область височных долей коры больших полушарий, где расположены высшие центры вкусового анализатора. Вкусовые ощущения формируются раньше всех других |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Выполняют упражнения |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Работа с таблицами |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о постоянно действующем непрерывном потоке информации, о процессах, происходящих внутри и вне организма. Каждый вид информации поступает в центральную нервную систему человека через соответствующий анализатор, обеспечивающий ее восприятие через специализированные органы чувств, доставку по нервным путям в определенный участок мозга, а также анализ этой информации и создание ощущения. - Чем отличается анализатор от органа чувств? (Орган чувств только воспринимает раздражение, а анализатор представляет собой систему, которая обрабатывает и анализирует информацию.) - С помощью каких органов чувств человек познает окружающий мир? (Органы осязания, обоняния, зрения, вкуса, слуха.) |
Распознают и описывают на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
||||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющаябеседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|||
Домашнее задание |
Учебник, с. 76-77, с. 91-99. Дополнительно: составить презентацию по теме “Органы чувств” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
||||