ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ОРГАНЫ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ИХ АНАЛИЗАТОРЫ
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления с механизмами работы вестибулярного аппарата, органа слуха; помочь рассмотреть строение органа слуха |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора; меры профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; научится называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; организовывать свою учебную деятельность; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации (сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию) |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Слуховой анализатор, наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, евстахиева труба, улитка, стремечко, наковальня, молоточек |
Оборудование |
Аудиозаписи звуков разного происхождения, мультимедийный проектор, модели слухового анализатора, органа слуха |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анализаторы слуха и равновесия. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81755/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Из каких отделов состоит орган зрения? (Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата, в который входят веки, ресницы, мышцы глазного яблока и слезные железы.) - Какую функцию выполняют слезы? (Слезная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока, очищает его от пылинок и убивает бактерии.) - Что собой представляет наружная оболочка глазного яблока? (Наружная оболочка (белочная) спереди глазного яблока переходит в прозрачную роговицу, ее задний отдел называется склерой.) - Наличием каких структур определяется цвет глаз? (Клетки радужки содержат всего один пигмент, и если его мало, радужка окрашена в голубой или серый цвет, а если много - в карий или черный.) - Что такое аккомодация? (Процесс изменения кривизны хрусталика.) - Как называются рецепторы, воспринимающие раздражение на свет? Чем они отличаются? (Называются колбочками и палочками. Палочки обеспечивают черно-белое зрение при плохом освещении. Колбочки обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещенности.) Учитель также может подготовить рисунки с изображениями анатомического разреза глазного яблока и использовать эти рисунки как карточки с заданиями, на которых необходимо подписать части глазного яблока |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя |
II. Мотивация к изучении) нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. - Мы знаем, почему мы видим, чувствуем, узнаем запахи и ощущаем вкус. О чем еще нам осталось узнать, какой орган чувств еще остался непознанным нами? (Орган слуха.) - Орган слуха является не только органом, воспринимающим звуки. В нем таится маленькая загадка, которую нам предстоит отгадать сегодня. Вспомните, в какой бы позе мы ни находились, мы прекрасно с закрытыми глазами можем определить, находимся ли мы вверх головой! Как вы думаете, какие структуры определяют положение нашего тела в пространстве, даже когда мы с закрытыми глазами? (Орган равновесия.) Если учащиеся не могут дать ответ на вопрос, учитель дает подсказки (про карусель, боязнь высоты или поездку в общественном транспорте). - Верно, его также называют вестибулярным аппаратом. Сегодня на уроке мы об этих органах и поговорим. Формулирует проблему: - Почему во время взлета или посадки самолета необходимо рассасывать леденец? |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Орган слуха играет важную роль не только потому, что мы можем воспринимать звуки на большом расстоянии, но и потому, что слух важен для общения. Устную речь другого человека мы воспринимаем именно благодаря органу слуха. Формулирует задание: - Используя текст учебника на страницах 85-87, определите составные части слухового анализатора. (Ответ: орган слуха, слуховой нерв и центры мозга, анализирующие слуховую информацию (височные доли коры больших полушарий).) - Периферическая часть слухового анализатора - это орган слуха. Он состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо человека представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой. Ушная раковина - хрящевое образование, покрытое кожей. - Для какого класса животных характерны ушные раковины? (Для млекопитающих.) - У человека, в отличие от многих животных, ушные раковины практически неподвижны. Наружный слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. Я думаю, одно из самых главных правил гигиены, которое вы точно выполняете, это чистка ушей. Что накапливается в слуховом проходе? (Ушная сера.) - А вы знаете, что она тоже выполняет определенную роль? Слуховой проход не совсем прямой, он слегка изогнут, его стенки выделяют особое липкое вещество - ушную серу, которая не дает проникнуть в слуховой проход пыли и мелким насекомым. Рассказ учителя обязательно должен сопровождаться иллюстрациями, для того чтобы учащиеся более точно восприняли информацию: - В полости среднего уха расположены самые маленькие кости организма человека: молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек “рукояткой” срастается с барабанной перепонкой, а “головкой” подвижно присоединен к наковальне, которая другой частью подвижно соединена со стремечком. Стремечко широким основанием сращено с перепонкой овального окна, ведущего во внутреннее ухо. Полость среднего уха через евстахиеву трубу соединена с носоглоткой. Это необходимо для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки при изменениях атмосферного давления. В связи с этим во время взлета или посадки самолета необходимо рассасывать леденец. Внутреннее ухо находится в полости пирамиды височной кости. К органу слуха во внутреннем ухе относится улитка. Улитка - это костный спирально закрученный канал, внутри которого находится жидкость. В канале также находятся звуковоспринимающие клетки, от которых отходят волокна слухового нерва. При поступлении звукового сигнала столбик воздуха, заполняющий наружный слуховой проход, колеблется. Эти колебания улавливаются барабанной перепонкой и через молоточек, наковальню и стремечко передаются на овальное окно. При прохождении через систему звуковых косточек звуковые колебания усиливаются приблизительно в 40-50 раз и передаются на жидкость, заполняющую полость внутреннего уха. Через эту жидкость колебания воспринимаются рецепторами. В результате колебаний возбуждаются рецепторные клетки, и сигнал по волокнам слухового нерва передается сначала в ядра нижних бугров четверохолмия, оттуда в слуховые ядра таламуса и, наконец, в височные доли коры больших полушарий, где и находится высший центр слуховой чувствительности. Задание. Используя текст учебника, определите, как работает вестибулярный аппарат. Контролирует выполнение работы. Орган равновесия человека состоит из двух мешочков и трех полукружных каналов. В преддверии внутреннего уха расположены круглый и овальный мешочки, которые заполнены жидкостью. В стенках мешочков находится большое количество рецепторных волосков клеток. В полости мешочков расположены отолиты - кристаллы солей кальция. Кроме того, в полости внутреннего уха присутствуют три полукружных канала, расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях. Они заполнены жидкостью, а в стенках их расширений находятся рецепторы. При изменении положения головы или всего тела в пространстве отолиты и жидкость полукружных канальцев перемещаются, возбуждая рецепторы. Их отростки образуют вестибулярный нерв, по которому информация об изменении положения тела в пространстве попадает в ядра среднего мозга, мозжечок, ядра таламуса и, наконец, в теменную область коры больших полушарий |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Читают текст учебника |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения гигиены органа слуха. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: - Что собой представляет слуховой анализатор? (Орган слуха, слуховой нерв и центры мозга, анализирующие слуховую информацию (височные доли коры больших полушарий).) - Какой отдел головного мозга обрабатывает раздражения, приходящие от слухового нерва? (Височные доли коры больших полушарий.) |
Обобщают и делают выводы |
Анализ изученной информации |
Вопросы |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Обобщающая беседа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Учебник, с. 84-91; заполнить таблицу (см. Ресурсный материал к уроку) |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
АНАЛИЗАТОРЫ
Анализатор |
Периферический отдел |
Проводниковый отдел |
Центральный отдел |
Зрительный |
|||
Слуховой |
|||
Вестибулярный |
|||
Обонятельный |
|||
Вкусовой |
Ответы:
АНАЛИЗАТОРЫ
Анализатор |
Периферический отдел |
Проводниковый отдел |
Центральный отдел |
Зрительный |
Фоторецепторы сетчатки глаза |
Зрительный нерв |
Зрительная зона в затылочной доле КБП |
Слуховой |
Слуховые рецепторы кортиева органа |
Слуховой нерв |
Слуховая зона в височной доле КБП |
Вестибулярный |
Рецепторы полукружных каналов |
Вестибулярный, затем слуховой нерв |
Теменная область в КБП |
Обонятельный |
Обонятельные рецепторы в полости носа |
Обонятельный нерв |
Обонятельные ядра и обонятельные центры височной доли КБП |
Вкусовой |
Рецепторы ротовой полости |
Лицевой, языкоглоточный нерв |
Вкусовая зона в теменной доле КБП |