ОРГАН ЗРЕНИЯ И ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ЗРАЧКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ОРГАН ЗРЕНИЯ И ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ЗРАЧКА

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления со структурными частями глаза, определения выполняемых ими функций, способствовать формированию представления о работе зрительного анализатора

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора; заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора; заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения; объяснять результаты наблюдений; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения, для профилактики вредных привычек; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Зрительный анализатор, колбочки, палочки, зрачок, пигмент, линза, дальтоник, дальнозоркость, близорукость

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, разборные модели глаза, объемная модель головного мозга, иллюстрации для опыта Мариотта (обнаружение слепого пятна)

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. - Режим доступа: http://school- collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81754/?interface=pupil&class;=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Что такое анализатор? (Анализаторы - системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.)

- Из каких структур состоит анализатор? (Анализатор состоит из периферического отдела (рецепторов), проводникового отдела (нервных путей) и центрального отдела (центр, анализирующий информацию).)

- Чем отличается анализатор от органов чувств? (Орган чувств только воспринимает раздражение, а анализатор представляет собой систему, которая обрабатывает и анализирует информацию.)

- С помощью каких органов чувств человек познает окружающий мир? (С помощью органов осязания, обоняния, зрения, вкуса, слуха.)

- Какие ощущения человека формируются раньше других? (Вкусовые ощущения формируются раньше всех других.)

- Что представляет собой осязание? (Осязание - это комплекс ощущений, возникающий при раздражении нескольких видов рецепторов кожи.)

- Благодаря каким органам чувств мы можем различать запахи, вкус? (Благодаря органам обоняния и вкуса.)

- Где находится обонятельная зона? (Находится на внутренней поверхности височных долей.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Из всего объема информации 95 % всех сведений об окружающем мире мы получаем с помощью этого органа. Про них говорят, что они “зеркало души”. Как вы думаете, о каком органе чувств идет речь? Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

- Сегодня мы с вами подробно рассмотрим строение глаза и определим, из каких структур состоит зрительный анализатор. А также проведем небольшой эксперимент и посмотрим, отчего наши зрачки меняются в размере.

Но прежде чем мы приступим к работе, прямо сейчас проведем опыт Мариотта. У вас на партах есть карточки, на которых изображены крестик и крестик в кружочке. Закройте правый глаз, а левым следите за крестиком, который обведен кружочком. Держите лицо и рисунок вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) рисунок от лица и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд).

Учитель выдвигает проблему:

- Что произошло? (Левый крестик исчез.)

- Почему это произошло? (Учащиеся выдвигают свои предположения.)

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Рассказ учителя.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы здорового образа жизни.

- Определите, из каких структур состоит зрительный анализатор? (Он включает в себя глаз, зрительный нерв и те структуры головного мозга, где обрабатывается информация.)

- Совершенно правильно, а теперь давайте разберем строение органа зрения.

Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями в учебнике и слайдами презентации:

- Орган зрения - глаз - состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Вспомогательный аппарат представляет собой веки, ресницы, мышцы глазного яблока и слезные железы. Веки - это складки кожи. Изнутри они выстланы слизистой оболочкой. В слезных железах образуются слезы. Слезная жидкость омывает передний отдел глазного яблока и через носослезный канал проходит в ротовую полость. У взрослого человека в сутки должно вырабатываться не менее 3-5 мл слез.

- Какую функцию выполняет слеза? (Учащиеся выдвигают предположения.)

- Слезная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока, очищает его от пылинок и убивает бактерии.

Глазное яблоко имеет шарообразную форму и располагается в глазнице. При помощи глазодвигательных мышц оно может поворачиваться в глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки. Наружная оболочка (белочная) спереди глазного яблока переходит в прозрачную роговицу, ее задний отдел называется склерой. Через среднюю оболочку (сосудистую) глазное яблоко снабжается кровью. Впереди в сосудистой оболочке имеется отверстие - зрачок, позволяющий лучам света попадать внутрь глазного яблока. Вокруг зрачка часть сосудистой оболочки окрашена и называется радужкой.

Предлагает задание:

- Посмотрите, какого цвета глаза у вашего соседа по парте. (Выполняют.) Клетки радужки содержат всего один пигмент, и если его мало, радужка окрашена в голубой или серый цвет, а если много - в карий или черный. Позади радужки расположен прозрачный хрусталик - двояковыпуклая линза, необходимая для фокусировки лучей света на внутренней поверхности глазного яблока. Хрусталик изменяет свою кривизну благодаря специальным мышцам. Процесс изменения кривизны хрусталика называют аккомодацией. Между радужкой и хрусталиком расположена задняя камера глаза. Большая часть глазного яблока заполнена прозрачным стекловидным телом.

Пройдя через хрусталик и стекловидное тело, лучи света попадают на внутреннюю оболочку глазного яблока - сетчатку. Это многослойное образование содержит зрительные рецепторы - колбочки и палочки. Палочки обеспечивают черно-белое зрение при плохом освещении. Колбочки обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещенности. Под действием солнечных лучей зрительные пигменты разрушаются, генерируя электрические сигналы. Эти сигналы передаются от палочек и колбочек к зрительному нерву и по его волокнам поступают в мозг.

В месте выхода зрительного нерва из сетчатки отсутствуют и колбочки, и палочки. Это место называется слепым пятном.

Вот поэтому, когда в начале урока вы проделывали опыт с крестиками и кругом, закрывая один глаз, у вас исчезал один из крестиков. Изображение попадало на слепое пятно.

Выйдя из глазного яблока, зрительный нерв следует в средний мозг, где зрительная информация подвергается первичной обработке. Затем зрительная информация попадает в затылочные доли коры больших полушарий. Именно там формируется тот зрительный образ, который мы ощущаем, то есть видим.

В глазном яблоке также прячется секрет. Оптическая система глаза формирует на сетчатке не только уменьшенное, но и перевернутое изображение предмета. Обработка сигналов в центральной нервной системе происходит таким образом, что предметы воспринимаются в естественном положении.

- Одной из главных проблем людей старше 40 лет является нарушение зрения. Какими заболеваниями страдают ваши бабушки и дедушки?

(Близорукостью и дальнозоркостью.)

- Снижение зрения означает утрату возможности читать, писать, смотреть телевизор, выполнять определенную работу. Среди основных расстройств зрения чаще всего встречаются близорукость и дальнозоркость. При близорукости глазное яблоко несколько вытягивается, и изображение отдаленных объектов не фокусируется на сетчатке, оказываясь как бы перед ней. При дальнозоркости картина будет противоположной, но в обоих случаях изображение на сетчатке будет нечетким. Близорукие люди плохо видят удаленные предметы, хорошо различая все, что расположено рядом. Дальнозоркие люди, наоборот, хорошо видят на далекие расстояния, но чтение книги, лежащей перед ними, вызывает у них затруднение. В обоих случаях поправить положение могут правильно подобранные очки.

Формулирует задание:

- Выполните лабораторную работу.

Контролирует выполнение работы

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения.

- Какие правила гигиены зрения нам необходимо соблюдать? (Не работать без перерыва за компьютером, правильно организовывать рабочее место при работе за столом, не смотреть близко телевизор, не читать книгу лежа, при слабом освещении.)

Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил гигиены зрения:

- Необходимо ли соблюдать правила работы за компьютером, правила размещения светильника на столе и просмотра телевизора? (Да, для того, чтобы сохранить зрение.)

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Анализируют информацию

Анализ информации, выделение главного

Устные ответы на вопросы учителя

V. Рефлексия учебной деятельности

Обобщающая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 77-83.

Дополнительно: подготовить сообщения по теме “Органы чувств”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Лабораторная работа № 4 “Изучение изменения размера зрачка”

Цель: выявить изменение размера зрачка в зависимости от освещенности.

Ход работы:

1) Наблюдаем за зрачком соседа по парте. Происходит ли изменение размера зрачка при постоянном освещении?

2) Попросите соседа по парте закрыть глаза на минуту. Через небольшой отрезок времени попросите открыть глаза. Внимательно следите за изменениями размера зрачка.

3) Что происходит с размерами зрачка, если направить в зрачок свет? Что происходит после определенного времени?

4) Пронаблюдайте за изменением диаметра зрачка при подаче звуковых сигналов.

Сформулируйте вывод о причинах изменения размера зрачка.

Ответ: Зрачок рефлекторно расширяется и сжимается, пропуская в глаз необходимое количество света.






Для любых предложений по сайту: [email protected]