СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ И СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ И СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления со строением скелета головы и скелета туловища

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать особенности строения скелета головы и туловища человека; научится называть особенности строения скелета головы и туловища человека; распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные — научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, планировать свою деятельность под руководством учителя.

Познавательные -научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; организовывать свою учебную деятельность; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Череп, грудина, позвоночник, ребра, полые кости, плоские кости

Оборудование

Мультимедийный проектор, муляжи костей, таблицы, схема скелета человека

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Строение скелета. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81759/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Из каких отделов состоит скелет человека?

- Какие функции выполняет скелет? (Опорная функция, двигательная, защитная, обмен веществ.)

- Опишите химический состав костей.

- Благодаря чему кости могут срастаться и расти? (Рост кости и зарастание переломов происходят благодаря надкостнице.)

- Какие соединения костей вы знаете? Приведите примеры. (Непрерывное (неподвижное и полуподвижное); прерывное (подвижное). Неподвижное соединение между костями черепа, подвижное соединение - в суставах.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа

Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- Есть ли в строении скелета человека особенности, отличающие его от животных? И для чего необходим череп? Какую функцию он выполняет? Сколько костей входит в состав черепа и как они соединены между собой? Почему при измерении роста вечером можно ошибиться на 1-2 см? Обо всем этом мы узнаем сегодня на уроке

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа “Скелет головы, скелет туловища человека”.

Работа в рабочей тетради.

Работа, по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации.

- Скелет головы называют черепом. Череп определяет форму головы, предохраняет от повреждений головной мозг, органы зрения, слуха и обоняния. Всего череп включает в себя 23-25 костей. Череп подразделяют на мозговой и лицевой отделы.

Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями костей и места их расположения, представленными на таблице или слайдах презентации:

- Мозговой отдел черепа образован неподвижно соединенными костями: лобной, двумя теменными, двумя височными, затылочной, клиновидной и решетчатой. Эти кости образуют вместительную полость черепа, в которой расположен головной мозг. Для того чтобы кровеносные сосуды и нервы могли проникнуть в череп, кости мозгового отдела пронизаны многочисленными отверстиями. Самое крупное отверстие расположено в затылочной кости. Через него спинной мозг сообщается с головным. Большие полости имеются в височных костях, в них расположены органы слуха и равновесия. Лицевой отдел черепа образован многочисленными парными и непарными костями. Все они соединены между собой неподвижно, исключение составляет нижняя челюсть. Она может двигаться и вверх-вниз, и вправо-влево. Давайте попробуем пошевелить нашей нижней челюстью (вправо, влево, вниз, вверх). (Пробуют.)

- Основой скелета туловища является позвоночный столб, или позвоночник. Он состоит из 33-34 позвонков. Позвонок состоит из тела и отростков, или дуг. Дуги позвонков замыкают позвоночные отверстия, которые, располагаясь друг над другом, образуют полость - позвоночный канал. В нем расположен спинной мозг. Тела позвонков полуподвижно соединены между собой через хрящевые межпозвоночные диски и удерживаются при помощи многочисленных связок. Благодаря такому соединению большая часть позвоночника является упругой и гибкой. Так как хрящевые диски могут сжиматься, то к вечеру рост человека уменьшается на 1-2 см, а при больших физических нагрузках даже больше.

Вот поэтому если измерять рост человека в вечерние часы, показания измерений могут оказаться неточными. Однако за ночь позвоночник человека восстанавливается до прежней длины.

В позвоночнике выделяют следующие отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Чем ниже расположен позвонок в позвоночнике, тем большая на него нагрузка и тем массивнее его тело. У человека, как и у млекопитающих животных, семь позвонков образуют шейный отдел. Грудной отдел позвоночника состоит из 12 грудных позвонков, которые полуподвижно соединены с 12 парами ребер. Семь верхних ребер также полуподвижно соединены с грудной костью, или грудиной. Грудные позвонки, ребра и грудина образуют грудную клетку, в полости которой расположены сердце, легкие, трахея и пищевод. Поясничный отдел позвоночника образован пятью массивными поясничными позвонками. Все пять крестцовых позвонков срастаются в единый крестец, прочно соединенный с тазовыми костями. Такая мощная конструкция образовалась при переходе к прямохождению, чтобы обеспечить опору телу, и характерна только для человека. Окончательное срастание крестцовых позвонков происходит обычно к 18- 20 годам. Верхушка крестца соединяется с копчиком.

Копчиковый отдел позвоночника у человека образован 4-5 маленькими сросшимися позвонками. Как вам уже известно, в связи с переходом людей к прямохождению в позвоночнике образовались четыре изгиба. Благодаря этим изгибам обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная работа

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках физической культуры. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

- Для чего необходим скелет головы? (Он защищает головной мозг от повреждений.)

- Из чего состоит скелет туловища? (Из позвоночника и грудной клетки, образованной грудиной и ребрами.)

- Назовите парные кости мозгового отдела черепа. (Височные, теменные.)

- Из скольких позвонков состоит позвоночник? (Из 33-34 позвонков.)

- Какую роль играют позвоночные изгибы? (Обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках.)

- Какую функцию выполняет грудная клетка? (Защищает сердце и легкие.)

Показывают части скелета на таблицах, называют кости черепа, называют парные и непарные кости черепа

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Наблюдение, вопросы

V. Рефлексия учебной деятельности

Обобщающая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 108-110

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]