ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ И СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления со строением скелета головы и скелета туловища |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать особенности строения скелета головы и туловища человека; научится называть особенности строения скелета головы и туловища человека; распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные — научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, планировать свою деятельность под руководством учителя. Познавательные -научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; организовывать свою учебную деятельность; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Череп, грудина, позвоночник, ребра, полые кости, плоские кости |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, муляжи костей, таблицы, схема скелета человека |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Строение скелета. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81759/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Из каких отделов состоит скелет человека? - Какие функции выполняет скелет? (Опорная функция, двигательная, защитная, обмен веществ.) - Опишите химический состав костей. - Благодаря чему кости могут срастаться и расти? (Рост кости и зарастание переломов происходят благодаря надкостнице.) - Какие соединения костей вы знаете? Приведите примеры. (Непрерывное (неподвижное и полуподвижное); прерывное (подвижное). Неподвижное соединение между костями черепа, подвижное соединение - в суставах.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности |
Вводная беседа |
Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Есть ли в строении скелета человека особенности, отличающие его от животных? И для чего необходим череп? Какую функцию он выполняет? Сколько костей входит в состав черепа и как они соединены между собой? Почему при измерении роста вечером можно ошибиться на 1-2 см? Обо всем этом мы узнаем сегодня на уроке |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа “Скелет головы, скелет туловища человека”. Работа в рабочей тетради. Работа, по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. - Скелет головы называют черепом. Череп определяет форму головы, предохраняет от повреждений головной мозг, органы зрения, слуха и обоняния. Всего череп включает в себя 23-25 костей. Череп подразделяют на мозговой и лицевой отделы. Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями костей и места их расположения, представленными на таблице или слайдах презентации: - Мозговой отдел черепа образован неподвижно соединенными костями: лобной, двумя теменными, двумя височными, затылочной, клиновидной и решетчатой. Эти кости образуют вместительную полость черепа, в которой расположен головной мозг. Для того чтобы кровеносные сосуды и нервы могли проникнуть в череп, кости мозгового отдела пронизаны многочисленными отверстиями. Самое крупное отверстие расположено в затылочной кости. Через него спинной мозг сообщается с головным. Большие полости имеются в височных костях, в них расположены органы слуха и равновесия. Лицевой отдел черепа образован многочисленными парными и непарными костями. Все они соединены между собой неподвижно, исключение составляет нижняя челюсть. Она может двигаться и вверх-вниз, и вправо-влево. Давайте попробуем пошевелить нашей нижней челюстью (вправо, влево, вниз, вверх). (Пробуют.) - Основой скелета туловища является позвоночный столб, или позвоночник. Он состоит из 33-34 позвонков. Позвонок состоит из тела и отростков, или дуг. Дуги позвонков замыкают позвоночные отверстия, которые, располагаясь друг над другом, образуют полость - позвоночный канал. В нем расположен спинной мозг. Тела позвонков полуподвижно соединены между собой через хрящевые межпозвоночные диски и удерживаются при помощи многочисленных связок. Благодаря такому соединению большая часть позвоночника является упругой и гибкой. Так как хрящевые диски могут сжиматься, то к вечеру рост человека уменьшается на 1-2 см, а при больших физических нагрузках даже больше. Вот поэтому если измерять рост человека в вечерние часы, показания измерений могут оказаться неточными. Однако за ночь позвоночник человека восстанавливается до прежней длины. В позвоночнике выделяют следующие отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Чем ниже расположен позвонок в позвоночнике, тем большая на него нагрузка и тем массивнее его тело. У человека, как и у млекопитающих животных, семь позвонков образуют шейный отдел. Грудной отдел позвоночника состоит из 12 грудных позвонков, которые полуподвижно соединены с 12 парами ребер. Семь верхних ребер также полуподвижно соединены с грудной костью, или грудиной. Грудные позвонки, ребра и грудина образуют грудную клетку, в полости которой расположены сердце, легкие, трахея и пищевод. Поясничный отдел позвоночника образован пятью массивными поясничными позвонками. Все пять крестцовых позвонков срастаются в единый крестец, прочно соединенный с тазовыми костями. Такая мощная конструкция образовалась при переходе к прямохождению, чтобы обеспечить опору телу, и характерна только для человека. Окончательное срастание крестцовых позвонков происходит обычно к 18- 20 годам. Верхушка крестца соединяется с копчиком. Копчиковый отдел позвоночника у человека образован 4-5 маленькими сросшимися позвонками. Как вам уже известно, в связи с переходом людей к прямохождению в позвоночнике образовались четыре изгиба. Благодаря этим изгибам обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальная работа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках физической культуры. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: - Для чего необходим скелет головы? (Он защищает головной мозг от повреждений.) - Из чего состоит скелет туловища? (Из позвоночника и грудной клетки, образованной грудиной и ребрами.) - Назовите парные кости мозгового отдела черепа. (Височные, теменные.) - Из скольких позвонков состоит позвоночник? (Из 33-34 позвонков.) - Какую роль играют позвоночные изгибы? (Обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках.) - Какую функцию выполняет грудная клетка? (Защищает сердце и легкие.) |
Показывают части скелета на таблицах, называют кости черепа, называют парные и непарные кости черепа |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений |
Наблюдение, вопросы |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Обобщающая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Учебник, с. 108-110 |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |