ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
СКЕЛЕТ КОНЕЧНОСТЕЙ. НАБОРА ТОРНАЯ РАБОТА № 5 ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ КОСТЕЙ
| Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления со строением скелета конечностей, изучения внешнего строения костей | 
| Тип, вид урока | Комплексное применение знаний, умений, навыков | 
| Планируемые предметные результаты | Обучающийся будет знать особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека; распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека; характеризовать особенности строения скелета человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни | 
| Личностные результаты | Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности | 
| Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) | Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации | 
| Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) | 
| Понятия и термины | Скелет поясов конечностей, скелет свободных конечностей | 
| Оборудование | Муляжи костей конечностей, схемы скелета человека, схемы поясов конечностей и скелета свободных конечностей | 
| Образовательные ресурсы | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Кости скелета. -Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3- a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81758/?interface=pupil&class=50&subject=29 | 
Организационная структура урока
| Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Текущий контроль | |
| осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
| I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала | Фронтальная беседа, фронтальный контроль | Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. - Для чего необходим скелет головы? (Он защищает головной мозг от повреждений.) - Из чего состоит скелет туловища? (Из позвоночника и грудной клетки.) - Назовите парные кости мозгового отдела черепа. (Височные, теменные.) - Какие особенности строения позвоночника обеспечивают его упругость? (Тела позвонков полуподвижно соединены между собой через хрящевые межпозвоночные диски и удерживаются при помощи многочисленных связок. Благодаря такому соединению большая часть позвоночника является упругой и гибкой.) - Из скольких позвонков состоит позвоночник? (Из 33-34 позвонков.) - Какую роль играют позвоночные изгибы? (Обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках.) - Какую функцию выполняет грудная клетка? (Защищает сердце и легкие.) - Какое строение имеют позвонки? (Позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Дуги позвонков замыкают позвоночные отверстия, образуя позвоночный канал.) - Какие типы костей различают? (Трубчатые кости, плоские, смешанные.) - Приведите примеры трубчатых костей. (Плечевая, бедренная, локтевая.) - Что из себя представляет надкостница? (Это тонкая соединительнотканная оболочка, которая сращена с костью.) - Что такое эпифизы? (Это концевые утолщения костей, в которых находится красный костный мозг.) Учитель может организовать проверку знаний обучающихся, используя схемы скелета человека, на которых учащиеся должны подписать части скелета, типы костей, названия костей | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников | Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой | Устные ответы на вопросы учителя | 
| II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику | Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. - Давайте вспомним, какие движения в течение дня вы выполняли. (Потягиваемся, встаем на ноги, идем, приседаем, берем одежду из шкафа, чистим зубы, одеваемся, застегиваем молнию на портфеле, листаем учебники, пишем сообщения в телефоне, делаем записи в тетради, держим ложку, вилку’ и т. д.) - Совершенно верно, перечислять виды движений мы можем еще долго. Благодаря чему мы совершаем столько разных движений? (Благодаря пальцам, рукам, ногам.) - Сегодня более подробно рассмотрим не только скелет свободных конечностей, которые мы привыкли называть руками и ногами, но и те образования скелета, которые нам помогают наши руки и ноги приводить в движение. Кроме этого, рассмотрим внешнее строение костей | Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников | Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи | Устные ответы на вопросы учителя | 
| III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией | Беседа “Скелет конечностей”. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. - Скелет конечностей состоит из двух составляющих: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Скелет плечевого пояса нужен для соединения скелета руки со скелетом туловища. В состав скелета пояса верхней конечности входят две лопатки и две ключицы. Лопатки - плоские треугольные кости, расположенные на задней стороне грудной клетки. Ключицы соединены с грудиной и лопаткой. Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, костями предплечья (локтевой и лучевой) и костями кисти. Плечевая кость соединяется с лопаткой и образует плечевой сустав. Скелет кисти образован большим количеством мелких костей. В скелете кисти различают следующие отделы: запястье, пясть и фаланги пальцев. Скелет тазового пояса является поясом нижних конечностей. Тазовый пояс образуется за счет срастания двух подвздошных, двух седалищных и двух лобковых костей. Он служит для соединения скелета ноги с позвоночником. Тазовые кости соединяются с крестцом в очень прочную конструкцию - таз. Он поддерживает и защищает внутренние органы, расположенные в брюшной полости. Скелет свободной нижней конечности образован бедренной костью, костями голени (большой и малой берцовыми) и костями стопы. Кости стопы подразделяются на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев. У человека стопа сводчатая, чтобы смягчать толчки, возникающие при ходьбе, беге | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию. На таблице показывают кости скелета конечностей | Устные ответы на вопросы учителя | 
| IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Выполнение лабораторной работы | Контролирует выполнение лабораторной работы “Изучение внешнего строения костей”. Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль. Организует обсуждение способов решения, поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках физкультуры. Наводящими вопросами помогает выявить причинно- следственные связи между строением костей и их функциями (самая крупная кость человека - бедренная; ей необходимо удерживать практически весь вес человека). Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, рассматривают и выделяют особенности строения костей | Изучение внешнего строения костей, формулировка выводов | Выполнение заданий | 
| V. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная работа | - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? | Отвечают на вопросы | Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию | Устные ответы | 
| VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции | Обобщающая беседа | Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки | Осуществляют самоанализ деятельности | Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Устные ответы | 
| Домашнее задание | Учебник, с. 110-115. Дополнительно: составить презентацию по теме “Скелет” | Записывают задание | Читают задание. Задают уточняющие вопросы | Наблюдение | |