МЫШЦЫ. РАБОТА МЫШЦ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7 ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА УТОМЛЕНИЕ МЫШЦ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

МЫШЦЫ. РАБОТА МЫШЦ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7 ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА УТОМЛЕНИЕ МЫШЦ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования знаний об опорно-двигательной системе, представлений о строении и работе мышц, для ознакомления с условиями, необходимыми для функционирования мышц

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится называть последствия гиподинамии; описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц; распознавать на таблицах основные группы мышц человека; раскрывать сущность биологического процесса работы мышц; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц; приводить примеры мышц-сгибателей и мышц-разгибателей; перечислять повреждения опорно-двигательной системы

Личностные

результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Мышца, мышечное волокно, миозин, актин, динамическая работа, статическая работа

Оборудование

Модели скелета человека, иллюстрации и муляжи мышц человека, мультимедийный проектор, презентация, груз массой 500 г

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Работа мышц. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81761/?interface=pupil&class=50&subject=29

(в каталоге “Для ученика” выбрать предмет “Биология. 8 класс”. Набор цифровых ресурсов к учебнику Сонина Н. И.)

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль:

- Из каких частей состоит опорно-двигательная система? (Из скелета и мышц.)

- Каковы особенности строения мышечной ткани? (Мышечная ткань способна возбуждаться и сокращаться; клетки содержат по нескольку ядер, сократительные волокна.)

- Какие типы мышечной ткани выделяют? (Гладкая, поперечнополосатая, поперечнополосатая сердечная.)

- Где находятся и какие функции выполняет гладкая мышечная ткань?

(Гладкая мышечная ткань образует стенки сосудов и внутренних органов; благодаря ей сокращаются сосуды и происходит сокращение стенок желудка и кишечника.)

- Какая ткань образует мышцы? (Поперечнополосатая мышечная ткань - основа мышц.)

Проводит фронтальный контроль в виде тестирования

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Устные ответы на вопросы учителя, фронтальная работа, тестирование, наблюдение

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа. Работа в рабочей тетради

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Всевозможные движения мы совершаем каждый день. Благодаря деятельности мышц мы двигаемся, работаем руками, приводим в нужное положение части тела. При необходимости мы можем задержать дыхание или сделать глубокий вдох. Как происходит работы мышц, благодаря какому строению работа мышц возможна - обо всем этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему:

- Вам на дачу привезли кирпичи для строительства бани. Но вот незадача - машина может доехать только до ворот дачи, а еще на 50 метров необходимо вручную переносить кирпичи. При каком ритме работы быстрее наступает усталость мышц: при работе в быстром темпе с маленькой нагрузкой? Или при работе в медленном темпе с большой нагрузкой? Как грузчикам необходимо носить груз, чтобы утомление мышц наступило как можно позже?

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа “Мышцы. Работа мышц”.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе).

- Как сегодня уже было сказано, мышечная ткань бывает трех типов: поперечнополосатая скелетная, поперечнополосатая сердечная, гладкая. Мышцы, соединенные с костями скелета, называют скелетной Мускулатурой. Давайте попробуем выделить функции скелетных мышц. Учитель дает время на размышление:

- У вас есть 1 минута, чтобы подумать и записать вкратце ответ. Организует проверку:

- Скелетные мышцы выполняют в организме следующие функции: передвижение человека и частей его тела, поддержание позы, дыхательные движения, жевание, глотание, мимика лица, защита внутренних органов.

- Видно, что мышцы выполняют большое количество функций, в связи с этим на долю мышц взрослого человека приходится до 35 % массы тела. И до 50 % массы тела у тренированных людей, спортсменов.

В теле человека различают до 600 мышц. Основой скелетных мышц является поперечнополосатая мышечная ткань. Она состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечную исчерченность волокон, способных сокращаться. Внутри каждого волокна располагаются тонкие сократительные нити - миофибриллы. Они состоят из сократительных белков двух видов - актина и миозина. Волокна собраны в пучки, каждый из которых покрыт оболочкой из соединительной ткани. Пучки, в свою очередь, собраны в скелетную мышцу и тоже покрыты общей соединительнотканной оболочкой - фасцией. На концах мышц эта оболочка утолщается и превращается в сухожилия. Они прикрепляют мышцы к костям.

Формулирует задание:

- Используя текст учебника, выделите группы мышц, запишите примеры. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения упражнения:

- Первая группа - мышцы головы и шеи. Мышцы головы по функциям делят на жевательные и мимические. Жевательные мышцы необходимы для механического измельчения и перемешивания пищи, то есть пережевывания. Мимические мышцы осуществляют открывание и закрывание глаз, придают лицу определенное выражение, а также необходимы для произнесения некоторых звуков. Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи.

Вторая группа - мышцы спины. Они осуществляют движения головы, шеи, лопаток, приподнимают и опускают руки. Основная функция мышц спины заключается в том, что они поддерживают вертикальное положение тела.

Следующая группа - мышцы груди. Одни из них участвуют в движениях рук, другие называются межреберными мышцами, они поднимают и опускают ребра при дыхании.

Мышцы живота образованы брюшным прессом. Эти мышцы необходимы для поворотов туловища в стороны и наклонов. К мышцам живота относят также диафрагму, которая разделяет полость тела на грудную и брюшную полости и принимает участие в дыхательных движениях. Мышцы плечевого пояса и мышцы руки обеспечивают перемещения и движения руки. Тазовые мышцы обеспечивают движение бедра. Мышцы голени необходимы для движения стопы, а мышцы стопы сгибают и разгибают пальцы ног.

Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации:

- На основе выполняемых движений различают мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели. Мышцы, которые совместно участвуют в каком-либо движении сустава, называют синергистами, а мышцы, участвующие в движении этого же сустава в противоположном направлении, - антагонистами. Например, двуглавая мышца в локтевом суставе является сгибателем, а трехглавая мышца является разгибателем. По отношению друг к другу они являются мышцами-антагонистами.

- Почему люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны хорошо питаться? (Физическая работа требует большого количества энергии.)

- Да, работа мышц требует больших затрат энергии, которая выделяется при биологическом распаде питательных веществ, поступающих в организм вместе с пищей.

Следует ли выполнять физические упражнения? И к чему может привести малоактивный образ жизни? (Да, следует; при малой активности мышцы постепенно разрушаются, и человеку становится сложно выдерживать большие физические нагрузки; малоактивный образ жизни может привести к ожирению.)

- Состояние мышечной системы зависит от количества выполняемой мышцами работы. Чем чаще и регулярнее работает мышца, тем больше в ней формируется мышечных волокон. Таким образом, систематические тренировки способствуют увеличению объема мышц, их силы и работоспособности. Длительная бездеятельность мышц, наоборот, ведет к разрушению мышечных волокон и потере работоспособности - атрофии мышц.

Поэтому необходимо соблюдать правила здорового образа жизни. Давайте попробуем их назвать. (Делать зарядку, посещать фитнес, ходить пешком, кататься на велосипеде, плавать в бассейне, вести активный образ жизни.)

- Совершенно верно, я думаю, вы с удовольствием выполняете и будете выполнять эти правила здоровья.

Движения мышц, происходящие по желанию человека, называют произвольными. Они контролируются головным мозгом. Мы можем поднять руку, задержать дыхание. Непроизвольные движения осуществляются рефлекторно, например в ответ на прикосновение к горячему предмету.

Как мы уже выяснили, мышцы выполняют разные виды работы. Работа может привести в утомлению мышц, что скажется на их работоспособности. Существует два вида работы мышц: динамическая и статическая. Как вы думаете, чем они отличаются? (Динамическая - движение; статическая - неподвижно.)

- Динамическая работа осуществляется в движении, когда мы идем, бежим, совершаем какие-либо движения конечностями. Статическая работа заключается в том, что необходимо удерживать тело или его часть в определенном положении. Например, когда мы несем что-то в руке.

- Что вы ощущаете, если долго бежите, совершаете физическую нагрузку? (Усталость.)

- Явление, при котором наблюдается снижение работоспособности мышц, называется мышечным утомлением. Скорость развития утомления зависит от характера работы, от величины нагрузки и ритмичности движений. При отдыхе работоспособность мышц возвращается. И. М. Сеченов указал на то, что восстановление мышц происходит при чередовании нагрузок, то есть при активном отдыхе.

- С чем связана утомляемость мышц? (Заканчивается энергия.)

- Утомляемость мышц связана с накоплением продуктов обмена веществ в мышцах, отсутствием энергии и утомлением нейронов в нервной системе.

Пришло время установить, при каком ритме работы быстрее всего наступает утомляемость мышц? (При среднем темпе и средней нагрузке.)

- Утомление и восстановление работоспособности - нормальные физиологические явления, которые являются естественным защитным механизмом, предотвращающим нарушение работы всего организма

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Соотносят с ранее изученным материалом.

Выделяют и записывают необходимую информацию

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости постоянной физической нагрузки с целью профилактики атрофии мышц. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между динамической и статической работой и утомляемостью мышц. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Помогает формулировать выводы на основе проделанной лабораторной работы

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, высказывают свое мнение

Формулируют выводы о влиянии динамической и статической работы на утомляемость мышц

Наблюдение

V. Рефлексия учебной деятельности

Обобщающая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 116-121

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Лабораторная работа № 7 “Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц”

Цель: сравнить влияние динамической и статической работы на утомляемость мышц.

Ход работы.

1. Возьмите груз массой 0,5 кг (можно использовать пластиковую бутылку объемом 0,5 л, наполненную водой) и держите его на вытянутой руке на уровне плеч. Отметьте время, когда наступит утомление: рука начнет опускаться, дрожать и совсем опустится.

2. После отдыха возьмите тот же груз в руку и поднимайте его на уровень плеч и опускайте вниз. Отметьте время наступления утомления в этом случае.

3. Сделайте вывод о влиянии динамической и статической работы на утомляемость мышц. С чем это связано?

Тестирование по теме “Строение костей, кости скелета”

Вариант I

Вариант II

Часть А. Выберите один правильный вариант ответа.

1. К какому виду тканей относится костная ткань?

1) К эпителиальной ткани.

2) К соединительной ткани.

3) К мышечной ткани.

4) К проводящей.

2. Какие вещества обеспечивают твердость и упругость кости?

1) Неорганические вещества.

2) Органические вещества.

3) Неорганические - твердость, органические - эластичность.

4) Соли фосфора и кальция.

3. Какие функции выполняет красный костный мозг?

1) Кроветворный орган.

2) Депо крови.

3) Часть нервной системы.

4) Запасает органические вещества.

4. К какой группе относятся данные кости: грудина, кости запястья и предплюсны?

1) Трубчатые.

2) Губчатые.

3) Плоские.

4) Смешанные кости.

5. Какие непарные кости находятся в мозговом отделе черепа человека?

1) Височная, теменная.

2) Лобная, теменная.

3) Затылочная, теменная.

4) Затылочная, лобная.

Часть А. Выберите один правильный вариант ответа.

1. Скелет человека состоит из отделов:

1) скелета головы;

2) скелета туловища;

3) скелета конечностей;

4) верны все ответы.

2. Скелет свободной верхней конечности образуют:

1) плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти;

2) лопатка и ключица;

3) бедренная кость, малая и большая берцовые кости, кости стопы;

4) ребра и грудина.

3. Что защищает от повреждений спинной мозг?

1) Черепная коробка;

2) позвоночник;

3) грудная клетка;

4) лопатки.

4. Неподвижное соединение костей называется:

1) стык;

2) сустав;

3) шов;

4) хрящ.

5. Кости состоят из ткани:

1) эпителиальной;

2) мышечной;

3) нервной;

4) соединительной.

Часть В.

В1. Из данного перечня выберите кости, которые относятся:

A) к скелету верхней конечности;

Б) скелету пояса нижней конечности;

B) скелету туловища.

1. Кости стопы.

2. Кости голени.

3. Кости предплечья.

4. Лобная кость.

5. Ключицы.

6. Кость плеча.

7. Ребра.

8. Теменная кость.

9. Лопатки.

10. Бедренная кость.

11. Кости кисти.

12. Тазовые кости.

13. Грудина.

С1. Назовите кости под номерами 1, 2, 5, 6, 22, 15

Часть В.

В1. Из данного перечня выберите кости, которые относятся:

A) к скелету нижней конечности;

Б) скелету пояса верхней конечности;

B) скелету черепа.

1. Кости стопы.

2. Кости голени.

3. Кости предплечья.

4. Лобная кость.

5. Ключицы.

6. Кость плеча.

7. Ребра.

8. Теменная кость.

9. Лопатки.

10. Бедренная кость.

11. Кости кисти.

12. Тазовые кости.

13. Грудина.

С1. Назовите кости под номерами 3, 4, 7, 8, 17, 20





Ответы к тесту:

Вариант I

Вариант II

Часть A. 1.2. 2.1. 3.1. 4.3. 5.4.

B1. A) 3, 6, 11. Б) 1, 2. B) 7, 13.

C1. 1 - лобная, 2 - позвонок, 5 - грудина, 6 - плечевая, 22 - ребра, 15 - бедренная

Часть А. 1.4. 2.1. 3.2. 4.3. 5. 4.

В1. А) 1, 2, 10. Б) 5, 9. В) 4, 8.

С1. 3 - ключица, 4 - лопатка, 7 - лучевая, 8 - локтевая, 17 - большая берцовая, 20 - кости стопы






Для любых предложений по сайту: [email protected]