ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК, ВЫВИХАХ СУСТАВОВ И ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ И РОСТА СВОЕГО ОРГАНИЗМА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК, ВЫВИХАХ СУСТАВОВ И ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ И РОСТА СВОЕГО ОРГАНИЗМА

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с основными приемами оказания первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, нарушений осанки, оказания первой помощи при травмах; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

Личностные

результаты

Будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Тугая повязка, шина, холодный компресс

Оборудование

Бинт, шина, таблицы с иллюстрациями травм

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль:

- Назовите основные функции скелета. (Защита внутренних органов, опора организма, обмен веществ, движение.)

- Из каких отделов состоит скелет туловища? (Из позвоночника и грудной клетки, образованной грудиной и ребрами.)

- Какие парные кости составляют мозговой отдел черепа? (Височные, теменные.)

- Благодаря каким особенностям строения позвоночника обеспечивается его упругость? (Тела позвонков полуподвижно соединены между собой через хрящевые межпозвоночные диски и удерживаются при помощи многочисленных связок. Благодаря такому соединению большая часть позвоночника является упругой и гибкой.)

- Из скольких позвонков состоит позвоночник? (Из 33-34 позвонков.)

- Какую роль играют позвоночные изгибы? (Обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках.)

- Из каких отделов состоит скелет человека? Какие функции выполняет скелет?

- Опишите химический состав костей. (В своем составе кости имеют неорганические и органические вещества. На долю неорганических веществ приходится до 70 % сухой массы. Органические вещества отвечают за эластичность и упругость кости, а неорганические - за твердость. В костях находится основной запас минеральных солей: соединений кальция, фосфора.)

- Благодаря чему кости могут срастаться и расти?

- Какие соединения костей вы знаете? Приведите примеры.

- Какую функцию выполняет грудная клетка?

- Какое строение имеют позвонки?

- Что из себя представляет надкостница?

- Что такое эпифизы?

- Из каких костей состоит пояс верхних конечностей? (Из лопатки и ключицы.)

- Назовите кости свободной нижней конечности. (Бедренная кость, большая и малая берцовые, кости стопы.)

- Что собой представляет таз? Какую функцию он выполняет? (Тазовый пояс образуется за счет срастания двух подвздошных, двух седалищных и двух лобковых костей. Он служит для соединения скелета ноги с позвоночником.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя, самостоятельная работа

II. Мотивация к изучению нового материала.

Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради

Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- В жизни бывают случаи, когда в походе, на даче или даже дома, оступившись или поскользнувшись, мы можем повредить ногу: растянуть связки, вывихнуть сустав. А самое страшное - сломать кость. В классе найдется хоть один ученик, который на протяжении месяца, а иногда и дольше носил гипс. Возможно, таких найдется даже больше. Для того чтобы при подобных обстоятельствах мы с вами могли оказать первую помощь - при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей, - нам необходимо этому научиться.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа “Первая помощь”.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику.

Работа с таблицей

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни (соблюдение правил техники безопасности и поведения). Рассказ учителя должен сопровождаться иллюстрациями вывихов, переломов, растяжений. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации:

- Из курса ОБЖ вам известно о том, какую доврачебную помощь оказывают при травмах. Давайте вспомним. У вас есть 1 минута для того, чтобы вспомнить, какие меры необходимо предпринять. (Если перелом открытый, в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Далее надо уменьшить боль, наложив рядом с переломом холодный компресс, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела. Перед транспортировкой подготовить пострадавшего.)

- При любых видах травм возникает боль. Поэтому только на основании появления боли нет возможности различить вид травмы. Как же установить вид травмы: вывих это, растяжение или перелом? (При переломе может деформироваться кость, вообще не можешь пошевелить конечностью; при вывихах и растяжениях чаще всего болит область сустава.)

- Заполните таблицу:

КАК РАСПОЗНАТЬ ТРАВМУ

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Заполняют таблицу.

Тренируются накладывать шины, перебинтовывать поврежденную конечность

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

Перелом

Вывих

Растяжение




- Используя текст учебника и ЭОР, заполните таблицу.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. Организует коллективную проверку выполнения упражнения (см. Ресурсный материал к уроку).

- Назовите причины травматизма среди детей. (На улице: упал, когда катался на велосипеде. В школе: толкнули - упал; не соблюдал технику безопасности на уроках физической культуры.)

- Среди видов детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором - уличный, на третьем - школьный. Первая причина - пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Перебегая дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора для пешеходов, можно оступиться, упасть, может задеть или сбить машина. Вторая причина травматизма - повышенная двигательная активность. Это биологическая потребность детского организма в движении. Однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого, локтевого суставов, переломами конечностей. Третья причина травм среди подростков связана с недостаточной внимательностью. Увлекшись игрой, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других. Нередко переломы или вывихи конечностей происходят во время уроков физкультуры. Играете ли вы в волейбол или баскетбол, необходимо соблюдать правила игры, не толкаться и не ставить подножки.

Далее учитель организует работу обучающихся с иллюстрациями, на которых изображены виды травм и оказание ПМП. Показывает, как необходимо накладывать шину, как обеспечить неподвижность сломанной конечности. Указывает на необходимость наложения холодного компресса

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Лабораторная работа “Измерение массы и роста своего организма”

Учитель подготавливает таблицу соотношения роста и массы тела подростков, приводит статистические данные о средних показателях. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках физической культуры, о необходимости уметь применять правила первой помощи при вывихах, переломах

Измеряют массу своего организма, свой рост

Делают выводы на основе наблюдений

Выполнение заданий

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Прочитать записи по тетради

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

КАК РАСПОЗНАТЬ ТРАВМУ

Перелом

Вывих

Растяжение связок

Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений. Нарушение формы и длины (если это конечность), искривление. Для точного диагноза необходим рентген

Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движения в суставе (сразу после травмы)

Боль. Быстро растущий, иногда синюшный отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний






Для любых предложений по сайту: [email protected]