ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК, ВЫВИХАХ СУСТАВОВ И ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ И РОСТА СВОЕГО ОРГАНИЗМА
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления с основными приемами оказания первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей |
Тип, вид урока |
Комплексное применение знаний, умений, навыков |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, нарушений осанки, оказания первой помощи при травмах; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни |
Личностные результаты |
Будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Тугая повязка, шина, холодный компресс |
Оборудование |
Бинт, шина, таблицы с иллюстрациями травм |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль: - Назовите основные функции скелета. (Защита внутренних органов, опора организма, обмен веществ, движение.) - Из каких отделов состоит скелет туловища? (Из позвоночника и грудной клетки, образованной грудиной и ребрами.) - Какие парные кости составляют мозговой отдел черепа? (Височные, теменные.) - Благодаря каким особенностям строения позвоночника обеспечивается его упругость? (Тела позвонков полуподвижно соединены между собой через хрящевые межпозвоночные диски и удерживаются при помощи многочисленных связок. Благодаря такому соединению большая часть позвоночника является упругой и гибкой.) - Из скольких позвонков состоит позвоночник? (Из 33-34 позвонков.) - Какую роль играют позвоночные изгибы? (Обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках.) - Из каких отделов состоит скелет человека? Какие функции выполняет скелет? - Опишите химический состав костей. (В своем составе кости имеют неорганические и органические вещества. На долю неорганических веществ приходится до 70 % сухой массы. Органические вещества отвечают за эластичность и упругость кости, а неорганические - за твердость. В костях находится основной запас минеральных солей: соединений кальция, фосфора.) - Благодаря чему кости могут срастаться и расти? - Какие соединения костей вы знаете? Приведите примеры. - Какую функцию выполняет грудная клетка? - Какое строение имеют позвонки? - Что из себя представляет надкостница? - Что такое эпифизы? - Из каких костей состоит пояс верхних конечностей? (Из лопатки и ключицы.) - Назовите кости свободной нижней конечности. (Бедренная кость, большая и малая берцовые, кости стопы.) - Что собой представляет таз? Какую функцию он выполняет? (Тазовый пояс образуется за счет срастания двух подвздошных, двух седалищных и двух лобковых костей. Он служит для соединения скелета ноги с позвоночником.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя, самостоятельная работа |
||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради |
Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока: - В жизни бывают случаи, когда в походе, на даче или даже дома, оступившись или поскользнувшись, мы можем повредить ногу: растянуть связки, вывихнуть сустав. А самое страшное - сломать кость. В классе найдется хоть один ученик, который на протяжении месяца, а иногда и дольше носил гипс. Возможно, таких найдется даже больше. Для того чтобы при подобных обстоятельствах мы с вами могли оказать первую помощь - при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей, - нам необходимо этому научиться. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа “Первая помощь”. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику. Работа с таблицей |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни (соблюдение правил техники безопасности и поведения). Рассказ учителя должен сопровождаться иллюстрациями вывихов, переломов, растяжений. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации: - Из курса ОБЖ вам известно о том, какую доврачебную помощь оказывают при травмах. Давайте вспомним. У вас есть 1 минута для того, чтобы вспомнить, какие меры необходимо предпринять. (Если перелом открытый, в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Далее надо уменьшить боль, наложив рядом с переломом холодный компресс, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела. Перед транспортировкой подготовить пострадавшего.) - При любых видах травм возникает боль. Поэтому только на основании появления боли нет возможности различить вид травмы. Как же установить вид травмы: вывих это, растяжение или перелом? (При переломе может деформироваться кость, вообще не можешь пошевелить конечностью; при вывихах и растяжениях чаще всего болит область сустава.) - Заполните таблицу: КАК РАСПОЗНАТЬ ТРАВМУ |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Заполняют таблицу. Тренируются накладывать шины, перебинтовывать поврежденную конечность |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
||
Перелом |
Вывих |
Растяжение |
|||||
- Используя текст учебника и ЭОР, заполните таблицу. Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. Организует коллективную проверку выполнения упражнения (см. Ресурсный материал к уроку). - Назовите причины травматизма среди детей. (На улице: упал, когда катался на велосипеде. В школе: толкнули - упал; не соблюдал технику безопасности на уроках физической культуры.) - Среди видов детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором - уличный, на третьем - школьный. Первая причина - пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Перебегая дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора для пешеходов, можно оступиться, упасть, может задеть или сбить машина. Вторая причина травматизма - повышенная двигательная активность. Это биологическая потребность детского организма в движении. Однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого, локтевого суставов, переломами конечностей. Третья причина травм среди подростков связана с недостаточной внимательностью. Увлекшись игрой, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других. Нередко переломы или вывихи конечностей происходят во время уроков физкультуры. Играете ли вы в волейбол или баскетбол, необходимо соблюдать правила игры, не толкаться и не ставить подножки. Далее учитель организует работу обучающихся с иллюстрациями, на которых изображены виды травм и оказание ПМП. Показывает, как необходимо накладывать шину, как обеспечить неподвижность сломанной конечности. Указывает на необходимость наложения холодного компресса |
|||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Лабораторная работа “Измерение массы и роста своего организма” |
Учитель подготавливает таблицу соотношения роста и массы тела подростков, приводит статистические данные о средних показателях. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках физической культуры, о необходимости уметь применять правила первой помощи при вывихах, переломах |
Измеряют массу своего организма, свой рост |
Делают выводы на основе наблюдений |
Выполнение заданий |
||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Обобщающая беседа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
||
Домашнее задание |
Прочитать записи по тетради |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
КАК РАСПОЗНАТЬ ТРАВМУ
Перелом |
Вывих |
Растяжение связок |
Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений. Нарушение формы и длины (если это конечность), искривление. Для точного диагноза необходим рентген |
Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движения в суставе (сразу после травмы) |
Боль. Быстро растущий, иногда синюшный отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний |