РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ АППАРАТА ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ АППАРАТА ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о необходимости двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека; научится использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы, находить в тексте учебника информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Динамическая работа, статическая работа, мышечное утомление

Оборудование

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Работа мышц. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3- a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/8176 l/?interface=pupil&class=50&subject=29

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a4-a000-4ddd- Ь736-200046Ь1db58/81810/

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль, индивидуальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль.

- Назовите основные функции скелета. Из каких отделов состоит скелет туловища? (Из позвоночника и грудной клетки.)

- Какие парные кости составляют мозговой отдел черепа? (Височные, теменные.)

- Благодаря каким особенностям строения позвоночника обеспечивается его упругость? (Тела позвонков полуподвижно соединены между собой через хрящевые межпозвоночные диски и удерживаются при помощи многочисленных связок. Благодаря такому соединению большая часть позвоночника является упругой и гибкой.)

- Из скольких позвонков состоит позвоночник? (Из 33-34 позвонков.)

- Какую роль играют позвоночные изгибы? (Обеспечивается надежная амортизация головного мозга при ходьбе, беге, прыжках.)

- Из каких отделов состоит скелет человека? Какие функции выполняет скелет?

- Опишите химический состав костей.

- Благодаря чему кости могут срастаться и расти?

- Какие соединения костей вы знаете? Приведите примеры.

- Какую функцию выполняет грудная клетка?

- Какое строение имеют позвонки?

- Что из себя представляет надкостница?

- Что такое эпифизы?

- Из каких костей состоит пояс верхних конечностей?

- Назовите кости нижней конечности.

- Что собой представляет таз? Какую функцию он выполняет?

- Как можно предупредить развитие искривления позвоночника? (Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Нельзя носить тяжелый портфель в одной руке, его необходимо перекладывать из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями.)

- Что такое плоскостопие и как его предупредить?

- Назовите основные меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. (Необходимо выполнять физические упражнения, носить рюкзак, ходить босиком, носить свободную обувь, принимать витамины и правильно питаться.)

- Есть ли необходимость соблюдения правил здорового образа жизни и мер профилактики? (Да, для того чтобы быть здоровым.)

- Назовите основные функции скелетных мышц. (Скелетные мышцы выполняют в организме следующие функции: передвижение человека и частей его тела, поддержание позы, дыхательные движения, жевание, глотание, мимика лица, защита внутренних органов.)

- Что является основой скелетных мышц? (Основой скелетных мышц является поперечнополосатая мышечная ткань.)

- Из чего состоят мышечные волокна? (Внутри каждого волокна располагаются тонкие сократительные нити — миофибриллы. Они состоят из сократительных белков двух видов - актина и миозина.)

- Назовите группы мышц, их представителей и выполняемые ими функции. (Ответ см. в уроке 31.)

- Почему люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны хорошо питаться? (Физическая работа требует большого количества энергии.)

- Следует ли выполнять физические упражнения? И к чему может привести малоактивный образ жизни? (Да, следует; при малой активности мышцы постепенно разрушаются, и человеку становится сложно выдерживать большие физические нагрузки; малоактивный образ жизни может привести к ожирению.)

- Что такое мышечное утомление? (Явление, при котором наблюдается снижение работоспособности мышц, называется мышечным утомлением.)

- С чем связана утомляемость мышц? (Утомляемость мышц связана с накоплением продуктов обмена веществ в мышцах, отсутствием энергии и утомлением нейронов в нервной системе.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя. Выполнение заданий

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Беседа по вопросам

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Выдвигает проблему. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Предлагает сравнить строение тела тренированного и нетренированного человека; показывает скелет прямого и искривленного позвоночника.

- Что необходимо делать для того, чтобы иметь красивое, натренированное тело, а не обвисшие ткани и мышцы? Что предпринимать для того, что иметь красивую осанку и хорошую походку?

- Как искривление позвоночника связано с болезнью внутренних органов? Почему среди людей, занимающихся неподвижной работой, чаще наблюдаются заболевания сердечно-сосудистой системы? К чему может привести малоактивный образ жизни? Обо всем об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здоровья. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации.

- Какие структуры осуществляют движение у человека? (Опорно-двигательная система, которая состоит из скелета и мышц.)

- Совершенно верно, опорно-двигательная система обеспечивает не только двигательную, но и защитную функции. Регуляция работы скелетных мышц осуществляется нейрогуморальным путем. Работа мышц требует больших затрат энергии. Систематические тренировки способствуют увеличению объема мышц, их силы и работоспособности, а это, в свою очередь, влияет на физическое развитие всего организма. Утомление мышц и их постепенное восстановление после отдыха - нормальные физиологические явления, которые являются естественным защитным механизмом, предотвращающим нарушение работы всего организма.

Гиподинамия - это настоящая болезнь современных людей, характеризующаяся снижением двигательной активности. Почему же проблема гиподинамии стала такой актуальной в последнее время? К чему может привести малоактивный образ жизни? У вас будет 5 минут для того, чтобы подумать и записать основные последствия гиподинамии. Учитель контролирует выполнение работы. Организует взаимопроверку в парах, а затем коллективную проверку выполнения упражнения.

- Происходят атрофические изменения в мышцах, костной ткани; нарушается обмен веществ, снижается синтез белка; снижается работоспособность организма; наблюдается ожирение; у детей гиподинамия может привести к неправильному формированию организма; деформируется позвоночник; развивается лень и др. В результате гиподинамии атрофируется сердечная мышца, развиваются заболевания сердечнососудистой системы, нарушается кровообращение, к органам и тканям приходит мало кислорода, от чего особенно страдает головной мозг.

- Какие меры необходимо предпринимать для того, чтобы избежать развития гиподинамии и ее последствий? Вам также будет дано 5 минут для того, чтобы подумать и записать свои мысли.

Контролирует выполнение работы, организует взаимопроверку в парах, а затем коллективную проверку выполнения упражнения.

- У взрослых: увеличение физической активности - посещать бассейн, спортзал, заниматься фитнесом, аэробикой, танцами. Устраивать походы в лес, катание на лыжах и велосипеде.

Для детей можно предпринять следующие меры: обязательное посещение уроков физической культуры в школе, делать зарядку, чаще находиться на свежем воздухе, посещать секции и спортивные кружки; можно заниматься, и не обязательно профессионально, гимнастикой, танцами.

- Опорно-двигательная система отличается особой надежностью и прочностью. Она выдерживает огромные нагрузки, но нельзя забывать о необходимости профилактики травматизма. Под травматизмом понимают совокупность травм у определенных групп населения. Различают два основных вида травматизма: 1) производственный (на рабочем месте) и 2) непроизводственный (бытовой, транспортный, спортивный и др.) травматизм.

Чаще всего травматизм наблюдается у лиц молодого возраста (дети, подростки, молодежь), среди мужского населения и у пожилых людей.

- С чем связано возрастание травматизма у пожилых людей? (С возрастом скелет становится хрупким и подверженным переломам; пожилые люди не могут резко реагировать на происходящее; у них слабые мышцы, они могут упасть.)

- Основой профилактики травматизма является соблюдение правил техники безопасности в школе, на улице, на уроках физической культуры и на работе

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Записывают, рассуждают

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию.

Выделяют последствия гиподинамии

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил техники безопасности в школе, на улице, на уроках физической культуры и на работе. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между здоровым образом жизни, соблюдением правил техники безопасности и случаями травматизма. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Необходимо больше двигаться, посещать секции и спортивные кружки, заниматься гимнастикой, фитнесом, аэробикой, танцами, посещать бассейн, спортзал. Устраивать походы в лес, катание на лыжах и велосипеде. Для детей можно предпринять следующие меры: обязательное посещение уроков физической культуры в школе, дома делать зарядку

Акцентируют внимание на необходимости вести активный образ жизни

Выявление причинно-следственных связей между здоровым образом жизни, соблюдением правил техники безопасности и случаями травматизма

Устные ответы на вопросы учителя

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Итоговая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 122-126; прочитать записи в тетради; подготовиться к контрольной работе по теме “Опора и движение”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Карточки с заданиями по теме “Опорно-двигательная система”

Карточка 1

Карточка 2

1. Объясните понятия: мышцы-антагонисты, мышцы-разгибатели, диафрагма, сухожилия.

2. Рассмотрите рисунок. Объясните строение мышцы.

Ответы:

1. Мышцы-антагонисты - мышцы, которые работают в противоположном направлении, выполняют противоположные функции; мышцы-разгибатели - мышцы, которые разгибают сустав, выпрямляют конечность; диафрагма - мышца, разделяющая грудную и брюшную полости; сухожилия - это утолщения соединительнотканной оболочки - фасции, с помощью которых мышцы прикрепляются к костям.

2. Основой скелетных мышц является поперечнополосатая мышечная ткань. Она состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечную исчерченность волокон, способных сокращаться. Внутри каждого волокна располагаются тонкие сократительные нити - миофибриллы. Они состоят из сократительных белков двух видов - актина и миозина. Волокна собраны в пучки, каждый из которых покрыт оболочкой из соединительной ткани. Пучки, в свою очередь, собраны в скелетную мышцу и тоже покрыты общей соединительнотканной оболочкой - фасцией

1. Назовите отделы скелета (см. рисунок справа).

2. Какую функцию выполняет скелет?

Ответы:

1. Скелет состоит из скелета головы (черепа), скелета туловища, скелета пояса верхних конечностей, скелета пояса нижних конечностей, скелета свободной верхней конечности, скелета свободной нижней конечности.

2. Скелет выполняет следующие функции:

1) Опора тела и скелета. Опорная функция проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

2) Двигательная. Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

3) Защитная. Кости скелета защищают внутренние органы от травм.

4) Обмен веществ. В костях находится основной запас минеральных солей: соединения кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. Кроме того, в костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения






Для любых предложений по сайту: [email protected]