КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

Педагогическая цель

Создать условия для проверки качества усвоения обучающимися знаний, умений по теме “Опора и движение”

Тип, вид урока

Контроль знаний, контрольная работа

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека; научится использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы, находить в тексте учебника информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы

Личностные

результаты

Будут сформированы: навыки обучения; интеллектуальные и творческие способности; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Организационная структура урока


Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль


осуществляемые

действия

формируемые

умения


I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для решения контрольных заданий

Фронтальный опрос

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для проведения контрольной работы и выполнения заданий. Учитель может задавать наводящие вопросы, касающиеся тематики контрольной работы. Пока дежурные раздают тетради, учитель проверяет знание основных понятий, дополняет ответы и корректирует знания обучающихся

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация

Вводная беседа

Мотивирует обучающихся к написанию контрольной работы. Использует такие слова и словосочетания, как “вы молодцы”, “все знаете”, “обязательно справитесь” и др.

Ставят своей целью написание контрольной работы

Устанавливают причинно-следственные связи

Наблюдение

III. Контроль знаний.

Обеспечение контроля знаний

Контроль знаний

Контролирует выполнение тестовой работы обучающимися, сообщает о времени.

(См. Ресурсный материал к уроку.)

Выполняют задания контрольной работы

Демонстрируют внимательность, сосредоточенность, умение устанавливать причинно-следственные связи между известным и тем, что нужно найти

Выполнение заданий

IV. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока. Этап рефлексии учитель проводит на следующем уроке. После проверки контрольной работы, на этапе актуализации знаний обучающихся, проходит анализ контрольной работы и работа над ошибками

Осуществляют самоанализ деятельности

Контроль знаний и их коррекция

Письменные ответы








РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Контрольная работа по теме “Опора и движение”

Вариант I

Вариант II

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Опорно-двигательный аппарат представлен:

1) костной системой;

2) совокупностью твердых тканей, служащих опорой и защитой;

3) костной и мышечной системами;

4) мышечной системой.

2. Скелет человека включает около:

1) 150 костей; 2) 200 костей; 3) 250 костей; 4) 300 костей.

3. С возрастом позвонки срастаются в отделе:

1) шейном; 2) грудном; 3) поясничном; 4) крестцовом.

4. Парными костями черепа являются:

1) лобные и затылочные кости;

2) височные и теменные;

3) лобные и теменные;

4) только теменные.

5. К трубчатым костям относят:

1) ребро;

2) лучевую кость;

3) теменную кость;

4) позвонки.

6. Кости фаланг пальцев - это:

1) трубчатые кости;

2) губчатые кости;

3) смешанные кости;

4) плоские кости.

7. Мышцами-антагонистами называются мышцы:

1) прикрепляющиеся к разным костям;

2) производящие движение в одном направлении;

3) производящие движения в противоположных направлениях;

4) производящие движения и в одном, и в разных направлениях.

8. Основные белки, входящие в состав миофибрилл скелетных мышц, - это:

1) актин и тубулин;

2) миозин и коллаген;

3) актин и миозин;

4) кератин и коллаген.

9. Структуры, с помощью которых скелетные мышцы прикрепляются к костям:

1) миофибриллы;

2) связки;

3) сухожилия;

4) соединительнотканная оболочка.

10. Какие непарные кости находятся в мозговом отделе черепа человека?

1) Височная, теменная.

2) Лобная, теменная.

3) Затылочная, теменная.

4) Затылочная, лобная.

11. Снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы или при большой нагрузке называют:

1) замедлением;

2) утомлением;

3) усталостью;

4) торможением.

12. Какие функции выполняет красный костный мозг?

1) Кроветворный орган.

2) Депо крови.

3) Часть нервной системы.

4) Запасает органические вещества.

Часть В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Трубчатыми костями являются:

1) грудина;

2) ребро;

3) плечевая кость;

4) бедренная кость;

5) лопатка;

6) лучевая кость.

В2. Грудную клетку образуют:

1) ребра;

2) ключицы;

3) лопатки;

4) грудина;

5) грудной отдел позвоночника;

6) шейный отдел позвоночника.

В3. К мышцам туловища относятся:

1) межреберные мышцы;

2) икроножная мышца;

3) ягодичная мышца;

4) трапециевидная мышца;

5) височная мышца;

6) надчерепная мышца.

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между костями и типом, к которому они относятся.

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Скелет человека представлен:

1) костной системой;

2) совокупностью твердых тканей, служащих опорой и защитой;

3) костями и мышечной системой;

4) костями.

2. Скелет человека включает около:

1) 150 костей; 2) 200 костей; 3) 250 костей; 4) 300 костей.

3. С возрастом позвонки срастаются в отделе:

1) шейном; 2) грудном; 3) поясничном; 4) крестцовом.

4. Непарными костями черепа являются:

1) лобные и затылочные кости;

2) височные и теменные;

3) лобные и теменные;

4) только теменные.

5. К плоским костям относят:

1) ребро;

2) лучевую кость;

3) берцовую кость;

4) позвонки.

6. Кости основания черепа и позвонки - это:

1) трубчатые кости;

2) губчатые кости;

3) смешанные кости;

4) плоские кости.

7. Мышцами-синергистами называются мышцы:

1) прикрепляющиеся к разным костям;

2) производящие движение в одном направлении;

3) производящие движения в противоположных направлениях;

4) производящие движения и в одном, и в разных направлениях.

8. Основные белки, входящие в состав миофибрилл скелетных мышц, - это:

1) актин и тубулин;

2) миозин и коллаген;

3) актин и миозин;

4) кератин и коллаген.

9. Структуры, с помощью которых скелетные мышцы прикрепляются к костям:

1) миофибриллы;

2) связки;

3) сухожилия;

4) соединительнотканная оболочка.

10. Какие парные кости находятся в мозговом отделе черепа человека?

1) Височная, теменная.

2) Лобная, теменная.

3) Затылочная, теменная.

4) Затылочная, лобная.

11. Снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы или при большой нагрузке называют:

1) замедлением;

2) утомлением;

3) усталостью;

4) торможением.

12. Неподвижное соединение костей называется:

1) стык;

2) сустав;

3) шов;

4) хрящ.

Часть В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Плоскими костями являются:

1) грудина;

2) ребро;

3) плечевая кость;

4) бедренная кость;

5) кости мозгового отдела черепа;

6) лучевая кость.

В2. Скелет туловища образуют:

1) ребра;

2) лучевая кость;

3) позвоночник;

4) берцовая кость;

5) грудина;

6) теменная кость.

В3. К мышцам туловища относятся:

1) межреберные мышцы;

2) икроножная мышца;

3) ягодичная мышца;

4) трапециевидная мышца;

5) височная мышца;

6) надчерепная мышца.

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между костями и типом, к которому они относятся.

Кости

Тип кости

Кости

Тип кости

A) Затылочная кость черепа.

Б) Малая берцовая кость.

B) Тазовые кости.

Г) Локтевая кость.

Д) Височные кости черепа.

Е) Лучевая кость

1) Плоские;

2) трубчатые

A) Затылочная кость черепа.

Б) Малая берцовая кость.

B) Тазовые кости.

Г) Локтевая кость.

Д) Височные кости черепа.

Е) Лучевая кость

1) Плоские;

2) трубчатые





А

Б

В

Г

Д

Е

А

Б

В

Г

Д

Е











В5. Установите соответствие между костями и типом их соединения.


В5. Установите соответствие между костями и типом их соединения.


Кости

Тип соединения

Кости

Тип соединения

A) Позвонки в позвоночнике.

Б) Тазовые кости и крестец.

B) Фаланги пальцев.

Г) Лобная и теменная кости.

Д) Верхнечелюстные и скуловые кости.

Е) Ребра и грудина

1) Неподвижное;

2) полуподвижное;

3) подвижное

A) Позвонки в позвоночнике.

Б) Тазовые кости и крестец.

B) Фаланги пальцев.

Г) Лобная и теменная кости.

Д) Верхнечелюстные и скуловые кости.

Е) Ребра и грудина

1) Неподвижное;

2) полуподвижное;

3) подвижное





А

Б

В

Г

Д

Е

А

Б

В

Г

Д

Е











В6. Установите соответствие между костями и частью скелета, к которой они от носятся.


В6. Установите соответствие между костями и частью скелета, к которой они от носятся.


Кости

Часть скелета

Кости

Часть скелета

A) Таранная.

Б) Лучевая.

B) Бедренная.

Г) Локтевая.

Д) Ключица.

Е) Малая берцовая

1) Скелет нижних конечностей;

2) скелет верхних конечностей

A) Таранная.

Б) Лучевая.

B) Бедренная.

Г) Локтевая.

Д) Ключица.

Е) Малая берцовая

1) Скелет нижних конечностей;

2) скелет верхних конечностей





А

Б

В

Г

Д

Е

А

Б

В

Г

Д

Е











Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В7. Установите последовательность расположения отделов позвоночника сверху вниз.

А) Крестцовый; Б) поясничный; В) шейный; Г) копчиковый; Д) грудной.

Часть С. Ответьте на вопрос.

С1. К чему может привести гиподинамия?

С2. Назовите основные функции скелета

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В7. Установите последовательность расположения отделов позвоночника сверху вниз.

А) Крестцовый; Б) поясничный; В) шейный; Г) копчиковый; Д) грудной.

Часть С. Ответьте на вопрос.

С1. Назовите основные отделы скелета. Приведите примеры нескольких костей разных отделов.

С2. Какие группы мышц различают? Приведите примеры мышц разных групп



















Ответы:

Вариант I

Вариант II

Часть А

1.3. 2.2. 3.4. 4.2. 5.2. 6.1. 7.3. 8.3. 9.3. 10.4. 11.2. 13.1.

Часть В

В1. 3, 4, 6.

В2. 1, 2, 4.

В3. 1, 3, 4.

В4. 1, 2, 1, 2, 1, 2.

В5. 2, 1, 3, 1, 1, 2.

В6. 1, 2, 1, 2, 2, 1.

В7. В, Д, Б, А, Г.

Часть С

С1. Гиподинамия может привести к неправильному формированию организма; деформируется позвоночник; развивается лень и др. В результате гиподинамии атрофируется сердечная мышца, развиваются заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушается кровообращение, к органам и тканям приходит мало кислорода, от чего особенно страдает головной мозг.

С2. Защита внутренних органов, опора организма, обмен веществ, движение.

1. Опора тела и скелета проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

2. Двигательная: осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

2. Защитная: кости скелета защищают внутренние органы от травм.

4. Обмен веществ: в костях находится основной запас минеральных солей: соединения кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. Кроме того, в костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения

Часть А

1.2. 2.2. 3.4. 4.1. 5.1. 6.3. 7.2. 8.3. 9.3. 10.1. 11.2. 12.3.

Часть В

В1. 1, 2, 5.

В2. 1, 3, 4.

В3. 1, 3, 4.

В4. 1, 2, 1, 2, 1, 2.

В5. 2, 1, 3, 1, 1, 2.

В6. 1, 2, 1, 2, 2, 1.

В7. В, Д, Б, А, Г.

Часть С

С1. Скелет состоит из скелета головы (черепа), скелета туловища, скелета пояса верхних конечностей, скелета пояса нижних конечностей, скелета свободной верхней конечности, скелета свободной нижней конечности.

С2. Первая группа - мышцы головы и шеи. Мышцы головы по функциям делят на жевательные и мимические. Жевательные мышцы необходимы для механического измельчения и перемешивания пищи, пережевывания. Мимические мышцы осуществляют открывание и закрывание глаз, придают лицу определенное выражение, а также необходимы для произнесения некоторых звуков. Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи. Вторая группа - мышцы спины. Они осуществляют движения головы, шеи, лопаток, приподнимают и опускают руки. Основная функция мышц спины заключается в том, что они поддерживают вертикальное положение тела. Следующая группа - мышцы груди. Одни из них участвуют в движении рук, другие называются межреберными мышцами, они поднимают и опускают ребра при дыхании. Мышцы живота образованы брюшным прессом. Эти необходимы для поворотов туловища в стороны и наклонов. К мышцам живота относят также диафрагму, которая разделяет полость тела на грудную и брюшную полости и принимает участие в дыхательных движениях. Мышцы плечевого пояса и мышцы руки обеспечивают перемещения руки. Тазовые мышцы обеспечивают движение бедра. Мышцы голени необходимы для движения стопы, а мышцы стопы сгибают и разгибают пальцы ног






Для любых предложений по сайту: [email protected]