ИММУНИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ИММУНИТЕТ

Педагогическая цель

Сформировать представление об иммунитете, механизме иммунитета; показать роль клеток крови в борьбе организма с инфекцией

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать понятие иммунитет; научится давать определение понятию иммунитет; называть виды иммунитета; объяснять проявление иммунитета у человека; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные — научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Иммунитет, лейкоциты, фагоциты, фагоцитоз, антитела

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, индивидуальный контроль знаний

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль (см. Ресурсный материал к уроку).

- Какой состав имеет кровь? (Кровь состоит из плазмы и форменных элементов (клеток крови); на долю плазмы приходится 55—60 % объема крови, а оставшиеся 40-45 %- на долю форменных элементов. По своему составу плазма состоит из воды, белков, жиров, минеральных солей.

К форменным элементам крови относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.)

- Чем строение эритроцитов отличается от строения других клеток крови? (Они имеют форму двояковогнутого диска и не имеют ядра.)

- Какой объем крови является нормой для взрослого человека? (У взрослого мужчины примерно 5 л крови, у женщины немного меньше -4,5 л.)

- Где образуются клетки крови? (Эритроциты - в красном костном мозге, лейкоциты созревают в лимфатической системе.)

- Что такое “депо крови”? (При больших физических нагрузках или травмах, которые сопровождаются сильным кровотечением, кровь из “депо” начинает активно двигаться по сосудам.)

- Что собой представляет физиологический раствор? (Раствор хлорида натрия 0,9%-ный, что соответствует его содержанию в плазме крови, называют физиологическим раствором.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников

Устные ответы на вопросы учителя. Выполнение заданий

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цепь урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных цепей урока. Выдвигает проблему:

- Многие микроорганизмы - вирусы, бактерии, простейшие - являются возбудителями опасных заболеваний. Они постоянно находятся в окружающей нас среде: на ручке, тетради, мы трогаем руками деньги, держимся за поручни в транспорте, разговариваем, вдыхаем окружающий нас воздух. Микроорганизмы могут при этом попадать в наш организм. Но мы не обязательно заболеваем. С чем это связано? Почему одни учащиеся часто пропускают учебные занятие по болезни, а другие за целый год ни разу не пропустят занятия? Одни люди быстро выздоравливают, а у других даже после слабого сквозняка развивается простуда. Обо всем этом мы узнаем на уроке

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обращает внимание на вопросы гигиены и здоровья.

- Заболевания, вызываемые живыми возбудителями (бактериями, грибами, простейшими, вирусами), получили название инфекционных. Эти болезни могут передаваться от человека к человеку. Для того чтобы бороться с инфекционными заболеваниями, организм человека вырабатывает специальные вещества и клетки. Иммунитет - это устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.

- Какие клетки крови участвуют в организации иммунитета? (Лейкоциты.)

- В том месте, куда проникла инфекция, очень быстро соберутся лейкоциты, чтобы уничтожить возбудителей, вызывающих болезнь. Эти возбудители должны быть нейтрализованы, а затем уничтожены фагоцитами. Фагоциты - специальные клетки, разновидность лейкоцитов. Они способны поедать чужеродные клетки и переваривать их. Этот процесс называется фагоцитозом. Явление фагоцитоза было открыто великим русским микробиологом Ильей Ильичом Мечниковым. Именно он обнаружил, что некоторые лейкоциты способны двигаться подобно амебам и захватывать чужеродные частицы в крови. Эти клетки И. И. Мечников назвал фагоцитами, то есть пожирателями, а открытое им явление - фагоцитозом. Лейкоциты погибают, защищая организм от различных инфекций. Если заражение очень сильное, то на этом месте возникает особая защитная реакция - воспаление. При этом в месте инфекционного поражения образуется гной, представляющий собой погибшие лейкоциты, уничтожавшие чужеродные частицы.

Задание. Используя текст учебника, выделите виды иммунитета, приведите примеры. Составьте свой ответ в виде схемы (см. Ресурсный материал к уроку).

Контролирует выполнение работы. Организует фронтальную проверку выполнения работы:

- Иммунитет подразделяют на естественный и искусственный. Естественный, в свою очередь, бывает врожденным и приобретенным. Естественный врожденный иммунитет передается новому организму от родителей по наследству. Естественный приобретенный иммунитет возникает в том случае, когда человек переболеет. В этом случае антитела вырабатываются в течение болезни (например, кори или краснухи), а затем сохраняются в “иммунной памяти” лимфоцитов в течение всей жизни человека.

Искусственный иммунитет подразделяют на активный и пассивный. Искусственный активный иммунитет возникает в тех случаях, когда человеку вводят ослабленных возбудителей (вакцину), и это приводит к выработке антител. Искусственный пассивный иммунитет появляется при введении человеку сыворотки. Сыворотка - это готовые антитела от переболевшего животного или другого человека.

Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной, и в ней дозревают клетки, отвечающие за иммунитет.

В начале 80-х гг. прошлого века было отмечено быстрое увеличение числа людей с новым загадочным заболеванием. Больные теряли способность сопротивляться инфекциям, их иммунитет быстро слабел, и они погибали от различных болезней, обычно от особой формы воспаления легких или редкой разновидности рака. Эта болезнь чаще всего встречалась или у наркоманов, или у людей, ведущих беспорядочную половую жизнь. Заболевание не имело особых симптомов и не проявлялось как отдельная болезнь. Поэтому данное заболевание получило особое название СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. А вирус, вызывающий данное заболевание, назвали ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). При СПИДе происходит резкое подавление иммунной системы, что способствует развитию множества различных инфекций, которые быстро приводят к смерти.

Аллергия - это повышенная чувствительность организма к какому-либо веществу. Очень часто аллергия выражена слабо и не вызывает у человека каких-либо неприятных ощущений. Но иногда аллергия лежит в основе опасных болезней, например астмы. При аллергии антитела вырабатываются на безвредный чужеродный белок как на самый опасный возбудитель болезней. В результате возникает реакция, сходная с воспалением. Вещества, вызывающие аллергию, называют аллергенами. Назовите, какие вещества являются аллергенами. (Шерсть, пыльца, пыль, цитрусовые, шоколад.)

- Самые известные из них - шерсть животных, пыльца растений, яд насекомых (пчел, ос), некоторые лекарственные препараты. Для предупреждения аллергии используют специальные медицинские препараты - антиаллергены

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная работа

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости следить за здоровьем. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между соблюдение правил гигиены и здоровьем. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Что такое иммунитет? (Борьба организма с чужеродными организмами и веществами.)

- Какие виды иммунитета различают? (Естественный и искусственный.)

- Какие клетки крови участвуют в борьбе организма с бактериями? (Лейкоциты.)

- Почему несмотря на то, что человек переболевает гриппом, он может еще раз заболеть? (Не вырабатываются антитела.)

- Верно, вирус гриппа постоянно мутирует, образуются новые подвиды вирусов, на которые у человека не вырабатываются стойкие антитела.

- В чем заключается отличие вакцины от сыворотки? (Вакцина - ослабленные или мертвые возбудители заболеваний; сыворотка — это готовые антитела от переболевшего животного или другого человека.)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, предлагают свои варианты ответов

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Устные ответы на вопросы учителя, наблюдение

V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 132-137.

Дополнительно: заполнить таблицу:

КЛЕТКИ КРОВИ

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

Клетки

крови

Продолжительность

жизни

Где образуются и где разрушаются

Функции





РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Карточки:

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

1. Опишите состав и значение внутренней среды организма.

2. Какие типы клеток различают среди форменных элементов крови?

1. Назовите основные функции крови.

2. О чем может сказать анализ крови?

- Заполните таблицу:


Тип клеток

Особенности строения и жизнедеятельности

Функции




Схема “Иммунитет”

Ответы:

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

1. Внутренняя среда - это жидкость, которая находится внутри организма, окружает его клетки и создает условия для протекания в них жизненных процессов. Она состоит из крови, лимфы и межтканевой жидкости. Внутренняя среда организма обеспечивает взаимосвязь всех клеток организма с окружающей средой. Другими словами, она выступает в роли посредника в процессе обмена веществ: обеспечивает клетки необходимыми веществами и удаляет ненужные конечные продукты обмена веществ.

2. Среди форменных элементов крови различают эритроциты, лейкоциты и тромбоциты

1. Кровь выполняет следующие функции: транспортная (дыхательная, питательная, выделительная); терморегуляционная - регулирует температуру тела; защитная - клетки крови убивают чужеродные организмы (бактерии, вирусы); регуляторная - поддерживает в организме гомеостаз.

2. По анализу крови можно определить состав минеральных веществ; находится ли количество эритроцитов и лейкоцитов в норме; нет ли в организме воспалительного процесса

Тип клеток

Особенности строения и жизнедеятельности

Функции

Эритроциты, или красные кровяные тельца

В 1 мм3 крови человека содержится примерно 5,5 млн эритроцитов. Клетки двояковогнутой формы, без ядра. Живут около 120 дней, а затем разрушаются в печени или селезенке. Новые эритроциты образуются в красном костном мозге. Содержат в себе белок гемоглобин

Доставка к тканям кислорода и удаление углекислого газа

Лейкоциты - белые кровяные клетки

В 1 мм3 крови их содержится 4-9 тыс. Одни виды лейкоцитов вырабатывают особые белки, которые распознают и связывают чужеродные агенты (белки бактерий, простейших, грибов) и чужеродные химические соединения. Эти белки называют антителами.

Другие виды лейкоцитов способны к захвату и уничтожению чужеродных частиц, молекул и клеток, проникающих в кровь, то есть к фагоцитозу. Живут лейкоциты недолго - всего несколько дней, а затем разрушаются в селезенке. Новые лейкоциты вырабатываются в красном костном мозге и лимфатических узлах

Лейкоциты обеспечивают защитные функции

Тромбоциты - кровяные пластинки

В 1 мм3 от 200 до 400 тыс. Они постоянно образуются в красном костном мозге и живут всего несколько суток

Обеспечивают свертывание крови






Для любых предложений по сайту: [email protected]