ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, ЕЕ ФУНКЦИИ. КЛЕТКИ КРОВИ. ПЛАЗМА КРОВИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ КРОВИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, ЕЕ ФУНКЦИИ. КЛЕТКИ КРОВИ. ПЛАЗМА КРОВИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ КРОВИ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о внутренней среде организма; познакомить с функциями крови, ее составом; способствовать развитию умений называть отличия плазмы крови

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови (форменные элементы), составляющие плазмы; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы

Личностные

результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Кровь, лимфа, межклеточная жидкость, плазма, форменные элементы, клетки крови

Оборудование

Микроскоп, микропрепарат “Клетки крови”, мультимедиапроектор

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Кровь. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000- 4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81762/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Назовите классы животных, для которых характерно два круга кровообращения, 4 камеры в сердце. (Млекопитающие и птицы.)

- Для каких классов животных характерно смешивание артериальной и венозной крови? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.)

- В чем особенность строения сердца крокодила? (В нем имеется неполная перегородка, что доказывает родство пресмыкающихся и птиц.)

- Какие структуры организма человека непосредственно контактируют с окружающей средой? (Эпителиальная ткань - кожа; дыхательная система; анализаторы и рецепторы.)

- Какие образования относятся к соединительной ткани? (Кровь, кости.)

- С помощью чего возможна транспортировка гормонов и других необходимых биологически активных веществ к органам и тканям? (С помощью кровеносной системы и крови.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

- Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим состав крови, особенности разных клеток крови. Узнаем, почему же кровь окрашена в красный цвет, почему по цвету отличается кровь, которую берут на забор из пальца и из вены.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- Что собой представляет внутренняя среда организма человека? Какими структурами она представлена?

- Что мы можем сказать о состоянии организма, сделав анализ крови?

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

- Внутренняя среда - это жидкость, которая находится внутри организма, окружает его клетки и создает условия для протекания в них жизненных процессов.

Задание. Используя текст учебника, определите составные части внутренней среды организма.

Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения.

- Основу внутренней среды составляет межклеточное вещество, или как еще его называют, тканевая жидкость. Это водянистая оболочка вокруг клеток. В состав внутренней среды также входят кровь и лимфа. У человека, как и у всех позвоночных животных, кровь постоянно движется по кровеносным сосудам. Поэтому кровь непосредственно не может соприкасаться с клетками. Перенос питательных веществ от крови к клетками и вывод продуктов обмена осуществляет тканевая жидкость. По лимфатическим сосудам движется жидкость, сходная и с кровью, и с тканевой жидкостью, но в то же время отличающаяся от них. Это лимфа.

Состав внутренней среды организма мы с вами определили, а теперь пришло время определить функции внутренней среды. Подумайте и запишите в течение двух минут, какие функции могут выполнять кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Контролирует выполнение работы. Обобщает и дополняет ответы обучающихся.

- Внутренняя среда организма обеспечивает взаимосвязь всех клеток организма с окружающей средой. Другими словами, она выступает в роли посредника в процессе обмена веществ. Она обеспечивает клетки необходимыми веществами и удаляет ненужные конечные продукты обмена веществ.

Кровь выполняет следующие функции:

1. Транспортная, которая заключается в трех функциях: дыхательной, питательной, выделительной. Рассмотрим более подробно эти функции:

а) дыхательная - переносит кислород и углекислый газ;

б) питательная - транспортирует питательные вещества;

в) выделительная - выносит и удаляет из организма ненужные продукты метаболизма (приносит к почкам).

2. Терморегуляционная - регулирует температуру тела.

3. Защитная - клетки крови убивают чужеродные организмы (бактерии, вирусы). Защитная функция также проявляется в образовании сгустка крови - тромба. Тромб образуется в том месте, где поврежден сосуд, что позволяет защитить организм от кровопотери.

4. Регуляторная - поддерживает в организме гомеостаз. Гомеостаз - это относительное постоянство химического состава и физических свойств. Основная функция лимфы - защитная. В лимфе происходит уничтожение болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, лимфа обеспечивает возвращение в кровяное русло тканевой жидкости.

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов (клеток крови).

На долю плазмы приходится 55-60 % объема крови, а оставшиеся 40- 45 % - на долю форменных элементов. По своему составу плазма состоит из воды, белков, жиров, минеральных солей. К форменным элементам крови относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Задание. Используя текст учебника, заполните таблицу:

КЛЕТКИ КРОВИ

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Предлагают свои варианты ответов

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

Тип клеток

Особенности строения и жизнедеятельности

Функции









Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения упражнения (см. Ресурсный материал к уроку).

- В организме взрослого мужчины содержится примерно 5 л крови, у женщины немного меньше - 4,5 л. По сосудам постоянно движется только часть крови.

Некоторый объем крови находится в особых хранилищах - депо крови. Для чего необходимо постоянное количество крови в депо - сосудах кожи, печени и селезенки? (При больших физических нагрузках или травмах, которые сопровождаются сильным кровотечением, кровь из депо начинает активно двигаться по сосудам.)

- В плазме крови постоянная концентрация хлорида натрия (поваренной соли) - на уровне 0,9 %. В случае, если его концентрация возрастает или падает, клетки крови погибают. Раствор хлорида натрия, соответствующий составу плазмы крови, называют физиологическим раствором. Его специально готовят и при необходимости вводят в организм (в случае обезвоживания или при кровопотере)




IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Индивидуальная или групповая работа

Организует выполнение лабораторной работы (см. ресурсный материал к уроку). Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует выполнение работы.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Что обеспечивает дисковидная, двояковогнутая форма эритроцитов? (Она обеспечивает наибольшую поверхность соприкосновения при наименьшем объеме. Эритроциты могут проникать в самые тонкие капилляры, быстро отдавая кислород клеткам.)

Рассматривают клетки крови под микроскопом, сравнивают строение клеток

Организуют работу, формулируют выводы

Выполнение заданий

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 127-132.

Дополнительно: подготовить сообщения по теме “Вакцинация, открытие Э. Дженнера, ВИЧ”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

КЛЕТКИ КРОВИ

Тип клеток

Особенности строения и жизнедеятельности

Функции

Эритроциты, или красные кровяные тельца

В 1 мм3 крови человека содержится примерно 5,5 млн эритроцитов. Клетки двояковогнутой формы, без ядра. Живут около 120 дней, а затем разрушаются в печени или селезенке. Новые эритроциты образуются в красном костном мозге. Содержат в себе белок гемоглобин

Доставка к тканям кислорода и удаление углекислого газа

Лейкоциты - белые кровяные клетки

В 1 мм3 крови их содержится 4-9 тыс. Одни виды лейкоцитов вырабатывают особые белки, которые распознают и связывают белки чужеродных организмов (бактерий, простейших, грибов) и чужеродные химические соединения. Эти белки называют антителами. Другие виды лейкоцитов способны к захвату и уничтожению чужеродных частиц, молекул и клеток, проникающих в кровь, то есть к фагоцитозу. Живут лейкоциты недолго - всего несколько дней, а затем разрушаются в селезенке. Новые же лейкоциты вырабатываются в красном костном мозге и лимфатических узлах

Лейкоциты обеспечивают защитные функции

Тромбоциты - кровяные пластинки

В 1 мм3 от 200 до 400 тыс. Они постоянно образуются в красном костном мозге и живут всего несколько суток

Обеспечивают свертывание крови

Лабораторная работа № 8. Изучение микроскопического строения крови

1. Рассмотрите препараты крови человека. Обратите внимание на форму эритроцитов. Подумайте, почему при рассматривании под световым микроскопом эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают?

2. Зарисуйте в одном масштабе по 2-3 эритроцита препарата крови.

3. Найдите лейкоциты и эритроциты крови. В чем их различие?

4. Сделайте выводы о строении клеток крови человека.






Для любых предложений по сайту: [email protected]