ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ. ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУЛЬСА И ПОДСЧЕТ ЧИСЛА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ. ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУЛЬСА И ПОДСЧЕТ ЧИСЛА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Педагогическая

цель

Создать условия для формирования представлений о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, факторах риска и мерах профилактики

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать значение биологических процессов; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится характеризовать значение биологических процессов (движения крови по сосудам, регуляции жизнедеятельности организма); анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов)

Личностные

результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Аорта, артерии, капилляры, вены, давление, систола, диастола

Оборудование

Бинт, жгут, иллюстрации с типами кровотечений

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b- 5a0046bldb44/81766/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Какой прибор используется для измерения давления? Какие показания тонометра находятся в пределах нормы? (Для измерения давления используют прибор тонометр. У здорового человека давление составляет в момент сокращения сердца 120 мм pm. cm., а в момент расслабления - 80 мм pm. cm.)

- Где расположено сердце? (Сердце расположено в грудной клетке позади грудины (с небольшим смещением влево), в специальной околосердечной сумке из соединительной ткани, называемой перикардом.)

- Объясните строение стенки сердца. (Стенка сердца состоит из трех оболочек, самой мощной из которых является средняя - миокард, образованная поперечнополосатой сердечной мышечной тканью.)

- Из каких отделов состоит сердце? (Полость сердца человека продольной перегородкой разделена на две половины, не сообщающиеся между собой, - правую и левую. Каждая половина сердца состоит из двух камер: верхней - предсердия и нижней - желудочка.)

- Какие клапаны располагаются в сердце человека? (Между предсердиями и желудочками располагаются створчатые клапаны. В перегородке между левым предсердием и левым желудочком находится двустворчатый (митральный) клапан. В перегородке между правым предсердием и правым желудочком расположен трехстворчатый клапан.)

- Какую функцию выполняют створчатые клапаны? (Со стороны желудочков к клапанам прикреплены сухожильные нити, благодаря которым клапаны могут открываться только в сторону желудочков и соответственно пропускать кровь только из предсердий в желудочки.)

- Почему стенки желудочков толще и лучше развиты, чем стенки предсердий? (Желудочки выталкивают кровь в круги кровообращения с большой силой, чтобы она могла достичь самых удаленных от сердца участков тела. Поэтому они имеют хорошо развитые мышечные стенки, особенно левый желудочек.)

- Что собой представляет автоматия сердца? (Сердечная мышца обладает особым свойством - автоматией. Если сердце удалить из грудной клетки, оно некоторое время продолжает сокращаться, не имея никакой связи с организмом. Импульсы, заставляющие сердце биться, ритмически возникают в небольших группах мышечных клеток, которые называют узлами автоматии. Главный узел автоматии находится в мышце правого предсердия, именно он задает ритм сердцебиений.)

- Охарактеризуйте сердечный цикл. (Один сердечный цикл, состоящий из сокращения (систолы) и расслабления (диастолы) сердца, длится 0,8 с (три фазы). Из этого времени 0,1 с занимает сокращение (систола) предсердий (I фаза), 0,3 с- сокращение (систола) желудочков (II фаза) и 0,4 с длится общее расслабление (диастола) всего сердца - общая пауза (III фаза). При каждом сокращении предсердий кровь из них переходит в желудочки, после чего начинается сокращение желудочков. По окончании сокращения предсердий створчатые клапаны захлопываются, и при сокращении желудочков кровь не может вернуться в предсердия. Она выталкивается через открытые полулунные клапаны из левого желудочка (по аорте) в большой круг, а из правого (по легочной артерии) в малый круг кровообращения. Затем наступает расслабление желудочков, полулунные клапаны закрываются и не дают крови вытекать обратно из аорты и легочной артерии в желудочки сердца.)

- Какие виды регуляции сердца определяют его работу? (Работа сердца и сосудов регулируется двумя путями: нервным и гуморальным. Нервная регуляция сердца осуществляется вегетативной нервной системой. Гуморальная регуляция происходит при воздействии различных химических веществ, приносимых к сердцу током крови.)

- Что такое ЭКГ? (Электрокардиография - один из основных методов диагностики сердечно-сосудистых заболеваний, основанный на регистрации электрических явлений, возникающих на поверхности тела человека в процессе работы сердца.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы. Выполнение заданий

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради

Учитель представляет статистику заболеваний сердечно-сосудистой системы. Выдвигает проблему:

- С чем же связано такое большое количество сердечно-сосудистых заболеваний? Какие факторы могут приводить к риску развития заболеваний сердца?

Кардиохирургия - весьма перспективное направление медицины. Каждые несколько лет разрабатываются все новые методы лечения заболеваний и приемы оперирования сердца, операции делают иногда даже совсем маленьким детям, двух- или трехмесячным. Но окончательно победить такой страшный диагноз, как инфаркт, пока человечеству не удалось. Возможно, кто-то из вас, окончив медицинский университет и выбрав направление “хирургия” или “терапия”, сможет найти лекарство или метод лечения инфаркта и таким образом спасти большое количество жизней

Отвечают на вопросы учителе выдвигают гипотезы, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления й первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель может организовать последовательный рассказ из сообщений учеников на тему “Заболевания сердечно-сосудистой системы”. Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни.

- Самой распространенной болезнью сердца является ишемическая болезнь. Это заболевание возникает при сужении артерий, доставляющих богатую кислородом кровь в сердечную мышцу. К сужению сосудов чаще всего приводят отложения на их стенках жироподобных веществ. Эти отложения называют атеросклеротическими бляшками. Они могут или сделать кровоток недостаточным для нормальной работы сердечной мышцы, или совсем прекратить ток крови по сосуду. Бляшки состоят главным образом из жироподобного вещества холестерина.

На поверхности этих бляшек начинают оседать тромбоциты, вызывающие образование тромба, а ведь в этом месте сосуд и так уже сужен.

В результате может сформироваться тромб, окончательно закупоривающий сосуд. Таким образом, участок сердечной мышцы перестает получать кислород и питательные вещества и отмирает, то есть развивается инфаркт. При наиболее тяжелых инфарктах происходит мгновенная остановка сердца, и человек умирает. К числу часто встречающихся заболеваний сердечно-сосудистой системы относится также гипертоническая болезнь, которая характеризуется повышенным артериальным давлением, функциональными, а при выраженных стадиях и структурными изменениями почек, сердца и центральной нервной системы.

В начальной стадии болезни артериальное давление повышается непостоянно и легко поддается нормализации при соблюдении соответствующего режима труда и отдыха, диеты и назначении лекарств.

Иногда на свет появляются младенцы с врожденными пороками сердца, которые развились еще до рождения, в утробе матери. Эти нарушения могут затрагивать клапаны сердца. Среди пороков сердца встречаются: отверстия в перегородке между желудочками или перегородке между предсердиями. В результате венозная кровь частично смешивается с артериальной кровью. Человеческий организм не может нормально жить на фоне постоянного недостатка кислорода в артериальной крови. Иногда эти отверстия с возрастом зарастают, но если этого не происходит, то их необходимо закрывать хирургическим путем. Еще один порок развития выражается в том, что сердце неправильно соединяется с артериями и венами. В любом из описанных случаев кожа детей становится синюшной, ногтевые ложа также приобретают голубоватый оттенок. Дети медленно растут, отличаются физической слабостью и повышенной утомляемостью. Но хирурги-кардиологи научились исправлять все эти аномалии, и дети возвращаются к нормальной жизни. В настоящее время около 80 % всех врожденных пороков сердца поддаются хирургическому лечению.

К проблемам кровообращения приводят также нарушения сердечного ритма - аритмии. Они встречаются довольно часто и могут сопровождаться неприятными ощущениями: головокружением и др. Аритмии проявляются в учащении (тахикардия) или замедлении (брадикардия) сокращений сердца, в приступах сердцебиений и др. Так называемая дыхательная, или юношеская, аритмия (учащение сердцебиений при вдохе) представляет собой физиологическое явление у детей и подростков. Лечение аритмии должно быть направлено на устранение основного заболевания и на восстановление нормального ритма сердца.

Главные причины заболеваний сердечно-сосудистой системы - избыточный вес, малые физические нагрузки, злоупотребление спиртными напитками и курение. У курильщиков каждая выкуренная сигарета приводит к длительному сужению сосудов, увеличивающему нагрузку на сердце и ухудшающему снабжение органов кровью. Часто сосуды рук и особенно ног настолько сужаются и тромбируются, что в тканях начинаются необратимые изменения, быстро приводящие к гангрене и потере конечности. Высокие дозы алкоголя также отравляют сердечную мышцу и ухудшают ее снабжение кровью. Постепенно мышечные клетки сердца перерождаются и заменяются соединительной тканью, что мешает сердцу нормально сокращаться и выталкивать кровь.

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. При физических нагрузках работа сердца стимулируется и нервным, и гуморальным путями. При этом улучшается кровоснабжение сердечной мышцы, и она получает больше кислорода и питательных веществ. Сердце хорошо тренированного человека способно при повышенных нагрузках выбрасывать гораздо больше крови и сокращаться чаще, чем сердце малоподвижного толстяка. Для того чтобы тренировать сердце, совсем не обязательно приобретать какие-то тренажеры. Если человек проходит за день хотя бы несколько километров, то этой нагрузки будет вполне достаточно для поддержания сердечной мышцы в хорошем состоянии. Как уже говорилось, в сосудах взрослого человека находится около 5 л крови, и потеря 2 л уже опасна для жизни, причем мужчины хуже переносят кровопотерю, чем женщины.

Из курса ОБЖ вам уже известны приемы первой медицинской помощи при кровотечениях.

Учитель может организовать опрос по ПМП.

- Чаще всего мы сталкиваемся с небольшими повреждениями, сопровождающимися капиллярными кровотечениями. Давление в капиллярах невысокое, поэтому сильного кровотечения не бывает. Достаточно обработать края ранки растворами бриллиантового зеленого (“зеленкой”) или йода и наложить марлевую повязку. Более сильные кровотечения возникают при повреждении вен (венозные кровотечения) и артерий (артериальные кровотечения). Из-за того что струя крови вытекает из крупной вены или артерии с довольно большой скоростью, она не дает образоваться тромбу, прекращающему кровотечение. Поэтому при венозном кровотечении нужно прикрыть рану тампоном и туго забинтовать. Сразу же после этого пострадавшего необходимо отправить в медицинское учреждение, так как сильные венозные кровотечения остановить совсем не просто. Самыми опасными для жизни человека являются кровотечения, возникающие при повреждении артерий, - артериальные кровотечения. Давление в артериях высокое, и поэтому яркая алая кровь бьет фонтаном или же выходит толчками. Такое кровотечение при помощи повязки не остановить, и необходимо пережать поврежденный сосуд выше места кровотечения. Если пострадала конечность, то на нее необходимо наложить жгут и отметить время его наложения (написать записку). Жгут делают из материи, резины или любого другого материала, которым можно туго перетянуть конечность. Под жгут обязательно подкладывают мягкую ткань, для того чтобы при его закручивании не повредить кожу. Если жгут наложен правильно, то кровотечение останавливается, конечность бледнеет. Пострадавшего необходимо срочно доставить к врачу, так как лишать конечность кровоснабжения надолго нельзя. Важно помнить, что жгут нельзя держать больше 2 ч летом и 1 ч зимой. Если время прошло, то жгут необходимо снять на 10-15 мин. Это делают для того, чтобы кровь могла попасть в поврежденную конечность для снабжения ее кислородом и выноса продуктов обмена. Затем жгут следует наложить снова ниже или выше его прежнего расположения.

Если при травме организма кровь выходит из поврежденных сосудов в полость тела и межтканевые промежутки, то такое кровотечение называют внутренним. Хотя кровь и не выходит за пределы организма, она покидает кровяное русло: давление в сосудах падает и органы не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ. Пострадавший бледнеет, его пульс учащается и слабеет, дыхание делается частым и поверхностным. В этом случае человека следует уложить, обеспечить приток свежего воздуха, а к предполагаемому месту кровотечения прикладывать что-нибудь холодное: бутылку или грелку с холодной водой, пакет со снегом или льдом. И конечно, необходимо срочно вызвать врача. С такими тяжелыми травмами мы, к счастью, сталкиваемся редко, а вот результаты небольших внутренних кровотечений мы видим практически постоянно. Это так называемые синяки, возникающие при небольших ушибах, растяжениях связок и т. п. Задает вопрос:

-Для чего к ушибленному месту мы прикладываем холодное? (Чтобы уменьшить отек, так как от холодного сужаются сосуды.)

- Если ушиблена голова, то на травмированном месте возникает шишка, то есть скопление крови в надкостнице. Если приложить к этому месту что-нибудь холодное, то кровоток в этом месте ослабнет и шишка будет уменьшаться

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Лабораторная работа

Организует выполнение лабораторной работы.

Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения здорового образа жизни во избежание развития заболеваний сердца, для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между вредными привычками и факторами риска заболеваний сердца. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Какие сердечно-сосудистые заболевания человека вам известны? (Инфаркт, ишемическая болезнь сердца, тахикардия и др.)

- Охарактеризуйте основные причины сердечно-сосудистых заболеваний. (Неправильный образ жизни, стресс, малоподвижный образ жизни, курение, алкоголизм.)

- Каковы основные пути профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы? (Вести здоровый образ жизни: не употреблять очень острую, жирную пищу, не употреблять алкоголь, никотин, наркотические вещества, посещать фитнес, выполнять физические упражнения и др.)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Определяют пульс, подсчитывают число сердечных сокращений

Наблюдение, выполнение лабораторной работы

V. Рефлексия учебной деятельности

Обобщающая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 153-157; подготовиться к контрольной работе по темам “Внутренняя среда организма”, “Транспорт веществ”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Лабораторная работа № 10 “Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений”

Цель: научиться определять пульс; подсчитать сердечные сокращения в покое и после физической нагрузки.

Ход работы.

1. Найдите пульс на сонной артерии или на руке. Работая в паре, подсчитайте количество вдохов в течение 1 минуты.

2. Сделайте 10 приседаний в быстром темпе и сразу же подсчитайте в течение 1 минуты количество вдохов.

3. Результаты оформите в таблице:

Количество вдохов в покое

Количество вдохов после 10 приседаний



4. Сделайте вывод о том, почему увеличивается количество вдохов после физической нагрузки. Что произойдет с пульсом после нескольких минут отдыха?






Для любых предложений по сайту: [email protected]