КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА, ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА, ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ

Педагогическая цель

Создать условия для проверки качества усвоения обучающимися знаний по темам “Внутренняя среда организма”, “Транспорт веществ”

Тип, вид урока

Контроль знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать сущность биологических процессов; н а у ч и тс я характеризовать сущность биологических процессов: движения крови по сосудам; регуляции жизнедеятельности организма; анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов); называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

Личностные

результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении Правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Аорта, артерии, капилляры, вены, предсердия, желудочки, миокард, эпикард, систола, диастола

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для решения контрольных заданий

Фронтальный опрос

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для проведения контрольной работы и выполнения заданий. Учитель может задавать наводящие вопросы, касающиеся тематики контрольной работы. Пока дежурные раздают тетради, учитель проверяет знание основных понятий, дополняет ответы и корректирует знания обучающихся

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация

Беседа по теме урока

Мотивирует обучающихся к написанию контрольной работы. Использует такие слова и словосочетания, как “вы молодцы”, “все знаете”, “обязательно справитесь” и др.

Ставят своей целью написание контрольной работы

Устанавливают причинно-следственные связи

Наблюдение

III. Контроль знаний.

Обеспечение контроля знаний

Контроль знаний

Контролирует выполнение обучающимися разноуровневой тестовой работы, сообщает о времени

Выполняют задания контрольной работы

Формулируют причинно-следственные связи между известным и тем, что нужно найти

Тестовые задания

IV. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока. Этап рефлексии учитель проводит на следующем уроке. После проверки контрольной работы, на этапе актуализации знаний обучающихся, проходит анализ контрольной работы и работа над ошибками

Осуществляют самоанализ деятельности

Контроль знаний и их коррекция

Письменные ответы

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Контрольная работа по темам “Внутренняя среда организма”, “Транспорт веществ”

Вариант I

Вариант II


Уровень А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Внутренняя среда организма образована:

1) клетками тела;

2) органами брюшной полости;

3) кровью, межклеточной жидкостью, лимфой;

4) содержимым желудка и кишечника.

2. Эритроциты имеют форму двояковогнутых дисков, что:

1) позволяет им плотно прилегать друг к другу;

2) замедляет скорость переноса этих клеток кровью;

3) способствует более быстрому и равномерному поступлению в них кислорода;

4) дает им возможность проникать сквозь стенки кровеносных сосудов.

3. Какой процесс предотвращает развитие утомления в сердце?

1) Обмен газов в капиллярах большого круга кровообращения;

2) поочередное сокращение и расслабление предсердий и желудочков;

3) перенос кровью питательных веществ к клеткам;

4) образование оксигемоглобина.

4. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, - это:

1) вены малого круга кровообращения;

2) вены большого круга кровообращения;

3) артерии малого и большого кругов кровообращения;

4) капилляры малого и большого кругов кровообращения.

5. Клетки крови, которые могут захватывать чужеродные тела ложноножками и совершать амебоидные движения, - это:

1) эритроциты;

2) лимфоциты;

3) фагоциты;

4) тромбоциты.

6. К большому кругу кровообращения относятся:

1) артерии верхних конечностей;

2) вены легких;

3) артерии легких;

4) капилляры легких.

7. На что указывает увеличение числа лейкоцитов в крови человека?

1) На возникновение малокровия;

2) заболевание сахарным диабетом;

3) воспалительный процесс в организме;

4) уменьшение способности крови свертываться.

8. Длительность сокращения предсердий:

1) 0,1 с; 2) 0,3 с; 3) 0,4 с; 4) 0,8 с.

9. Работу сердца регулирует:

1) соматическая нервная система;

2) вегетативная нервная система;

3) соматическая и вегетативная нервная система;

4) только гуморальная система.

10. Иммунитет обеспечивается способностью:

1) гемоглобина присоединять кислород;

2) крови образовывать тромб при ранениях;

3) организма усваивать органические вещества;

4) организма вырабатывать антитела.

11. К малому кругу кровообращения относятся вены:

1) печени;

2) верхних конечностей;

3) легких;

4) нижних конечностей.

12. В медицинской карте пациента часто можно увидеть следующую запись: “АД 120/70 мм рт. ст.”. Что она обозначает?

1) Давление крови в артерии.

2) Частоту пульса до и после приседаний.

3) Рост человека стоя и сидя.

4) Содержание кислорода в крови.

13. Кровеносная система переносит:

1) растворенный азот;

2) питательные вещества;

3) зараженные клетки к почкам;

4) углеводы для выведения их из организма.

14. Где в организме человека происходит образование углекислого газа?

1) В мышечных волокнах;

2) голосовой щели;

3) зрелых эритроцитах;

4) межклеточном веществе.

15. Какую функцию выполняет кровь в организме человека?

1) Рефлекторную;

2) защитную;

3) строительную;

4) опорную.

Уровень В.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Искусственный иммунитет может:

1) быть врожденным;

2) вырабатываться после перенесенного инфекционного заболевания;

3) образовываться вследствие прививки культуры убитых микроорганизмов;

4) вырабатываться после введения в организм ослабленных микробных ядов;

5) быть обусловлен переходом защитных антител из крови матери в кровь плода;

6) создаваться путем введения сыворотки, содержащей антитела.

В2. Выберите признаки, характерные для лейкоцитов крови.

A) Живут 120 дней.

Б) Живут 10 дней.

B) Безъядерные.

Г) В 1 мм3 5 млн клеток.

Д) В 1 мм3 8000 клеток.

Е) Содержат ядро.

Установите соответствие между содержанием I и II столбцов.

В3. Установите соответствие между кровеносным сосудом и направлением движения крови в нем.

Уровень А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Кровь от сердца течет:

1) по венам;

2) артериям;

3) капиллярам;

4) венам и артериям.

2. Кровь, лимфа, межклеточное вещество - разновидности ткани:

1) нервной;

2) соединительной;

3) мышечной;

4) эпителиальной.

3. Створчатые клапаны регулируют поступление крови:

1) из желудочков в предсердия;

2) из предсердий в желудочки;

3) из желудочков в артерии;

4) из вен в предсердия.

4. Малый круг кровообращения начинается:

1) в правом предсердии;

2) правом желудочке;

3) левом предсердии;

4) левом желудочке.

5. Длительность сокращения предсердий составляет:

1) 0,1с; 2) 0,3 с; 3)0,4 с; 4) 0,8 с.

6. Работу сердца регулирует:

1) соматическая нервная система;

2) вегетативная нервная система;

3) соматическая и вегетативная нервная система;

4) только гуморальная система.

7. Нормальное артериальное давление человека:

1) 100/60; 2) 150/90; 3) 120/80; 4) 180/100.

8. Наименьшая скорость движения крови:

1) в артериях;

2) аорте;

3) капиллярах;

4) венах.

9. Жидкая часть крови - это:

1) плазма;

2) цитоплазма;

3) лимфа;

4) межклеточная жидкость.

10. Артерии - это кровеносные сосуды, по которым кровь течет:

1) к сердцу и в малом, и в большом кругах кровообращения;

2) от сердца и в малом, и в большом кругах кровообращения;

3) в малом круге к сердцу, а в большом круге - от сердца;

4) в большом круге к сердцу, а в малом - от сердца.

11. Прибор для измерения давления крови - ...

1) манометр;

2) тонометр;

3) тахометр;

4) спирометр.

12. Какая ткань, так же как и кровь, в своем составе содержит форменные элементы?

1) Мышечная;

2) лимфа;

3) жировая;

4) нервная.

13. Что может стать причиной гипертонической болезни человека?

1) Употребление в пищу клетчатки и животных белков.

2) Ограничение потребления животных жиров.

3) Регулярное сужение просвета артерий.

4) Недостаток в пище поваренной соли.

14. Какая часть кости является кроветворным органом?

1) Надкостница;

2) красный костный мозг;

3) желтый костный мозг;

4) компактное вещество.

15. Какая из перечисленных причин может привести к заболеванию СПИД?

1) Переливание крови от ВИЧ-инфицированного человека;

2) обучение в классе с больным товарищем;

3) прохождение флюорографического обследования;

4) рукопожатие с больным человеком.

Уровень В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Стенка крупных кровеносных сосудов состоит из тканей:

1) эпителиальной;

2) жировой;

3) мышечной;

4) хрящевой;

5) нервной;

6) соединительной.

В4. Установите соответствие между сосудами и кругами кровообращения.


Сосуды

Круги кровообращения


A) аорта;

Б) легочные артерии;

B) легочные вены;

Г) полые вены;

Д) сосуды головного мозга;

Е) легочный ствол

1) малый;

2) большой


Ответы запишите в таблицу:


А

Б

В

Г

Д

Е






В5. Установите соответствие между фазами сердечного цикла и их характеристиками.


Кровеносный сосуд

Направление движения

Характеристики

Фазы


A) аорта;

Б) легочная артерия;

B) легочная вена;

Г) нижняя полая вена;

Д) вены верхних конечностей

1) от сердца;

2) к сердцу


A) продолжительность 0,4 с;

Б) продолжительность 0,1 с;

B) продолжительность 0,3 с;

Г) сокращение желудочков, расслабление предсердий;

Д) сокращение предсердий, расслабление желудочков;

Е) общее расслабление

1) I фаза;

2) II фаза;

3) III фаза


Ответы запишите в таблицу:


А

Б

В

Г

Д

Ответы запишите в таблицу:


А

Б

В

Г

Д

Е





В4. Установите соответствие между способом приобретения иммунитета человеком и его видом.





В6. Установите соответствие между типом крови и сосудами, по которым она перемещается.


Способ приобретения

Вид иммунитета

Сосуды

Типы крови


A) передается по наследству;

Б) вырабатывается под действием вакцины;

B) возникает после введения в организм лечебной сыворотки;

Г) формируется после перенесенного заболевания

1) естественный

2) искусственный

A) верхняя полая вена;

Б) легочная вена;

B) сонная артерия;

Г) легочная артерия;

Д) аорта;

Е) лучевая артерия

1) венозная кровь;

2) артериальная кровь


Ответы запишите в таблицу:

Ответы запишите в таблицу:


А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

Д

Е





В5. Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения.

A) Вены большого круга;

Б) артерии головы, рук и туловища;

B) аорта;

Г) капилляры большого круга;

Д) левый желудочек;

Е) правое предсердие.

В6. Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.

А) Вены; Б) аорта; В) артерии; Г) капилляры.

В7. Определите последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения начиная с левого желудочка сердца.

A) Правое предсердие.

Б) Аорта.

B) Левый желудочек.

Г) Легкие.

Д) Левое предсердие.

Е) Правый желудочек

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений практических действий.

В7. Установите последовательность этапов прохождения крови по кругам кровообращения начиная с левого желудочка сердца.

A) Правое предсердие.

Б) Аорта.

Г) Капилляры легких.

Д) Левое предсердие.

B) Левый желудочек.

Е) Правый желудочек



























Ответы:

Вариант I

Вариант II

Уровень А.

1.3. 2.3. 3.2. 4.3. 5.3. 6.1. 7.3. 8.1. 9.3. 10.4. 11.3. 12.1. 13.2. 14.1. 15.2.

Уровень В.

В1. 3, 4, 6.

В2. А, В, Г.

В3. 1, 1, 2, 2, 2.

В4. 1, 2, 2, 1.

В5. Д, В, Б, Г, А, Е

В6. Б, В, А, Г.

В7. В, Б, А, Е, Г, Д

Уровень А.

1.2. 2.2. 3.2. 4.2. 5.1. 6.3. 7.3. 8.4. 9.1. 10.2. 11.2. 12.2. 13.3. 14.2. 15.1.

Уровень В.

В1. 1, 3, 6.

В2. 2, 3, 5.

В3. 3, 4, 5.

В4. 2, 1, 1, 2, 2, 2.

В5. 3, 1, 2, 2, 1, 3.

В6. 1, 2, 2, 1, 2, 2.

В7. В, Б, А, Е, Г, Д






Для любых предложений по сайту: [email protected]