ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о необходимости соблюдения правил личной гигиены для профилактики заболеваний дыхательной системы |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать заболевания органов дыхания; факторы риска для здоровья; научится называть заболевания органов дыхания; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение); объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; характеризовать процесс регуляции жизнедеятельности организма |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Туберкулез, проба Манту, флюорография |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Как осуществляется выдох? (Во время выдоха межреберные мышцы расслабляются, ребра опускаются, диафрагма также расслабляется и возвращается в исходное положение. Объем грудной полости и легких уменьшаются. Давление падает, воздух выходит из легких.) - Как осуществляется газообмен между кровью и клетками? (Артериальная кровь приходит по большому кругу кровообращения к органам и тканям, где отдает кислород и забирает углекислый газ. В связи с тем, что в межклеточной жидкости и в клетках кислорода значительно меньше, чем в крови, приносимой по сосудам большого круга кровообращения, гемоглобин отдает кислород. Он выходит в тканевую жидкость, окружающую кровеносные капилляры, а затем попадает в клетки, в которых расходуется на процессы окисления органических веществ. В результате клеточного дыхания образуется углекислый газ. Он переходит из клеток сначала в межклеточную жидкость, а затем через однослойные стенки капилляров попадает в кровь.) - От каких факторов зависит количество углекислого газа, образующегося в организме? (Чем больше физическая или умственная нагрузка на наш организм, тем больше ему необходимо энергии, а следовательно, и больше образуется углекислого газа при окислении.) - Способен ли человек произвольно задерживать дыхание? Почему? (Это возможно потому, что деятельность дыхательного центра продолговатого мозга находится под контролем высших отделов головного мозга). - Как осуществляется гуморальная регуляция дыхания? (Гуморальная регуляция происходит благодаря рецепторам, возбуждение которых происходит при повышении содержания углекислого газа в крови. От них импульсы следуют в дыхательный центр, вызывая учащение дыхания. При физических и эмоциональных нагрузках частота дыхания резко возрастает, чтобы обеспечить возросшие потребности организма в кислороде и соответственно удалять увеличенные количества углекислого газа.) - Что такое кашель? (Кашель возникает при раздражении бронхов. При этом происходит глубокий вдох, за которым следует усиленный резкий выдох. Голосовая щель открывается, и происходит выброс воздуха.) - Когда возникает чихание? (Чихание возникает при раздражении слизистых оболочек носовой полости. Происходит резкий выдох, похожий на тот, который наблюдается при кашле, но, когда воздух толчком выбрасывается из легких, язык блокирует заднюю часть ротовой полости и для воздуха остается единственный путь наружу - через нос.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности |
Постановка проблемы |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - До 14 лет включительно вы ежегодно проходили специальную процедуру, при которой на вашу руку наносился укол. Через некоторое время медсестра или врач измеряли область покраснения вокруг места, в которое этот укол был сделан. Что это такое? И для чего этот процесс необходим? (Проба Манту, или реакция на туберкулез.) - Гражданам, которым исполнилось 14 лет, уже можно проходить флюорографию. Что, скорее всего, вы в ближайшем будущем и проделаете. Для чего же необходимо отслеживать состояние легких? (От туберкулеза умирает большое количество людей.) Учитель может привести статистику смертности от заболеваний дыхательной системы, рассказать о вреде курения |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа “Органы дыхания”. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы ЗОЖ (здорового образа жизни). - Органы дыхательной системы подвержены многим инфекционным заболеваниям, с которыми хорошо знаком любой человек. Среди них различают воздушно-капельные и капельно-пылевые инфекции. Первые передаются при непосредственном контакте с больным человеком (при кашле, чихании или разговоре), вторые - при контакте с предметами, которыми пользовался больной. Наиболее распространены вирусные инфекции (грипп) и острые респираторные (дыхательные) заболевания (ОРЗ, ОРВИ, а также ангина, туберкулез и бронхиальная астма). Грипп и ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции) передаются воздушно-капельным путем. У больного поднимается температура, появляются озноб, ломота в теле, головная боль, кашель и насморк. Нередко после этих заболеваний, особенно после гриппа, наблюдаются серьезные осложнения, связанные с нарушением работы внутренних органов - легких, бронхов, сердца и др. Туберкулез легких вызывает бактерия палочка Коха, названная по имени описавшего ее ученого. Этот возбудитель заболевания широко распространен в природе, но обычно иммунная система здорового человека активно подавляет его развитие. Однако при неблагоприятных условиях (сырость, недостаточное питание, сниженный иммунитет) болезнь может перейти в острую форму, приводящую к физическому разрушению легких. (См. Ресурсный материал к уроку.) |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, слушают выступления учащихся, подготовивших сообщения |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости закаливания, соблюдения мер профилактики заболеваний; об отрицательном влиянии курения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между соблюдением мер профилактики и заболеваниями. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке |
Решают типовые задачи |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Обобщающая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|||
Домашнее задание |
Учебник, с. 166-170. Дополнительно: составить презентацию по теме “Заболевания дыхательной системы” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
||||
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Распространенным заболеванием легких является бронхиальная астма. В связи с ухудшением экологической обстановки это заболевание все чаще встречается даже у людей, ведущих правильный образ жизни. При этом заболевании сокращаются мышцы, входящие в стенки бронхов, и происходит приступ удушья. Причина астмы - аллергическая реакция на самые казалось бы безобидные вещества: бытовую пыль, шерсть животных, пыльцу растений и т. п. Для ликвидации мучительного и опасного удушья применяют целый ряд лекарств. Некоторые из них вводят в легкие в виде аэрозолей, и они действуют непосредственно на бронхи, расширяя их.
Органы дыхания подвержены также онкологическим (раковым) заболеваниям. Чаще всего они возникают у хронических курильщиков.
Для профилактики инфекционных заболеваний органов дыхания необходимо ограничить контакты с уже больными людьми или уменьшить степень воздействия на эти органы вредных примесей, содержащихся в воздухе: пыли, выхлопных газов, выбросов промышленных предприятий, табачного дыма, так как все эти примеси отрицательно влияют на органы дыхания. Промышленные примеси делают органы дыхания более восприимчивыми к возбудителям инфекционных заболеваний. Необходимо постоянно повышать сопротивляемость организма инфекциям, систематически закаливая его. Закаливание должно быть длительным и постепенным, только в этом случае можно добиться желаемого результата. Существуют разнообразные комплексы закаливания: обтирание, купание, воздушные ванны и т. п. При постепенном возрастании степени воздействия на организм закаливающих факторов происходит повышение устойчивости всех систем организма к неблагоприятным климатическим факторам: холоду, сырости. Очень хорошие результаты дает специальная физкультура, укрепляющая дыхательную мускулатуру и улучшающая вентиляцию легких.
Но если уж какое-либо заболевание органов дыхательной системы возникло, то его необходимо лечить, причем начать лечение желательно с самых ранних стадий недуга. Для ранней диагностики заболеваний легких применяют флюорографию - фотографирование изображения грудной клетки, просвечиваемой рентгеновским излучением. Флюорографию необходимо делать раз в год. Это позволяет выявлять целый ряд опаснейших заболеваний на ранних стадиях. Насморк, который представляет собой воспаление носовых проходов, носит научное название ринит. Сам по себе ринит не так уж и опасен, но он может давать осложнения. Из носоглотки воспаление по евстахиевым трубам может дойти до полости среднего уха и вызвать его воспаление - отит. Если воспалены гланды (лимфоидные небные железы), то развивается тонзиллит. Острый тонзиллит называют ангиной. Она опасна своими осложнениями, например негативно воздействует на суставы и сердце. Если воспаление затрагивает голосовые связки, такое заболевание называется ларингит. Наиболее часто встречающееся заболевание дыхательных путей - бронхит. Просвет бронхов сужается из-за накопленной слизи, и дышать становится тяжело. Основная причина острого бронхита - вирусы и микробы. Особо опасно курение. Ведь смола, образующаяся при сгорании табака и бумаги, не может выводиться из легких и в течение многих лет оседает на стенках воздухоносных путей, буквально убивая клетки слизистой оболочки.