ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ УГАРНЫМ ГАЗОМ, СПАСЕНИИ УТОПАЮЩЕГО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ УГАРНЫМ ГАЗОМ, СПАСЕНИИ УТОПАЮЩЕГО

Педагогическая цель

Сформировать представление об оказании первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего; использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего; находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы; выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена; оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом; будет знать приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего; органы дыхания, их строение и функции; гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Познавательные — научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Легкие, гортань, трахея, надгортанник, бронхи, альвеолы, диафрагма, вдох, выдох

Оборудование

Муляж тела человека для выполнения искусственного дыхания

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Какие заболевания дыхательной системы являются наиболее распространенными? (Наиболее распространены вирусные инфекции (грипп) и острые респираторные (дыхательные) заболевания (ОРЗ, ОРВИ), а также ангина, туберкулез и бронхиальная астма.)

- Как передаются грипп и ОРВИ? (Грипп и ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции) передаются воздушно-капельным путем.)

- Назовите возбудителя туберкулеза. (Туберкулез легких вызывает бактерия палочка Коха, названная по имени описавшего ее ученого.)

- Где можно встретить палочку Коха? (Этот возбудитель заболевания широко распространен в природе, в помещениях, особенно там, где сыро, в малопроветриваемых помещениях.)

- По каким причинам возникает астма? (Причина астмы - аллергическая реакция на бытовую пыль, шерсть животных, пыльцу растений и т. д.)

- Что необходимо выполнять для профилактики инфекционных заболеваний органов дыхания? (Для профилактики инфекционных заболеваний органов дыхания необходимо ограничить контакты с уже больными людьми, уменьшить степень воздействия на эти органы вредных примесей, содержащихся в воздухе: пыли, выхлопных газов, выбросов промышленных предприятий, табачного дыма, так как все эти примеси отрицательно влияют на органы дыхания. Промышленные примеси делают органы дыхания более восприимчивыми к возбудителям инфекционных заболеваний. Необходимо постоянно повышать сопротивляемость организма инфекциям, систематически закаливая его. Закаливание должно быть длительным и постепенным, только в этом случае можно добиться желаемого результата.)

- Какие методы применяют для ранней диагностики заболеваний легких? (Для ранней диагностики заболеваний легких применяют флюорографию - фотографирование изображения грудной клетки, просвечиваемой рентгеновским излучением. Флюорографию необходимо делать раз в год.)

- Что такое ларингит? (Воспаление, которое затрагивает голосовые связки.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Очень часто жизнь утопающему спасают обычные люди, владеющие приемами первой медицинской помощи. Благодаря их правильным действиям многих удавалось спасти. Для того чтобы в стрессовой ситуации не поддаться панике, нужно четко представлять, какие меры оказания ПМП нужно применить. Сегодня мы с вами потренируемся оказывать первую медицинскую помощь при отравлении угарным газом, при спасении утопающего.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы


III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- При оказании первой помощи пострадавшим от электротравмы, при отравлении угарным газом, утонувшим или при других несчастных случаях, сопровождающихся остановкой дыхания, применяют искусственное дыхание. Пострадавшего кладут на спину, освобождают шею и грудь от давящей одежды. Под спину следует подложить какой- то мягкий сверток для того, чтобы голова запрокинулась и воздухоносные пути освободились. После этого следует вдувать воздух в рот или нос пострадавшего через носовой платок. Желательно делать около 15 таких вдуваний в минуту. Надо следить за тем, чтобы после каждого искусственного вдоха грудная клетка пострадавшего опускалась. Продолжительность такого выдоха должна быть больше вдоха приблизительно в два раза. Если сердце не бьется, то надо сочетать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца: после одного вдувания воздуха в легкие производят 4-5 быстрых толчкообразных надавливаний на нижнюю треть грудины. Грудину смещают у взрослых на 4-5 см, а у детей младшего возраста - на 1,5-2 см в ритме 80-90 надавливаний в минуту. После каждых 4-5 надавливаний следует вдувать воздух в рот или нос пострадавшего. Меры по оживлению можно считать успешными, если у пострадавшего сузились зрачки, порозовела кожа, появился пульс. Оказание первой помощи нельзя прекращать до тех пор, пока человек не станет самостоятельно дышать и не придет в сознание. Затем пострадавшего следует отправить в лечебное учреждение.

Для оказания помощи при отравлении угарным газом пострадавшего следует быстро вынести на свежий воздух, напоить горячим чаем. Если же угоревший потерял сознание и его дыхание остановилось, то необходимо применить искусственное дыхание.

Если приходится оказывать первую помощь утонувшему, то прежде всего следует как можно быстрее удалить воду из воздухоносных путей и легких. Для этого спасатель, стоя на одном колене, укладывает пострадавшего себе на бедро так, чтобы его голова и верхняя часть туловища свисали вниз. Далее утонувшему открывают рот и, похлопывая его по спине, удаляют воду из дыхательных путей. Затем пострадавшего кладут на спину, подложив под спину валик из одежды, и начинают делать искусственное дыхание до появления самостоятельного дыхания и возвращения сознания. После этого человека надо напоить горячим чаем, укутать чем-нибудь теплым и отправить в больницу.

Смерть человека наступает тогда, когда останавливается сердце и/или прекращается дыхание. Причины этих явлений могут быть самыми различными: травмы, болезнь, отравление и т. д. Однако несколько минут после того, как дыхание и работа сердца прекратились, мозг еще живет и смерть является обратимой. Такое состояние называют клинической смертью. Длительность клинической смерти зависит от многих причин, например при охлаждении организма она более продолжительна. Однако если не принять срочных мер по реанимации, то есть оживлению человека, то состояние клинической смерти через считанные минуты переходит в необратимое состояние биологической смерти, определяемое гибелью мозга. Реанимационные мероприятия, проводимые в больничных условиях, сложны и многообразны, но в бытовых условиях можно поддерживать пострадавшего в состоянии клинической смерти при помощи искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца следует производить до тех пор, пока не восстановятся сокращения сердца и самостоятельное дыхание больного, или до его передачи медицинским работникам

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющие упражнения

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу о необходимости умений оказания первой медицинской помощи. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Под руководством учителя учащиеся выполняют несколько раз искусственное дыхание и непрямой массаж сердца на муляже

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Наблюдение

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: записи по тетради, подготовиться к контрольной работе по теме “Дыхание”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]