ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ. РЕГУЛЯЦИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12 ВОЗДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ, СЛЮНЫ - НА КРАХМАЛ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ. РЕГУЛЯЦИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12 ВОЗДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ, СЛЮНЫ - НА КРАХМАЛ

Педагогическая цель

Сформировать представления о пищеварении в ротовой полости, о способах регуляции процесса пищеварения

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении, пищеварение в разных отделах пищеварительной системы; будет знать органы пищеварительной системы, гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы, правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, развитие коммуникативных умений

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Слюнные железы, амилаза, слюна, муцин

Оборудование

Муляж ротовой полости, муляж зубов

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальный контроль знаний

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. Контролируют правильность ответов обучающихся.

- Какие функции выполняет пищеварительная система? (Механическая и химическая переработка пищи; всасывание питательных веществ; выведение из организма непереваренных остатков пищи.)

- Что такое питание и какова его роль в обмене веществ? (Питание - поступление питательных веществ в организм в виде пищи.)

- Охарактеризуйте основные питательные вещества. (Белки, жиры, углеводы.)

- Какая пища богата углеводами? (Растительная.)

- Какие функции выполняют белки в организме? (Строительную (пластическую), транспортную, сократительную, защитную функции.)

- Каков состав пищеварительной системы человека? (Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала (тракта) и пищеварительных желез.)

- Каково значение пищеварительных желез? (Железы вырабатывают пищеварительные ферменты и слизь.)

- Почему вредно для организма придерживаться вегетарианства?

(С животной пищи в организм поступают необходимые для организма белки и питательные вещества.)

- Назовите основные пищеварительные железы. (Три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа.)

- Какой пищи необходимо употреблять больше: растительной или животной? (Пища должна быть сбалансирована: в ней необходимо присутствие и растительной, и животной пищи.)

- Какую функцию выполняет слизь, выделяемая пищеварительными железами? (Обеспечивает прохождение пищи и защиту эпителиальной ткани, выстилающей поверхность пищеварительного канала.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы

учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Важным фактором в переваривании пищи является ее механическая обработка. Почему следует тщательно пережевывать пищу, а не проглатывать ее крупными кусками? (Желудок будет долго перерабатывать большой кусок пищи, по пищеводу кусок с трудом будет проходить и др.)

- Почему уход за ротовой полостью так важен? (Здоровье зубов важно для организма - они измельчают пищу.)

Выдвигает проблему:

- Почему ротовую полость считают важным отделом пищеварения?

Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

- Ротовая полость - начальный отдел пищеварительной системы. Сверху она ограничена небом, с боков - щеками, снизу - челюстно-подъязычной мышцей, а спереди - губами. Какие органы расположены в ротовой полости? (В ней расположены зубы и язык.)

- В ротовую полость открывают свои протоки три пары крупных и множество мелких слюнных желез. Все они вырабатывают особый секрет - слюну.

Зубы представляют собой твердые костеподобные образования, расположенные в углублениях верхних и нижних челюстей. Они необходимы для механического измельчения пищи.

Задание. Используя текст учебника, выделите части зуба.

- У каждого зуба есть две части - коронка и корень. Коронка располагается над десной, а корни удерживают зуб в лунках костей челюсти. Основная масса зуба состоит из твердого костеподобного вещества - дентина. Коронка зуба покрыта защитным слоем эмали - тканью, лишенной клеток. Эмаль - самое твердое вещество в нашем организме.

Но даже эмаль может разрушаться при неправильном уходе за зубами, при несоблюдении чистоты в ротовой полости.

Вопрос:

- Когда вам лечили зубы, вы обращали внимание, что врач просит медсестру приготовить цемент? Вы наверняка думали и представляли, что же это за цемент? Не тот ли, который используют в строительстве?

- Корень зуба покрыт слоем цемента - особого вещества, необходимого для удержания зуба в его лунке. В толще дентина каждого зуба есть полость, заполненная мягким содержимым - пульпой. Через узкое отверстие в корне зуба в нее проходят нервы и кровеносные сосуды из костей челюсти.

У человека зубы прорезываются и вырастают дважды. Новорожденный ребенок появляется совсем без зубов. Затем постепенно (в течение 1- 3-го годов жизни) у него вырастает 20 детских, или молочных, зубов. Молочные зубы выпадают естественным путем в возрасте 5-6 лет. Молочные зубы сменяются постоянными к 11-13 годам.

Язык - самая подвижная мышца нашего организма. Каким типом мышечной ткани образован язык? (Поперечнополосатой.)

- Язык образован поперечнополосатыми мышцами, благодаря чему он может выполнять множество сложных движений. Язык участвует в механической обработке пищи, образовании пищевого комка и его проглатывании. Каким образом мы определяем вкус? (С помощью языка.)

- В слизистой оболочке языка находятся многочисленные вкусовые рецепторы, необходимые для определения вкуса еды. Кроме этого, язык участвует в образовании звуков.

При виде пищи, а также при восприятии ее запаха в ротовой полости начинают работать особые структуры - слюнные железы. Они выделяют в ротовую полость слюну. Крупными слюнными железами являются парные околоушные, подъязычные и подчелюстные железы.

На 98-99 % слюна состоит из воды. В ней содержатся пищеварительные ферменты, в частности амилаза, расщепляющие сложные углеводы до простых углеводов, в частности крахмал расщепляется до глюкозы. Поэтому переваривание углеводов начинается уже в ротовой полости. Важным условием эффективной работы ферментов слюны является ее слабощелочная реакция. Образование пищевого комка и покрытие его слизью обеспечивает муцин. В слюне содержится также лизоцим. Это бактерицидное вещество, частично обеззараживающее пищу путем уничтожения бактерий, попадающих в ротовую полость.

В ротовой полости пища сначала подвергается механической обработке при участии языка и зубов - пережевыванию. Формируется пищевой комок, и, благодаря особому рефлекторному акту - глотанию, пища сначала попадает в глотку, а затем в пищевод и желудок. В глотке пищеварительные пути пересекаются с дыхательными, поэтому надгортанник закрывает дыхательные пути от попадания в них пищи.

Пищевод - это орган, который представляет собой трубку длиной около 30 см. Благодаря мышечным сокращениям, волнообразно распространяющимся по стенкам пищевода сверху вниз, пищевой комок доходит до желудка. Сокращения мышц стенок желудочно-кишечного тракта называют перистальтикой.

Далее пища попадает в желудок. Что происходит с пищей в желудке, вы узнаете на следующем уроке

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Формулируют ответы на основе прочитанного текста, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичной закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Лабораторная работа

Организует выполнение лабораторной работы. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о воздействии желудочного сока на белки, слюны - на крахмал.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между типом фермента и видом питательных веществ, подвергающихся расщеплению.

Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Работают по алгоритму, выполняют лабораторную работу

Формулируют выводы

Наблюдение, письменный отчет о проделанной работе

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 174-179, вопросы 7, 8, 10; творческий вопрос: почему у любителей сладкого в большей степени развивается кариес? Какие правила надо соблюдать для того, чтобы уменьшить развитие кариеса?

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Лабораторная работа № 13 “Воздействие желудочного сока на белки, слюны - на крахмал”

Цель: изучить способность желудочного сока расщеплять белки; изучить способность слюны расщеплять крахмал.

Ход работы.

1. Изучение действия желудочного сока на белки.

1.1. При помощи пинцета поместить в три пронумерованные пробирки по небольшому кусочку вареного яйца.

1.2. В каждую пробирку долить 1 мл желудочного сока.

1.3. Включить водяную баню и выставить ее температуру на уровень 36-38 °С.

1.4. Поместить пробирку № 1 на водяную баню.

1.5. В пробирку № 2 долить 1 мл щелочи и поставить ее на водяную баню.

1.6. Пробирку № 3 поставить в стакан со льдом.

1.7. Через полчаса отметить изменения, которые произошли с содержимым пробирок.

1.8. Сделать вывод по результатам проделанной работы.

2. Изучение действия слюны на крахмал.

2.1. Взять небольшие кусочки черного хлеба, вареного яйца и мяса. Разжевать их. Отметить, при разжевывании какого из продуктов во рту появляется сладковатый привкус.

2.2. Сделать вывод по результатам проделанной работы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]