ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ. РЕГУЛЯЦИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12 ВОЗДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ, СЛЮНЫ - НА КРАХМАЛ
Педагогическая цель |
Сформировать представления о пищеварении в ротовой полости, о способах регуляции процесса пищеварения |
Тип, вид урока |
Комплексное применение знаний, умений, навыков |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится давать определение понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении, пищеварение в разных отделах пищеварительной системы; будет знать органы пищеварительной системы, гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы, правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, развитие коммуникативных умений |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Слюнные железы, амилаза, слюна, муцин |
Оборудование |
Муляж ротовой полости, муляж зубов |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальный контроль знаний |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. Контролируют правильность ответов обучающихся. - Какие функции выполняет пищеварительная система? (Механическая и химическая переработка пищи; всасывание питательных веществ; выведение из организма непереваренных остатков пищи.) - Что такое питание и какова его роль в обмене веществ? (Питание - поступление питательных веществ в организм в виде пищи.) - Охарактеризуйте основные питательные вещества. (Белки, жиры, углеводы.) - Какая пища богата углеводами? (Растительная.) - Какие функции выполняют белки в организме? (Строительную (пластическую), транспортную, сократительную, защитную функции.) - Каков состав пищеварительной системы человека? (Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала (тракта) и пищеварительных желез.) - Каково значение пищеварительных желез? (Железы вырабатывают пищеварительные ферменты и слизь.) - Почему вредно для организма придерживаться вегетарианства? (С животной пищи в организм поступают необходимые для организма белки и питательные вещества.) - Назовите основные пищеварительные железы. (Три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа.) - Какой пищи необходимо употреблять больше: растительной или животной? (Пища должна быть сбалансирована: в ней необходимо присутствие и растительной, и животной пищи.) - Какую функцию выполняет слизь, выделяемая пищеварительными железами? (Обеспечивает прохождение пищи и защиту эпителиальной ткани, выстилающей поверхность пищеварительного канала.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. - Важным фактором в переваривании пищи является ее механическая обработка. Почему следует тщательно пережевывать пищу, а не проглатывать ее крупными кусками? (Желудок будет долго перерабатывать большой кусок пищи, по пищеводу кусок с трудом будет проходить и др.) - Почему уход за ротовой полостью так важен? (Здоровье зубов важно для организма - они измельчают пищу.) Выдвигает проблему: - Почему ротовую полость считают важным отделом пищеварения? |
Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль |
Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. - Ротовая полость - начальный отдел пищеварительной системы. Сверху она ограничена небом, с боков - щеками, снизу - челюстно-подъязычной мышцей, а спереди - губами. Какие органы расположены в ротовой полости? (В ней расположены зубы и язык.) - В ротовую полость открывают свои протоки три пары крупных и множество мелких слюнных желез. Все они вырабатывают особый секрет - слюну. Зубы представляют собой твердые костеподобные образования, расположенные в углублениях верхних и нижних челюстей. Они необходимы для механического измельчения пищи. Задание. Используя текст учебника, выделите части зуба. - У каждого зуба есть две части - коронка и корень. Коронка располагается над десной, а корни удерживают зуб в лунках костей челюсти. Основная масса зуба состоит из твердого костеподобного вещества - дентина. Коронка зуба покрыта защитным слоем эмали - тканью, лишенной клеток. Эмаль - самое твердое вещество в нашем организме. Но даже эмаль может разрушаться при неправильном уходе за зубами, при несоблюдении чистоты в ротовой полости. Вопрос: - Когда вам лечили зубы, вы обращали внимание, что врач просит медсестру приготовить цемент? Вы наверняка думали и представляли, что же это за цемент? Не тот ли, который используют в строительстве? - Корень зуба покрыт слоем цемента - особого вещества, необходимого для удержания зуба в его лунке. В толще дентина каждого зуба есть полость, заполненная мягким содержимым - пульпой. Через узкое отверстие в корне зуба в нее проходят нервы и кровеносные сосуды из костей челюсти. У человека зубы прорезываются и вырастают дважды. Новорожденный ребенок появляется совсем без зубов. Затем постепенно (в течение 1- 3-го годов жизни) у него вырастает 20 детских, или молочных, зубов. Молочные зубы выпадают естественным путем в возрасте 5-6 лет. Молочные зубы сменяются постоянными к 11-13 годам. Язык - самая подвижная мышца нашего организма. Каким типом мышечной ткани образован язык? (Поперечнополосатой.) - Язык образован поперечнополосатыми мышцами, благодаря чему он может выполнять множество сложных движений. Язык участвует в механической обработке пищи, образовании пищевого комка и его проглатывании. Каким образом мы определяем вкус? (С помощью языка.) - В слизистой оболочке языка находятся многочисленные вкусовые рецепторы, необходимые для определения вкуса еды. Кроме этого, язык участвует в образовании звуков. При виде пищи, а также при восприятии ее запаха в ротовой полости начинают работать особые структуры - слюнные железы. Они выделяют в ротовую полость слюну. Крупными слюнными железами являются парные околоушные, подъязычные и подчелюстные железы. На 98-99 % слюна состоит из воды. В ней содержатся пищеварительные ферменты, в частности амилаза, расщепляющие сложные углеводы до простых углеводов, в частности крахмал расщепляется до глюкозы. Поэтому переваривание углеводов начинается уже в ротовой полости. Важным условием эффективной работы ферментов слюны является ее слабощелочная реакция. Образование пищевого комка и покрытие его слизью обеспечивает муцин. В слюне содержится также лизоцим. Это бактерицидное вещество, частично обеззараживающее пищу путем уничтожения бактерий, попадающих в ротовую полость. В ротовой полости пища сначала подвергается механической обработке при участии языка и зубов - пережевыванию. Формируется пищевой комок, и, благодаря особому рефлекторному акту - глотанию, пища сначала попадает в глотку, а затем в пищевод и желудок. В глотке пищеварительные пути пересекаются с дыхательными, поэтому надгортанник закрывает дыхательные пути от попадания в них пищи. Пищевод - это орган, который представляет собой трубку длиной около 30 см. Благодаря мышечным сокращениям, волнообразно распространяющимся по стенкам пищевода сверху вниз, пищевой комок доходит до желудка. Сокращения мышц стенок желудочно-кишечного тракта называют перистальтикой. Далее пища попадает в желудок. Что происходит с пищей в желудке, вы узнаете на следующем уроке |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Формулируют ответы на основе прочитанного текста, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
IV. Первичной закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Лабораторная работа |
Организует выполнение лабораторной работы. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о воздействии желудочного сока на белки, слюны - на крахмал. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между типом фермента и видом питательных веществ, подвергающихся расщеплению. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке |
Работают по алгоритму, выполняют лабораторную работу |
Формулируют выводы |
Наблюдение, письменный отчет о проделанной работе |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 174-179, вопросы 7, 8, 10; творческий вопрос: почему у любителей сладкого в большей степени развивается кариес? Какие правила надо соблюдать для того, чтобы уменьшить развитие кариеса? |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Лабораторная работа № 13 “Воздействие желудочного сока на белки, слюны - на крахмал”
Цель: изучить способность желудочного сока расщеплять белки; изучить способность слюны расщеплять крахмал.
Ход работы.
1. Изучение действия желудочного сока на белки.
1.1. При помощи пинцета поместить в три пронумерованные пробирки по небольшому кусочку вареного яйца.
1.2. В каждую пробирку долить 1 мл желудочного сока.
1.3. Включить водяную баню и выставить ее температуру на уровень 36-38 °С.
1.4. Поместить пробирку № 1 на водяную баню.
1.5. В пробирку № 2 долить 1 мл щелочи и поставить ее на водяную баню.
1.6. Пробирку № 3 поставить в стакан со льдом.
1.7. Через полчаса отметить изменения, которые произошли с содержимым пробирок.
1.8. Сделать вывод по результатам проделанной работы.
2. Изучение действия слюны на крахмал.
2.1. Взять небольшие кусочки черного хлеба, вареного яйца и мяса. Разжевать их. Отметить, при разжевывании какого из продуктов во рту появляется сладковатый привкус.
2.2. Сделать вывод по результатам проделанной работы.