ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ. РЕГУЛЯЦИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ. РЕГУЛЯЦИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Педагогическая цель

Сформировать представление о процессе пищеварения в желудке; рассмотреть формы регуляции пищеварения

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; называть роль ферментов в пищеварении; характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма, сущность биологического процесса питания, пищеварения; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; будет знать основные органы пищеварительной системы человека, роль ферментов в пищеварении

Личностные

результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; освоить приемы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Пищеварительные железы, желудочный сок

Оборудование

Таблицы “Строение желудка”, “Железы”

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ni/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81771/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Организует индивидуальный контроль.

Проверяет ответ на творческий вопрос:

- При расщеплении глюкозы образуется молочная кислота, в которой быстро развиваются бактерии. Для уменьшения риска развития кариеса необходимо ополаскивать рот после приема пищи (особенно сладкого) раствором соды (происходит реакция нейтрализации).

Вызывает к доске двух учеников:

1-й ученик зарисовывает схему зуба, подписывает его части (если в кабинете есть мультимедийная доска, то ученик может подписать части зуба на схеме, спроектированной на доске).

2-й ученик записывает особенности пищеварения в ротовой полости (механическая обработка, состав слюны, слабощелочная среда, амилаза, расщепление углеводов).

- Какое строение имеет ротовая полость? (В ротовой полости находятся зубы, язык; ротовая полость выстлана эпителиальной тканью; в ротовую полость открываются протоки слюнных желез.)

- Какое строение имеет зуб человека? (Зубы представляют собой твердые костеподобные образования, расположенные в углублениях верхних и нижних челюстей. У каждого зуба есть две части - коронка и корень. Коронка располагается над десной, а корни удерживают зуб в лунках костей челюсти. Основная масса зуба состоит из твердого костеподобного вещества - дентина. Коронка зуба покрыта защитным слоем эмали.)

- Как происходит формирование и развитие зубов у человека? (У человека зубы прорезываются и вырастают дважды. Новорожденный ребенок появляется совсем без зубов. Затем постепенно (в течение 1-

3-го годов жизни) у него прорезывается и вырастает 20 детских, или молочных, зубов. Молочные зубы выпадают естественным путем в возрасте 5-6 лет. Молочные зубы сменяются постоянными.)

- Каковы особенности строения и функционирования языка? (Язык образован поперечнополосатыми мышцами, благодаря чему он может выполнять множество сложных движений. Язык участвует в механической обработке пищи, образовании пищевого комка и его проглатывании. В слизистой оболочке языка находятся многочисленные вкусовые рецепторы, необходимые для определения вкуса еды. Кроме этого, язык участвует в образовании звуков.)

- Какие железы вырабатывают слюну и каковы особенности ее состава? (Слюнные железы выделяют в ротовую полость слюну. Крупными слюнными железами являются парные околоушные, подъязычные и подчелюстные железы. На 98-99 % слюна состоит из воды. В ней содержатся пищеварительные ферменты, в частности амилаза, расщепляющие сложные углеводы до простых углеводов, в частности крахмал расщепляется до глюкозы. Важным условием эффективной работы ферментов слюны является ее слабощелочная реакция. Образование пищевого комка и покрытие его слизью обеспечивает муцин. В слюне содержится также лизоцим. Это бактерицидное вещество, частично обеззараживающее пищу путем уничтожения бактерий, попадающих в ротовую полость.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- На прошлом уроке мы задались вопросом: “Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?”. Нашлись ли среди вас те, кого заинтересовала эта фраза? Кто автор данного изречения?

Эпиграф к уроку: Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить! {Сократ.)

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- Для чего необходимо соблюдать правильный режим питания, который предполагает прием пищи в строго установленные часы?

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

Задание. Используя текст учебника, выделите характеристики желудка. Организует проверку выполнения задания.

- Желудок представляет собой расширение пищеварительной трубки объемом около 2 л. Стенки желудка состоят из соединительнотканной оболочки, мышечного слоя и внутренней слизистой оболочки. В слизистой оболочке желудка находятся миллионы мелких желез, вырабатывающих желудочный сок (около 2 л в сутки). Одни железы вырабатывают пищеварительный фермент - пепсин, другие - соляную кислоту. Пепсин необходим для расщепления белков, а соляная кислота активизирует его работу и убивает бактерии.

Вопрос:

- Почему стенки желудка не перевариваются собственными пищеварительными соками? (Предположения обучающихся.)

- Это связано с тем, что определенный вид клеток слизистой оболочки желудка выделяет особое слизистое вещество. Оно защищает стенки желудка от самопереваривания.

В зависимости от состава и объема съеденной пищи ее пребывание в желудке длится от 3 до 10 часов. Стенки желудка способны медленно сокращаться, перемешивая пищу с желудочным соком. Перистальтика желудка также важна для правильного процесса переваривания пищи. Вопрос:

- Какая среда действовала в ротовой полости? (Слабощелочная.)

- Важной особенностью и условием эффективного пищеварения в желудке является кислая среда. Пепсин расщепляет белки до аминокислот. После обработки ферментами желудочного сока пищевые массы порциями проходят из желудка в тонкий кишечник через отверстие, окруженное сфинктерами - круговыми мышцами.

- Если в желудок попала недоброкачественная пища или вещества, раздражающие его стенки, то может возникнуть рвота. В результате рвотного рефлекса опасные для здоровья вещества выбрасываются из желудка.

В случае необходимости рвоту можно вызвать искусственно. Для этого нужно раздражать пальцами корень языка, где есть рецепторы, соединенные с центром рвотного рефлекса, расположенным в головном мозге. Таким образом, рвота - защитный рефлекс организма от отравления. Задание. Используя текст учебника, выделите, какие типы регуляции работы желудка существуют? (Рефлекторный и гуморальный типы.)

- Я буду читать предложения, а вам предстоит определить, о каком типе регуляции идет речь:

1) В ротовой полости происходит обработка пищи. Рецепторы языка определяют вкус пищи, зубы пережевывают пищу, образуют пищевой комок. Информация из рецепторов ротовой полости поступает по чувствительным нейронам. (Рефлекторная регуляция.)

2) При виде и запахе пищи происходит выделение слюны и пищеварительных соков. (Рефлекторная регуляция.)

3) С током крови к желудку приходят гормоны, усиливающие перистальтику желудка и работу пищеварительных желез. (Гуморальная регуляция.)

- Классические исследования процессов пищеварения и его регуляции были проведены отечественным ученым Иваном Петровичем Павловым и его сотрудниками. За эти исследования И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии. Он разработал целый ряд экспериментально-хирургических приемов вживление фистул в различные отделы желудочно-кишечного тракта. Фистула - искусственное отверстие, создаваемое в стенке какого-либо внутреннего органа или протоке железы. В это отверстие вставляется трубочка, через которую можно изучать содержимое органа или вещества, вырабатываемое железой. Так, И. П. Павлов хирургическим путем выводил наружу проток одной из слюнных желез собаки, в то время как остальные слюнные железы продолжали выделять слюну в ротовую полость. Таким образом он мог, не нанося вреда здоровью животного, исследовать состав слюны. За время этих опытов удалось показать, что некоторое количество слюны выделяется еще до того, как пища попала в рот, то есть при виде пищи. Каждый из нас знает на собственном опыте, что при виде пищи вырабатывается слюна в ротовой полости.

Выделение желудочного сока усиливается уже во время пережевывания пищи во рту. Таким образом, когда пищевой комок проглатывается и попадает в желудок, орган полностью готов к быстрому перевариванию пищи. Во время нахождения пищи в желудке усиливается также выделение сока поджелудочной железой и желчи печенью, то есть кишечник оказывается заранее подготовленным к поступлению в него пищи из желудка и дальнейшему ее перевариванию

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

- К чему может привести проглатывание больших, не пережеванных комков пищи? (Пищевой комок может острыми краями повредить пищевод; в желудке ферменты долго будут обрабатывать пищу, что нарушает пищеварение.)

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения графика приема пищи, тщательного пережевывания пищи. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между типом регуляции работы желудка и примером того или иного типа. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Что собой представляет желудок? (Желудок - резервуар для пищи, в котором происходит выделение ферментов и переваривание пищи.)

- Какую функцию выполняет соляная кислота? (Обеззараживает пищу от бактерий, активизирует работу пепсина.)

- Что увеличивает площадь поверхности желудка? (Слизистая оболочка образует множество складок, что увеличивает ее поверхность.)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух


V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 180-181; записи по тетради

Записывают задание

Читают задание; Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]