ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ. ПЛАСТИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ОБМЕН И РОЛЬ БЕЛКОВ, УГЛЕВОДОВ, ЖИРОВ. ВОДНО-СОЛЕВОЙ ОБМЕН

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ. ПЛАСТИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ОБМЕН И РОЛЬ БЕЛКОВ, УГЛЕВОДОВ, ЖИРОВ. ВОДНО-СОЛЕВОЙ ОБМЕН

Педагогическая цель

Сформировать представление о процессах обмена веществ и энергии в организме; рассмотреть взаимозависимость пластического и энергетического обмена

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится давать определение понятиям пластический обмен, энергетический обмен; использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ; характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека; будет знать определение понятий пластический обмен, энергетический обмен; сущность обмена веществ и превращения энергии в организме

Личностные

результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей).

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Анаболизм, катаболизм, пластический обмен, энергетический обмен

Оборудование

Таблицы “Энергетический обмен”, “Пластический обмен”

Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Пластический и энергетический обмен. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81772/?interface=catalog&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

Проводит тестирование по теме “Пищеварение” (см. Ресурсный материал к уроку).

Контролируют правильность ответов обучающихся.

- Какие свойства характерны для живых организмов? По каким критериям мы отличаем живой организм от объекта неживой природы? (Учащиеся называют свойства живых организмов: рост, развитие, размножение; необходимо свести все к главному свойству - обмену веществ и энергии.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.

- Программист из США, который устал тратить свое время и энергию на приготовление пищи и ее поглощение, решил создать коктейль, который содержит все питательные вещества, необходимые для выживания. Мужчина задался целью жить как можно более экономно, но оставаться здоровым. Американец надеется, что его изобретение поможет в решении проблемы голода в мире. Напиток получил название “сой- лент”. Он призван, по замыслу создателя, полностью заменить традиционную пищу. Этот напиток содержит все вещества, поступающие обычно с пищей и необходимые для поддержания жизнедеятельности. Разработан в 2013 году американским предпринимателем и программистом Робом Райнхартом.

- Как вы думаете, какие вещества этот напиток может содержать? (Белки, жиры, углеводы, витамины.)

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, читают текст учебника, отвечают на вопросы учителя

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни.

Задание. Используя текст учебника, выделите, какие два процесса составляют основу обмена веществ и энергии в организме человека, то есть метаболизм. Составьте схему (см. Ресурсный материал к уроку).

- Запишите определение энергетического и пластического обмена.

- Как вы думаете, какой из процессов преобладает в молодом организме? (Пластический обмен.)

- Почему? (Организму необходимо расти, для процесса роста требуются питательные вещества.)

Задание. Используя текст учебника и дополнительный материал (предоставляет учитель), заполните таблицу “Питательные вещества” (см. Ресурсный материал к уроку).

После заполнения таблицы учитель организует проверку выполнения задания, дополняет ответы учащихся своим рассказом.

- Белки, которые поступают в организм человека, отличаются от белков, которые составляют основу нашего организма. Поэтому белки расщепляются до аминокислот. Далее аминокислоты всасываются в кровь и разносятся ко всем органам. Через мембраны клеток органов аминокислоты проникают в них, и там, в рибосомах, из нужной комбинации аминокислот создаются белки, свойственные данным клеткам: в мышцах - мышечные белки человеческого организма, в нейронах - белки, свойственные нервным клеткам. Жирные кислоты и глицерин, которые образуются при расщеплении жиров, всасываются в лимфу, транспортируются и поступают в клетки. Избыток жира откладывается в запас в разных органах. Глюкоза всасывается в кровь и при избытке откладывается в печени в виде гликогена. Инсулин играет важную роль в углеводном обмене, так как он стимулирует образование гликогена из глюкозы. Если в крови содержится недостаточное количество глюкозы, это способствует переходу гликогена в глюкозу и поступлению ее в сосудистое русло. В этом процессе участвует гормон, противоположный по действию инсулину, - глюкагон. Конечными продуктами обмена веществ являются вода, углекислый газ и аммиак, которые удаляются через кожу, печень, органы дыхания. В том случае, когда в пище не хватает какого-либо органического соединения, может происходить превращение одних веществ в другие. Так, белки могут превращаться в жиры и углеводы. При обильном питании углеводами могут образовываться жиры. Однако недостаток белков в пище является невосполнимым, так как они образуются только из аминокислот. Поэтому отказываться от белковой пищи ни в коем случае нельзя.

Вопрос:

- Конечными продуктами обмена веществ являются углекислый газ, вода и аммиак. Какими путями они выводятся из организма? (Углекислый газ и пары воды удаляются через легкие; под действием воды аммиак превращается в мочевину и выводится через почки.)

- Какие белки называются полноценными? (Содержащие все необходимые человеку аминокислоты, в основном животного происхождения.)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, записывают определения

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о важности сбалансированного питания; о необходимости принимать пищу, в которой содержатся белки, жиры, углеводы.

- Почему нельзя отказываться от белковой пищи животного происхождения? (Она содержит незаменимые аминокислоты, которых нет в растительных белках.)

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между питанием и здоровьем. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Отвечают на вопросы

Выявляют причинно-следственные связи между питанием и здоровьем

Вопросы учителя

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 187-194

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение








РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Органические вещества

Функции

Промежуточные продукты распада

Конечные продукты распада

Куда всасываются

Белки

Строительная, энергетическая, регуляторная (ферменты)

Аминокислоты

Аммиак, вода, углекислый газ

Всасываются в кровь и разносятся ко всем органам

Углеводы

Строительная, энергетическая, запасающая

Глюкоза

Вода, углекислый газ

Всасываются в кровь и разносятся ко всем органам

Жиры

Строительная, энергетическая, запасающая, регуляторная (гормоны)

Глицерин и жирные кислоты

Вода, углекислый газ

Всасываются в лимфатическую систему

Тест по теме “Пищеварение в ротовой полости и желудке”

Вариант I

Вариант II

Уровень А.

1. В пищеварительном тракте питательные вещества:

1) усложняются по своему химическому строению;

2) переводятся в растворимое состояние;

3) не изменяются по своему химическому строению;

4) только механически обрабатываются.

2. Из аминокислот состоят:

1) жиры;

2) углеводы;

3) белки;

4) нуклеиновые кислоты.

3. Клетки слизистой оболочки желудка вырабатывают:

1) лизоцим;

2) желчь;

3) панкреатический сок;

4) соляную кислоту.

4. Основным ферментом в ротовой полости является:

1) пепсин;

2) трипсин;

3) липаза;

4) амилаза.

5. Желудочный сок начинает выделяться под воздействием:

1) сигнала, пришедшего по нервам;

2) гормона тироксина;

3) гормона адреналина;

4) желчи.

6. Определите правильную последовательность отделов пищеварительной системы:

1) рот - пищевод - глотка - желудок - кишечник;

2) рот - глотка - пищевод - желудок - кишечник;

3) рот - глотка - желудок - пищевод - кишечник;

4) рот - пищевод - кишечник - желудок - глотка.

7. Питательные вещества в желудке и кишечнике перевариваются под действием содержащихся в пищеварительных соках:

1) гормонов;

2) ферментов;

3) витаминов;

4) антител.

Уровень С. Дайте полный развернутый ответ.

С1. Зарисуйте и опишите строение зуба.

С2. Что такое слюна? Каков ее состав? Какую функцию она выполняет?

Уровень А.

1. Продуктами распада жиров являются:

1) глюкоза;

2) глицерин и жирные кислоты;

3) нуклеотиды;

4) аминокислоты.

2. Безусловный слюноотделительный рефлекс возникает:

1) при сигнале о времени обеда;

2) при виде пищи;

3) во время разговора о пище;

4) во время еды.

3. Пепсин - это фермент:

1) желез желудка;

2) слюнных желез;

3) поджелудочной железы;

4) печени.

4. В результате расщепления жиров образуется(ются):

1) глюкоза;

2) нуклеотиды;

3) аминокислоты;

4) глицерин и жирные кислоты.

5. Слюна начинает выделяться под воздействием:

1) гормона адреналина;

2) тромбоцитов;

3) сигнала, пришедшего по нервам;

4) желудочного сока.

6. У человека двенадцатиперстная кишка расположена ...

1) за пищеводом;

2) желудком;

3) тонкой кишкой;

4) толстой кишкой.

7. Расщепление органических веществ пищи в пищеварительном канале происходит под действием:

1) гормонов;

2) витаминов;

3) ферментов;

4) нуклеиновых кислот.

Уровень С. Дайте полный развернутый ответ.

С1. Нарисуйте и подпишите типы зубов человека.

С2. Что входит в состав желудочного сока? Что происходит с пищей в желудке?

Ответы:

Вариант I

Вариант II

Уровень А.

1.2. 2.3. 3.4. 4.4. 5.1. 6.2. 7.2.

Уровень С.

С1. У каждого зуба есть две части - коронка и корень. Коронка располагается над десной, а корни удерживают зуб в лунках костей челюсти. Основная масса зуба состоит из твердого костеподобного вещества - дентина. Коронка зуба покрыта защитным слоем эмали - тканью, лишенной клеток. Эмаль - самое твердое вещество в нашем организме. Корень зуба покрыт слоем цемента - особого вещества, необходимого для удержания зуба в его лунке. В толще дентина каждого зуба есть полость, заполненная мягким содержимым - пульпой. Через узкое отверстие в корне зуба в нее проходят нервы и кровеносные сосуды из костей челюсти.

С2. На 98-99 % слюна состоит из воды. В ней содержатся пищеварительные ферменты, в частности амилаза, расщепляющие сложные углеводы до простых углеводов, в частности крахмал расщепляется до глюкозы. Поэтому переваривание углеводов начинается уже в ротовой полости. Важным условием эффективной работы ферментов слюны является ее слабощелочная реакция. Образование пищевого комка и покрытие его слизью обеспечивает муцин. В слюне содержится также лизоцим. Это бактерицидное вещество, частично обеззараживающее пищу путем уничтожения бактерий, попадающих в ротовую полость

Уровень А.

1.2. 2.4. 3.1. 4.4. 5.3. 6.2. 7.3.

Уровень С.

С1. У человека зубы прорезываются дважды. Новорожденный ребенок появляется совсем без зубов. Затем постепенно (в течение 1-3-го годов жизни) у него прорезывается 20 детских, или молочных, зубов. Молочные зубы выпадают естественным путем в возрасте 5-6 лет. Молочные зубы сменяются постоянными. Типы зубов: резцы, клыки, малые коренные, большие коренные.

С2. В слизистой оболочке желудка находятся миллионы мелких желез, вырабатывающих желудочный сок (около 2 л в сутки). Одни железы вырабатывают пищеварительный фермент - пепсин, другие - соляную кислоту. Пепсин необходим для расщепления белков, а соляная кислота активизирует его работу и убивает бактерии. В зависимости от состава и объема съеденной пищи ее пребывание в желудке длится от 3 до 10 часов. Стенки желудка способны медленно сокращаться, перемешивая пищу с желудочным соком. Перистальтика желудка также важна для правильного процесса переваривания пищи






Для любых предложений по сайту: [email protected]